Детская травма — это собирательное название повреждений чаще всего получаемых детьми в процессе познания окружающего мира, которых можно было бы избежать при наличии большего жизненного опыта
Травматизм - это повреждения, которые повторялись в определенной группе населения.
Травма - это телесное повреждение при ранении.
Виды детского травматизма в зависимости от места получения травмы:
- бытовой, или домашний; -уличный, в том числе транспортный;
школьный, в том числе в дошкольных учреждениях и спортивный;
-
травматизм в лечебно-оздоровительных учреждениях, в том числе родовой
Все причины детского травматизма были объединены и классифицированы исследователями в 10 основных групп.
Каждая группа включает описание наиболее типичных и распространенных случаев с указанием конкретных причин получения травмы.
I группа — травмы детей младенческого возраста — включает следующие типовые ситуации:
- падение с высоты по невнимательности взрослых;
- взрослому человеку не удалось поймать подброшенного вверх малыша;
- травма во время укачивания малыша, взрослый ударяет его о косяк, мебель;
- травма ребенка в коляске — из-за падения на лестнице, удара при входе в лифт, неосторожного перехода улицы, скрытых дождевой водой ям на дорогах, питания в коляске (может подавиться пищей).
Таким образом, большинство травм детей младенческого возраста происходит по вине и невнимательности родителей.
II группа причин детского травматизма связана с зимними видами отдыха:
- игры в снежки — травмы глаз, ушей при бросках снежков в упор, попадания в голову;
- одновременное катание со снежных горок младших и старших детей, съезжание на ногах, с разгона, подсекание и толчки;
- травмы из-за несовершенства рукотворных горок — падение с лестниц без перил, удар ногами из-за короткой полосы торможения;
- катание на санках с крутых гор, природных холмов, насыпей, иногда под колеса автомобилей;
- несоблюдение техники катания на коньках и лыжах (удары о дерево и т. д.),
- обморожение открытых частей тела из-за несоответствия одежды и обуви погодным условиям.
III группа включает стандартные случаи получения детьми ожогов:
несоблюдение техники безопасности во время новогодних праздников;
- нарушение инструкции по использованию пиротехнических средств;
- ожог горячей пищей, питьём или паром;
эксперименты с открытым огнем и неожиданными находками.
IV группа включает стандартные случаи получения детьми ушибов, переломов, сотрясения головного мозга:
- падение из окна, обычно из-за любопытства;
- прыжки с большой высоты;
- катание под кабиной лифта;
- прыжки с «тарзанки»;
травмы при беге на переменах и в
удары о батарею, остекленные двери;
все случаи избиений и драк;
- несоблюдение техники безопасности и правил эксплуатации роликовых коньков и другие «экстремальных» видов спорта;
- травмы на уроках физической культуры и спортивных секциях.
V группа причин детского травматизма связана с дорожно-транспортными происшествиями:
- внезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом;
-игра на проезжей части дороги,
железнодорожном полотне;
- выпадение из движущегося транспорта;
- езда детей на подножках и наружных выступах;
- переход ребенка через дорогу в неположенном месте;
- ребенок, управляющий транспортным средством без должной подготовки;
- нарушение водителем правил дорожного движения;
- наезд во дворе на коляску.
VI группа – травмы при контакте с животными:
- кошачья царапина — опасна риккетсиозами (группа инфекционных заболеваний);
- несоблюдение правил безопасности при посещении зоопарка и цирка – нападения диких животных;
- случаи необъяснимой агрессии — нападение бешеных собак;
- агрессия домашних собак из-за действий ребенка — попыток потянуть за хвост, сесть верхом.
случаи ожогов медузы и укусов гадюк.
VII группа – травмы, связанные с инородными телами. Чаще всего это пищевые продукты (орехи, кости, семечки) и бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек). Обычно инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Встречаются также случаи инородных тел носа, уха.
VIII группа – травмы, полученные в воде. Дети младшего возраста могут утонуть в домашних ваннах, колодцах, котлованах, опасность могут представлять даже бочки с водой на дачах. По данным Региональной общественной организации профилактики и спасения на воде 63% утонувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, унесен на льдине, а также попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы.
IX группа — отравления. Из-за халатности взрослых детям легкодоступны марганцовка, уксусная эссенция, соляная кислота, различные чистящие средства, тормозная жидкость и другие жидкие ядовитые вещества. Большинство отравлений происходит в домашних условиях по причине любопытства детей и доступности хранения лекарственных препаратов, химических средств и прочих опасных жидкостей. За последние годы возросло количество случаев отравлений среди подростков алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами, лекарствами.
X группа причин детского травматизма заключается в проявлении жестокости со стороны родителей и взрослых (синдром избитого ребенка). Физическая и психическая жестокость со стороны родителей зависит от уровня их культуры и социально-экономического положения в стране, а также наличия эффективных механизмов защиты прав детей на государственном уровне.
Структура детского травматизма
У мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек;
60-68%- преобладают бытовые травмы;
78%- дети получают травмы во дворах и на улицах
и только 22% в помещениях.
Профилактика травматизма — система мероприятий, проводимых с целью предупреждения травм. Профилактика травматизма осуществляется на основе анализа причин травм и сопутствующих им обстоятельств. В первую очередь, профилактика детского травматизма должна быть направлена на предупреждение случаев уличного и школьного травматизма.
Профилактика детского травматизма осуществляется на трех уровнях: групповом, общественном и индивидуальном.
На групповом уровне профилактика детского травматизма заключается в информировании и соблюдении педагогами и их подопечными правил безопасного поведения, дорожного движения, правил поведения на уроке, в общественном месте.
На общественном уровне профилактика детского травматизма может заключаться в комплексе мероприятий, направленных на предотвращение создания опасных ситуаций.
Индивидуальный уровень профилактики детского травматизма имеет самую важную значимость и является наиболее эффективным, поэтому профилактика детского травматизма в первую очередь должна проводиться родителями в личных беседах и на личном примере.
ВЫВОД:
Таким образом, детский травматизм-
прогрессирующая социальная проблема.
Рост детского травматизма объясняется быстрым
индустриальным развитием страны, научно-
технической революцией, связанной нарастающей
концентрацией машинной техники в быту и на
улицах, перенаселением городов.
Главная задача педагогов и родителей-
предупреждение детского травматизма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.