Логопедическая коррекция дислалии
Выполнила:
Учитель-логопед МКОУ ШИКрамская Мария Антоновна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждениевысшего образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОСВЕЩЕНИЯ»
Принципы логопедической работы при дислалии
Принцип учета ведущей деятельности.
Принцип развития.
Онтогенетический принцип.
Принцип личностно - ориентированного подхода.
Принцип смены различных видов деятельности (приемов) на занятии.
Принцип задействования всех анализаторов.
Принцип наглядности.
Дидактический принцип от простого к сложному.
Логопедическое воздействие
Подготовительный этап
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Развитие психических функций
Развитие фонематического восприятия.
Формирование артикуляторных умений и навыков
Развитие фонематического восприятия
развитие фонематического восприятия
Постановка звука
Автоматизация звука
Дифференциация звуков
Завершение работы по автоматизации и дифференции звуков.
Закрепление произносительных навыков в различных ситуациях общения
Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма
Подготовительный этап
Цель - включить ребенка в логопедический процесс.
Задачи:
1. Создание установки на занятия. Адаптировать к логопедическому кабинету, к себе.
2. Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен привыкнуть к определенной форме занятия, к необходимости выполнения инструкций логопеда.
3. Развитие психических функций: произвольного внимания, памяти, мышления (аналитические операции, операции сравнения и вывода).
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Формирование артикуляторных умений и навыков.
Развитие фонематического восприятия
Артикуляция - совокупность движений и положений органов речи - губ, языка, необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка. Выработка правильной артикуляции нарушенного звука возможна при наличии хорошо сформированной артикуляционной моторики, т.е. умении управлять органами речи и речевым дыханием.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель - сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука.
Работа также ведется в двух направлениях:
1. Развитие фонематического восприятия;
2. Воспитание правильного звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия
Как только ребенок научился произносить звук, начинают работу по обучению навыкам фонематического анализа и синтеза:
Выделение заданного согласного звука из ряда других звуков.
Выделение заданного согласного звука на фоне слова.
Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Анализ и синтез обратного слога типа [ас].
Анализ и синтез прямого слога типа [са].
Определение соседних звуков.
Определение количества звуков в слове.
Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из трёх звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, звуки.
Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием. Для того чтобы научить отличать нормированное произнесение звука от ненормированного, после постановки звука и закрепления произнесения его в словах, провести упражнения на сравнение нового и старого звука.
Воспитание правильного звукопроизношения
На данном этапе логопедическая работа осуществляется в следующей последовательности:
Постановка звука.
Автоматизация звука.
Дифференциация смешиваемых звуков.
Постановка звука
Выделяют 3 способа постановки звука:
Автоматизация звука
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
Дифференциация звуков
Основная задача - воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Переход к этапу дифференциации звуков может быть начат только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании, то есть когда умение правильно произносить «новый» звук уже достаточно автоматизировано. Сложность речевого материала здесь тоже нарастает постепенно.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Цель - сформировать у ребенка умения и навыки без ошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Содержание: Завершение работы по автоматизации и дифференции звуков. Закрепление произносительных навыков в различных ситуациях общения. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма в возрасте 6 - 7 лет. В основном используется текстовый материал. Применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный заданными звуками. Соблюдение именно такой последовательности в работе является обязательным, поскольку всякое ее нарушение негативно сказывается на общем результате и затягивает сроки самой работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.