В самом уроке, как явлении, заложен внутренний конфликт.
Например:
Несмотря на то, что учитель один, а учеников много, они работают согласно задуманной учителем программе и, таким образом, исполняют его волю.
Несмотря на то, что учащиеся не испытывают нужды в преподаваемых науках, им всё равно приходиться усваивать их.
Несмотря на то, что учитель по возрасту, опыту, положению резко отличается от детей и, казалось бы, взаимодействие его внутреннего мира и внутренних миров детей почти невозможно, однако каким-то образом оно происходит.
3. Большое количество всевозможных требований у учителей, которые зачастую применяются эпизодически, бессистемно. Отсутствие единства требований у педагогов.
4. Педагоги сами не соблюдают предъявляемые ими требования.
5. Расхождения в оценке ученика классом и учителем.
6. Учитель не умеет, не способен, не хочет поставить себя на место ученика.
В практической деятельности учитель, воспитатель часто задаёт себе вопросы:
Как грамотно прекратить/ пресечь неподходящее поведение ребёнка, мешающее занятию?
Как выстраивать общение с учеником, чтобы его неподобающее поведение не повторялось вновь и вновь?
Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать вести себя хорошо?
Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках?
Три основных фактора, снимающих конфликт урока:
Интересный материал привлекает внимание детей.
Логика урока увлекает детей, помогает им усваивать неизвестный до сих пор материал, следуя за учителем.
Наглядный продукт совершаемых усилий подкрепляет уверенность ребёнка в своих силах, помогает детям осознать необходимость того или иного знания.
Необходимо помнить о трёх законах поведения:
Ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах!
Любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни!
Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно,но не может осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырёх целей:
Привлечение внимания, демонстративное поведение.
Борьба за власть, делёжка власти (со взрослым человеком), властолюбивое поведение.
Месть учителю или всему миру за реальную или вымышленную обиду/ мстительное поведение.
Избегание неудачи: страх повторить своё поражение, в очередной раз оказаться в своих глазах и в глазах окружающих несостоятельным, никчёмным/ускользающее поведение.
Внимание!
Наиболее распространённые неэффективные способы реагирования учителя в ситуациях, когда ученики мешают вести урок.
Приказы, команды: «Выплюнь сейчас же резинку! Выйди вон из класса! Прекрати вертеться!»
Угрозы: «Ещё раз придёшь без сменной обуви, будешь мыть пол в классе!»
Нотации: «Ты бы лучше учился, чем за девочками подглядывал!»
Поучения: «Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования!»
Советы, предписания: «Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене!»
Обвинение: «Когда в школе драка, я всегда знаю – это Павлов!»
Обзывание, насмешка, стереотипизация: «Вы скачете, как стадо диких обезьян!»
Интерпретация, анализирование: «Ты написала это, чтобы показать свои недюжинные способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию!!»
Анкета для учащихся 5-8 - ых классов. Всего опрошено 169 человек.
1. Нарушается ли у вас в классе на уроках дисциплина?
43% А) да, очень часто, почти на каждом уроке;
37% Б) да, но только на отдельных уроках;
9% В) редко, но это может произойти на любом уроке;
6% Г) редко, и это пустяковые нарушения дисциплины, почти
не мешают уроку и учителю, быстро прекращаются;
4% Д) бывает иногда, но в целом у нас дисциплинированный
класс.
2. Почему нарушается дисциплина на уроке, как это чаще всего происходит?
50% А) Как правило, одни и те же ученики нарушают дисциплину. Это для них привычное поведение.
14% Б) В нашем классе дисциплину может нарушить любой ученик, с дисциплиной у нас плохо.
7% В) Дисциплина нарушается в нашем классе тогда, когда учитель в чём-то не прав, ученикам что-то не нравится в поведении учителя, вот и получается возмущение, шум и беспорядок.
10% Г) В нарушении дисциплины и беспорядках на уроках виноват весь класс, ведь есть ученики, которые ведут себя хорошо, они хотят учиться и могли бы сделать замечание тем ученикам, которые явно срывают урок, помочь учителю навести порядок в классе.
20% Д) Дисциплина нарушается тогда, когда на уроке скучно и не интересно. Все занимаются посторонними делами.
3. Если всё-таки случается серьёзный конфликт на уроке (ссора, крик) между учителем и учеником, кто, по вашему мнению, чаще всего виноват в этом конфликте?
16% А) учитель;
40% Б) ученик;
44% В) могут быть неправы оба: учитель и ученик.
4. Кто должен в первую очередь постараться и навести порядок в классе, прекратить конфликт, что-то предпринять, чтобы наладить рабочую обстановку в классе?
56% А) Только учитель.
32% Б) Ученик или ученики, которые участвуют в
конфликте.
3% В) Родители этого ученика.
8% Г) Завучи, директор.
5. Какие, на ваш взгляд, надо предпринять меры, чтобы поддерживать дисциплину на уроке, чтобы избежать стычек и конфликтов на уроке между учениками и учителем.
28% А) Постоянное спокойствие и порядок на уроках невозможен. Всегда найдётся ученик, который будет мешать вести урок или просто плохо себя вести, потому что он не хочет учиться.
7% Б) Учитель должен быть строг, серьёзен и требователен к ученикам, сразу пресекать любые нарушения.
27% В) Урок должен быть очень интересным, понятным, чтобы все дети хотели учиться, быть чем-то заняты на уроке и, чтобы на глупости у них не оставалось бы времени.
9% Г) Хорошо, если учитель не устраивает «разборки» с нарушителями дисциплины прямо на уроке, а делает им строгое замечание и разбирается с ними после уроков.
5% Д) Нужно просто прикрикнуть на учеников, припугнуть чем-нибудь (например, двойкой или директором, или родителями) тогда и дисциплина восстановится на уроке.
10% Е) Мелкие нарушения дисциплины учитель может не замечать, не обращать на нарушителей особенного внимания или переводить всё в шутку, чтобы не устраивать скандала на уроке.
14% Ж) Учителю не стоит самому переходить на крик, сильно нервничать и долго отчитывать нарушителей порядка, так как это не приносит никакой пользы, обижает учеников, злит их ещё больше и в следующий раз может повториться всё то же самое.
Напишите пожелание учителям, которое поможет им спокойно и продуктивно вести уроки для учеников нашей школы Без конфликтов!
Урок должен быть интересным.
Иметь чувство юмора, шутить с учениками.
Не быть слишком строгими и занудными.
Не кричать на нас, если мы у доски сделали что-то не правильно.
Находить с учениками общий язык, индивидуальный подход.
Поставить себя так, чтобы дети уважали.
Общаться с учеником на равных, уважительно.
Быть терпеливым, внимательно относиться к ученику и его оценкам.
Быть строгими, но справедливыми.
Пусть будут здоровыми и счастливыми.
ЧТОБЫ ГРАМОТНО ПОСТРОИТЬ КОНСТРУКТИВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С НАРУШИТЕЛЕМ НА УРОКЕ НЕОБХОДИМО:
1. Распознать истинный мотив поступка, поведения:
привлечение внимание (учителя, сверстников)
власть
месть
стремление избежать неудачи
2. В соответствии с мотивом выбрать способ действия/реагирования для немедленного вмешательства в ситуацию и прекращения выходки.
Важно знать психологически и педагогически обоснованные варианты быстрого реагирования на неприемлемое поведение учеников на уроке и пользоваться хотя бы некоторыми из них.
3. Выработать определённую стратегию своего поведения (возможно, придётся изменить /пересмотреть привычные для себя меры воздействия).
КОГДА ТРЕБУЕТСЯ НЕМЕДЛЕННАЯ РЕАКЦИЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВО УЧИТЕЛЯ:
Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение внимания.
Минимизация внимания:
Установите с учеником зрительный контакт
Встаньте рядом
Прикоснитесь осторожно к руке, плечу ребёнка
Упоминайте имя ученика
Игнорируйте такое поведение (если это возможно)
Делайте письменное замечание
Замечание должно быть предельно кратким, скорее просьбой или предложением (без чтения морали)
Формулируем «Я - высказывания»
«Катя, когда ты шепчешься с соседкой во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Прошу тебя перестать, пожалуйста!»
Действуем неожиданно:
Начните говорить тихим голосом
Измените манеру речи
Временно прекратите урок
Вставьте проблемный и неожиданный вопрос
Отвлечение ученика:
Задать прямые вопросы
Попросить об одолжении, помощи
Предложить изменить деятельность (дать ему работу, с которой он вполне справиться)
Пересадить ученика
Разрешающее поведение:
Доводим до абсурда демонстративную выходку ученика (запретный плод сладок, объявим, что яблоко не запретно!)
Используем принцип «разрешённой квоты»!
Обращаем внимание класса на примеры
хорошего поведения.
Благодарим учеников (причём, разных а не
одних и тех же!), которые делают то, что вы
просите. Точно описываем благожелательное
поведение: «Спасибо, Саша, что быстро нашёл
нужную страницу, смотришь внимательно на
доску, следишь за своими ногами под партой …»
Принципы профилактики поведения учащихся с целью установления власти:
Ищите изящный уход.
Избегайте прямой конфронтации, что позволяет снизить напряжённость.
Признайте силу ученика.
Позволяйте проявлять власть, руководить разрешёнными способами под вашим контролем (ребёнок может в жизни обладать лидерскими способностями, честолюбием, независимым мышлением). Передайте ученику часть своей организаторской власти.
Озадачиваем ученика.
Неожиданно соглашаемся с учеником.
Неожиданно меняем тему (перепалки, словесного вызова ученика).
Используем технику удаления, временной изоляции ученика. Нельзя удалять детей в коридор или «в никуда»!
Устанавливаем санкции, а не наказания!
Ученики должны научиться думать о
последствиях. Лучше формулировать
предупреждение так: «Когда ты делаешь это
... (конкретное нарушение поведения), то
потом … (конкретные последствия)».
Чем санкции отличаются от наказания?
Последствия (санкции) тесно и логически связаны с нарушением.
Санкции должны быть соразмерны проступку.
Санкции должны быть созидательными (уважаем личность ученика).
Санкции формулируются неэмоционально, предельно корректно, основываются на фактах.
Какими могут быть санкции?
Лишаем ученика прав: например, на свободное распоряжение своим временем, на использование определённых предметов, на доступ в некоторые помещения школы.
Информируем других людей (администрации школы, родителей) о поведении ученика.
Возмещение учеником убытков: починка, ремонт испорченного, возвращение вещей на место, замена на равноценные
Принципы профилактики мстительного поведения:
Строить отношения со всеми учениками так, чтобы ощущалась ваша забота и уважение к ним, чтобы мстительные ученики чувствовали себя достойными участниками школьного процесса.
Не отвечать силой и подавлением любой ценой.
Говорим вслух о чувствах учеников. Обучать учеников нормальным выражениям своей душевной боли и страдания приемлемыми способами.
Помните, что мстительные дети чаще всего активны, деятельны, с развитой способностью к выживанию. Используйте сильные стороны их личности.
В конфликте действовать уверенно (хотя бы пытаться демонстрировать уверенность)!
Принципы профилактики поведения с целью избегания неудачи:
Снять неоправданно высокие ожидания и требования к ребёнку, которые вызывают страх не соответствовать им – отсутствие желания что-либо делать.
Перестать постоянно указывать на ошибки и несостоятельность ребёнка.
Не ставьте ребёнка перед перспективой: быть победителем или проигравшим (успех или позор). Скорее всего, такой ученик не решится на действие вообще.
Поддерживайте любые попытки сменить установку «Я не могу» на «Я могу». Обучать детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что он делает.
Формируем отношение ученика к ошибкам как к нормальному и нужному явлению.
Концентрируем внимание ученика на прошлых успехах, учим их анализировать, закрепляем прошлый успех.
Помогайте ученикам поверить в успех, в себя. Покажите, как он «вырос», улучшил свои результаты, своё поведение.
Мирно выходим из напряжённых и взрывоопасных ситуаций:
Это должен быть дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам «сохранить лицо» и избежать скандала (позвольте поступить «по-своему»)
Признайте на какой-то момент силу ученика, уравняйте его с собой как личность.
Уберите зрителей, чаще общайтесь наедине, будьте открыты для такого контакта («Для обсуждения этого вопроса я жду тебя в такое-то время. Это время тебе подходит?», «Поговорим об этом на перемене», «Возможно, ты прав. Как-нибудь поговорим об этом»).
Попробуйте согласиться с учеником, не вступая в препирательства, принять его мнение (словно его высказывания безобидны и незначительны).
Изменяйте тему разговора. Расскажите шутку, приведите пример из жизни.
Рекомендации, позволяющие педагогу установить партнёрские отношения с учениками:
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности, описывайте поведение ученика безоценочно (как оно может отразиться на других, как вы к этому относитесь, какие чувства вызывает у вас такое поведение, на сколько оно приемлемо).
2. Контролируйте свои негативные эмоции. Если вы научитесь управлять своими эмоциями и не станете выливать на головы учеников потоки «благородного гнева», то лишите, например, властолюбца желаемой реакции и подготовите почву для успешного взаимодействия.
3. Не следует усиливать напряжение:
Повышать голос
Оставлять последнее слово за собой
Разговаривать с сарказмом
Читать морали
Передразнивать или придираться
Сравнивать ученика с другими
4. Не «закрывайте» ученику пути к хорошему поведению:
Говорите о плохом поведении, а не о плохом ученике
Не обвиняйте безоговорочно, ведь у каждого поведения есть свои мотивы, причины, а не только следствие.
-- Не сравнивайте ребёнка с другим учеником.
-- Избегайте чтения морали и лекций о поведении.
5. Обсуждайте поступок ученика позже. Отреагировать на поступок можно немедленно, причём неожиданно для ученика, а обсуждение отложить.
7. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, т.к. это позволит учить детей адекватному выражению своих чувств.
8. Крайняя мера – временная изоляция скандалиста.
9. Применяйте санкции, но помните о принципах их использования: ученики должны знать, что конкретное нарушение влечёт определённые санкции, которые незамедлительно последуют.
Помогаем ученику установить с учителем, воспитателем нормальные отношения, почувствовать свою коммуникативную состоятельность!
Безусловное принятие ребёнка: «Ты мне нравишься, потому что это – ты!» Ученик знает, даже если его поступок неприемлем, он – достойное человеческое существо! Мы ему это демонстрируем.
Дарим позитивное внимание: улыбка, приветствие, прощание, спокойное отношение, болтаем с учениками после уроков, вместе с детьми готовим мероприятия и сами принимаем участие в них, поздравляем с днём рождения, интересуемся хобби своих учеников и т.д.
Уважение (признание): признание – вид оценки, одна из техник поддержки. Оцениваем сделанное, но не творца. Хвалим, признаём результат, итог работы, иначе ученик может зазнаться, и дело остановится. Признание высказывается вслух и ясно показывается.
Одобрение: высказывания, что нам нравятся черты характера ученика, его попытки что-то сделать (пусть даже безрезультатные), их мечты и увлечения.
Тёплые чувства: умение учителя создать необыкновенно тёплую, комфортную атмосферу общения на уроке. Тем людям, которые показывают, что они на самом деле вас любят, очень трудно отказать. «Ты мне нравишься, потому что ты мне нравишься!».
Не скупитесь на доброжелательные реакции! Они способны умножаться в геометрической прогрессии!!!
Так говорить не стоит: | А вот так надо! |
1. Ты какой-то неуравновешенный, несобранный, вечно дёргаешься и отвлекаешься! Вот и результат плачевный. | 1. Мне кажется, ты волновался, когда отвечал и не был в себе уверен. |
2. Ты что кричишь, возмущаешься, думаешь, я не справедливо тебя оцениваю? | 2. Ты сейчас очень громко говоришь. Тебя что-то злит/возмущает? Я тебя лучше пойму, если будешь говорить тише и спокойнее. |
3. На контрольной списывают только бездельники и дураки! | 3. Мне неприятно видеть (меня огорчает), что ты списываешь. Я знаю, что многие вещи ты способен выполнить сам. |
4. Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял! | 4. Я думаю, ты подобрал для объяснения очень сложные фразы/ попробуй в следующий раз это учесть. |
5. Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, на прошлой неделе со мной безобразно разговаривал! | 5. Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно (не справедливо, недостойно). |
6. Ты должен относиться к урокам серьёзнее! | 6. Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке к сочинению. |
7. Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?! | 7. Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали. |
8. Ты, конечно, молодец, но у тебя есть ошибки, небрежный почерк и не совсем точные формулировки. Соответственно оценка низкая. | 8. Ты действительно написал интересное сочинение, но над грамматикой следует ещё поработать. Надеюсь, у тебя получится. Ты с этим справишься. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.