Презентация на тему: "Логопедическая коррекция дислалии"

  • Образовательные программы
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 17.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала логопедическая коррекция дислалии.pptx

Логопедическая коррекция дислалии
Выполнила:
Учитель-логопед МКОУ ШИ Крамская Мария Антоновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

Принципы логопедической работы при дислалии

Принцип учета ведущей деятельности.
Принцип развития.
Онтогенетический принцип.
Принцип личностно - ориентированного подхода.
Принцип смены различных видов деятельности (приемов) на занятии.
Принцип задействования всех анализаторов.
Принцип наглядности.
Дидактический принцип от простого к сложному.

Логопедическое воздействие

Подготовительный этап

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Развитие психических функций

Развитие фонематического восприятия.

Формирование артикуляторных умений и навыков

Развитие фонематического восприятия

развитие фонематического восприятия

Постановка звука

Автоматизация звука

Дифференциация звуков

Завершение работы по автоматизации и дифференции звуков.

Закрепление произносительных навыков в различных ситуациях общения

Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма

Подготовительный этап

Цель - включить ребенка в логопедический процесс.
Задачи:
1. Создание установки на занятия. Адаптировать к логопедическому кабинету, к себе.
2. Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен привыкнуть к определенной форме занятия, к необходимости выполнения инструкций логопеда.
3. Развитие психических функций: произвольного внимания, памяти, мышления (аналитические операции, операции сравнения и вывода).
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Формирование артикуляторных умений и навыков.

Развитие фонематического восприятия

Артикуляция - совокупность движений и положений органов речи - губ, языка, необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка. Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель - сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука.

Работа также ведется в двух направлениях:
1. Развитие фонематического восприятия;
2. Воспитание правильного звукопроизношения.

Развитие фонематического восприятия

Как только ребенок научился произносить звук, начинают работу по обучению навыкам фонематического анализа и синтеза:
Выделение заданного согласного звука из ряда других звуков.
Выделение заданного согласного звука на фоне слова.
Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Анализ и синтез обратного слога типа [ас].
Анализ и синтез прямого слога типа [са].
Определение соседних звуков.
Определение количества звуков в слове.
Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из трёх звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, звуки.
Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием. Для того чтобы научить отличать нормированное произнесение звука от ненормированного, после постановки звука и закрепления произнесения его в словах, провести упражнения на сравнение нового и старого звука.

Воспитание правильного звукопроизношения

На данном этапе логопедическая работа осуществляется в следующей последовательности:

Постановка звука.
Автоматизация звука.
Дифференциация смешиваемых звуков.

Постановка звука

Выделяют 3 способа постановки звука:
По подражанию - с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции.
Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда).
3. Смешанный способ. Совмещаются два предыдущих.

Автоматизация звука

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2. Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
3. Автоматизация звука в предложениях;
4. Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
5. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
6. Автоматизация звука в разговорной речи.

Дифференциация звуков

Основная задача - воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Переход к этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании, то есть когда умение правильно произносить «новый» звук уже достаточно автоматизировано. Сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель - сформировать у ребенка умения и навыки без ошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Содержание: Завершение работы по автоматизации и дифференции звуков. Закрепление произносительных навыков в различных ситуациях общения. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма в возрасте 6 - 7 лет. В основном используется текстовый материал. Применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный заданными звуками. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы.

Спасибо за внимание!