Постановка голоса – начальный этап обучения вокальному искусству
Формирование дыхательной опоры является одной из основных частей постановки голоса.
Это - различные упражнения с медленными выдохами, шипением, толчками воздуха диафрагмой, которые предназначены для того, чтобы голос имел твёрдую дыхательную опору при пении.
Поставленное дыхание позволяет легко петь ноты различной длительности.
Работа по постановке голоса включает в себя и снятие различных голосовых зажимов, которые могут препятствовать не только лёгкому пению, но и чистой артикуляции. В этом также помогают вокальные упражнения и распевки, даже пусть и простые, но полезные.
Iraida Mokshanova
Разминка голоса: как почувствовать работу диафрагмы
1) Встаньте прямо, ладонь положите на диафрагму. Затем выдохните и медленно, глубоко вдохните.
При верном выполнении упражнения рука ощущает движение стенки живота. При выдохе рука возвращается в исходное положение.
Iraida Mokshanova
Разминка голоса: как почувствовать работу диафрагмы
2. Встаньте прямо, положите обе руки ладонями на ребра. Большой палец при этом направляйте к спине. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.
При верном выполнении упражнения на вдохе грудная клетка расширяется, но не поднимается. При выдохе — «опадает», уменьшается в объеме.
Iraida Mokshanova
Правила при занятиях дыхательной гимнастикой
Не тренируйте дыхание в душной, пыльной или сырой комнате.
Не делайте упражнения после еды.
Занятия проводите в свободной одежде.
Воздух вдыхайте через нос. Выдох делайте через рот.
Вдох делайте бесшумно.
При вдохе не набирайте слишком много воздуха. Вдохнуть надо столько, чтобы осталось место еще «добрать».
Iraida Mokshanova
Правила при занятиях дыхательной гимнастикой
Дышите свободно, равномерно.
Не переутомляйтесь. Не делайте упражнения через силу. При недомогании отложите занятия.
Следите за тем, чтобы плечи и ключица при вдохе не поднимались и при выдохе не опускались.
Стойте прямо, плечи слегка отведите назад. Голову держите прямо, ноги расставьте на ширину плеч.
Iraida Mokshanova
Упражнения для ощущения работы резонаторов
Встаньте в исходное положение. Выдохните воздух, затем вдохните. На выдохе протяжно произносите (на одной ноте):
МММИ — МММЭ — МММА — МММО — МММУ — МММЫ
Звук отражается в груди, когда берете низкую ноту. Если же звучит высокая нота, резонирует голова, а звук ощущается в носовой полости.
То же сочетание звуков произнесите на разных нотах, постепенно - от низких к высоким. Теперь вернитесь обратно — от высоких нот к низким.
Выполнять с музыкальным инструментом.
Iraida Mokshanova
Выполнение текстовых упражнений
Для тренировки возьмите длинное стихотворение. Короткий вдох сочетайте с долгим выдохом. Постепенно ослабевайте, а затем усиливайте голос. От низких нот переходите к высоким. Звук при этом посылайте в грудной и головной резонаторы.
Цель тренировок — всестороннее развитие природных голосовых данных.
Iraida Mokshanova
Тренировка голоса: советы
Не переутомляйте голосовой аппарат. Делайте упражнения 5 мин. в день, постепенно увеличивая время до 10 мин. в день (систематически, ежедневно).
В обычной речи не кричите, не напрягайте голос.
Не откашливайтесь. Выпейте теплой воды, если в горле «першит». Затем проделайте первое голосовое упражнение.
Алкоголь и никотин травмируют связки.
Избегайте резкой перемены температуры.
При малейшем недомогании голосового и дыхательного аппарата сразу обратитесь к врачу.
Iraida Mokshanova
Дикция. Артикуляция
Упражнения для губ
1. Челюсть сожмите. Выполняйте движение сомкнутых губ вперед и в стороны «на улыбку».
2. Теперь вперед, вправо и влево. Челюсти сжаты.
3. Движение сомкнутых губ вперед, вправо, вниз, влево, вверх. Челюсти сжаты.
4. Движение сомкнутых губ вперед и затем по кругу. Упражнение делайте медленно, постепенно увеличивая темп. Сначала в правую сторону, затем - в левую.
5. Верхняя губа поднимается вверх (не слишком высоко, чтобы не обнажать десен).
6. Нижняя губа опускается вниз при неподвижной нижней челюсти. Вначале, если сложно удерживать челюсть неподвижной, придерживайте рукой.
Iraida Mokshanova
Дикция. Артикуляция
Упражнения для челюсти
1. Раскройте рот на 3 см. Язык плашмя, кончик у корней передних зубов, спинка слегка углублена. Корень языка опустите, как при зевке.
2. Выдвижение нижней челюсти вперед.
3. Круговое движение нижней челюстью вправо и влево.
Цель — размять мышцы.
Iraida Mokshanova
Дикция. Артикуляция
Упражнения для языка
1. Язык высуньте и опустите вниз. Затем выдвиньте вперед, поднимите вверх и уберите за зубы.
2. Кончиком языка двигайте у углов рта вправо и влево.
3. Язык заверните вверх и назад, к гландам. Затем вернитесь в исходное положение.
Iraida Mokshanova
Дикция. Артикуляция
Выполняйте упражнения ежедневно утром.
В начале каждого занятия уделите время технике речи и художественному чтению.
Полезно делать по нескольку упражнений несколько раз в день. На это будет уходить каждый раз 2-3 минуты. Важно, чтобы работали нужные мышцы, следите за собой в зеркале.
Iraida Mokshanova
Упражнения для постановки голоса: Дикция
1. При отработке звуков обратите внимание на положение частей речевого аппарата. Если язык слишком высоко поднят или губы слишком сильно раздвинуты, приведите их в нужное положение.
2. Отрабатывайте звуки в слогах и сочетаниях с другими звуками (наприм.: поп, баба, барабан, палуба, бензобак, баобаб, пупок, бибабо.) Проделывайте упражнения на сочетания согласных (наприм.: ПТИ—ПТЭ—ПТА, БДИ—БДЭ—БДА, ТПИ—ТПЭ—ТПА, ДБИ—ДБЭ—ДБА.)
3. Каждый звук отрабатывайте, пока не достигнете четкости и беглости произношения.
4. Обратите внимание на звуки, которые произносите неправильно. Во время занятий и в бытовой речи следите за произнесением таких звуков.
5. Переходите к тренировке звуков на небольших фразах и стихотворных текстах.
6. Не произносите отдельные слова, фразы, скороговорки и тексты механически. Произнесите скороговорку «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» с задачей: подшутить над Ромашей; пожаловаться; посплетничать; сообщить страшную новость; похвастаться; заинтриговать.
Iraida Mokshanova
Выводы
Для того чтобы голос зазвучал, научитесь поддерживать его дыханием. Диафрагма должна проснуться.
Качество речи зависит от качества звуков. Вялые губы, язык, челюсть — вялая речь.
Тембр, громкость и красота голоса зависят от умения направлять звук в резонаторы. Учитесь посылать звук в голову, грудь.
Постановка голоса — это когда дыхание, дикция и резонаторы работают слаженно и четко.
Iraida Mokshanova
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.