Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 60 города Макеевки»
Конкурс-презентация
«Нужен весь учебный год
за учебником уход»
Номинация
«Комплектование, учёт, использование и сохранность учебной литературы»
Матушкина Марина Фёдоровна-
заведующий библиотекой
Как сохранить учебники в целости
и сохранности до конца года
Сейчас в нашей республике по закону обеспечение базовым комплектом учебников находится в зоне ответственности школьного библиотечного фонда. То есть каждый ученик получает в начале года необходимые учебники, а перед летними каникулами сдает их в школьную библиотеку.
В течение года мы обязаны проводить рейды по проверке состояния учебников. Ученикам-неряхам, книги которых загрязнены, порваны, здорово достается от педагогов (фото учеников публикуются на сайте библиотеки, на школьных линейках звучат фамилии и имена таких учащихся)
Это совершенно правильно - ведь учебниками будут пользоваться несколько последующих поколений.
Способы сохранности учебников
Сейчас защитить учебники надежными обложками не составляет труда, в магазине можно найти разнообразные комплекты для любого класса, которые позволят ученику не навлечь на себя гнев учителей и библиотекарей в конце года.
Если все же книга пострадала, школьник обязан привести ее в нормальный вид: подклеить страницы, отчистить пятна, приклеить оторванную обложку или даже переплести заново. Родители могут ему помочь в этом занятии.
Большинство ребят понимают, что сданный в библиотеку комплект грязных и рваных учебников - дело не только наказуемое, но и непрестижное. Педагоги порой весьма резко критикуют неаккуратных детей, и никому не хочется получить такой "комплимент".
Организация работы школьной библиотеки
Обеспечение сохранности библиотечного фонда помогает повышению качества учебно-воспитательного процесса, организации информационно-библиографического обслуживания пользователей, но одному библиотекарю справиться с этим сложно. В нашей школе в этом процессе принимают участие директор школы, зам. директора, классные руководители, родители и учащиеся.
Работа по сохранности библиотечного фонда включает в себя широкий спектр деятельности:
Главный помощник в учебе – учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви и не мни.
Славный учебник научит всему –
Будь благодарен за это ему!
Учебник - твой друг и помощник
Информационная деятельность
Проведение рейдов
“Как мы сохранили учебники”.
Организация книжных выставок с использованием сетевых ресурсов:
“Книга в твоих руках”.
“Книги-юбиляры”.
“Твой учебник-твой портрет”.
“Учебники-долгожители”.
Оформление буклета:
«Долговечность книги в ваших руках”
Получение учебной литературы
Учет и сохранность учебного фонда проводится в соответствии с инструкциями по учету и сохранности учебного фонда в школьной библиотеке.
Процесс учета библиотечного фонда школьных учебников включает в себя прием и регистрацию поступлений, штемпелевание изданий, распределен ие по классам и перемещение учебников, а также подведение итогов изменения фонда.
Учет и сохранность
На каждое издание учебника заводится особая
регистрационная карточка, на которой указывается автор, название книги, год издания, издательство, для какого класса учебник предназначается, а также цена. Карточки с библиографическим описанием изданий ставятся в учетную картотеку по классам, а внутри классов – по предметам.
На титульном листе и последней странице каждого экземпляра учебника
ставится штемпель библиотеки.
При переходе из нашей школы в другую ученики сдают учебную литературу в библиотеку.
Ответственность за сохранность учебников в учебном году несут учителя начальных классов, классные руководители;
Ответственность за сохранность учебников несут как сами учащиеся, так и их родители.
Полученные учебники должны быть подписаны:
Фамилия и имя учащегося, класс и учебный
год.
При проверке учебников в конце учебного года каждому учащемуся выставляется качественная оценка за сохранность
учебников, в соответствии с которой будет
выдан комплект на следующий год.
В случае порчи и утери учебников, родители обязаны купить новый учебник.
Шаги по решению проблемы
Вовлечение учащихся в группу библиотечного актива.
Создание пресс-релизов и памяток о бережном отношении к учебникам.
Рейды по классам, выявление учащихся, необвернувших учебники.
Проведение классных часов с просмотром видеоролика, создание презентации на тему «История книги.
«Книжкина неделя».
Рубрика «На задней парте».
Мероприятия направленные на воспитание бережного
отношения к учебнику
Работа по воспитанию у учащихся бережного отношения к книге и учебнику
длительная и кропотливая. В ней, в первую очередь, активно используются
средства наглядной агитации и пропаганды: плакаты, фотовыставки,
книжные выставки, выставки рисунков и т. п., которые располагаются в
библиотеке.
Мероприятия по сохранности учебного фонда
Беседа по сохранности учебников «Книга твой друг - береги еѐ»
Конкурс на лучшую книжную закладку
Конкурс рисунков: «Я учебник берегу и ему я помогу»
«Вылечить книгу может каждый из вас» (Выставка книг,
отремонтированные
активом библиотеки).
Ведется техническая обработка и регистрация новых поступлений, прием дарственных книг, при утере замена литературы другой.
Книжкина больница
«Книжкина больница» для ребят – это и игра, и труд, и новые знания. А немного занятий – ремонт книг – превращается в интереснейшее дело!!!»
Занимаясь ремонтом книг учащиеся 7 класса, увлеклись новым, по-настоящему полезным делом, включились в работу с желанием и интересом. Ребята в ходе работы прочувствовали важность своей работы, самостоятельно пришли к выводу: книги надо беречь!
Рейды проверок учебной литературы
В части процессов проверки школьных учебников библиотеке помогает актив библиотеки, состоящий из учеников 5 – 11 классов, под руководством библиотекаря. Они первые и незаменимые помощники в проведении рейдов по проверке состояния учебников.
Целью рейда было проверить:
Наличие съёмной обложки
Наличие закладки в учебнике
При необходимости подклеить, удалить пометки.
При осмотре учебников также проводилась беседа о бережном отношении к книге и школьному учебнику. Даны рекомендации.
Использованная литература
Иванова, А. [Электрон.ресурс] // http://school39.tgl.ru/sp/pic/File/Svedenia_ob_OO/Obrazovanie/Library/sohrannostj_uchebnikov.pdf. - 2019. - 15 апреля.
Бондаренко, К. [Электрон.ресурс] // https://rin.ru/novosti/44601/kak-sohranit-uchebniki-v-celosti-i-sohrannosti-do-konca-goda.html. - 2020. – 30 мая.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 60 города Макеевки»
Конкурс-презентация
«Нужен весь учебный год
за учебником уход»
Номинация
«Комплектование, учёт, использование и сохранность учебной литературы»
Матушкина Марина Фёдоровна-
заведующий библиотекой
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.