Презентация на тему:
«Понятие культуры речи. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм»
Габитова Т.Н.
Содержание:
Понятие о нормах русского литературного языка
Виды норм
Культура речи
Список использованной литературы
Необходимо научиться различать понятия — русский национальный язык и русский литературный язык. Национальный язык, язык всего народа, охватывает все сферы деятельности людей, независимо от их образования, воспитания, профессии и т. д.
Литературный язык — более узкое понятие: это строго нормированная форма национального языка. Литературный язык — язык особый, он подчиняется определенным правилам.
В литературном языке регламентации подвергаются все стороны общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика.
Совокупность правил, ограничивающих употребление слов, регламентирующих произношение, правописание, образование грамматических норм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой.
Нормы литературного языка складываются постепенно, они формируются на протяжении всего времени существования языка: из общенациональных языковых средств отбираются наиболее употребительные, которые в сознании говорящих оцениваются как наиболее правильные и обязательные. Единственный законодатель в языке — коллектив.
Нелепо было бы настаивать на том, что сегодня правильным необходимо считать использование в речи глагола «пулять», а не «стрелять», потому что названное действие производится с помощью пуль, а не стрел. С точки зрения логики данное утверждение мы можем признать верным, но с точки зрения языка — правильным словоупотреблением все же останется «стрелять», потому что оно коллективное. Грамотность и нормативность письменной речи оценивается по количеству речевых ошибок и речевых недочетов, допущенных пишущим.
Какие же ошибки называют речевыми (лексическими) ошибками?
1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
2. Неумение различать оттенки значения слов.
3. Употребление слов чуждой тексту стилистической окраски.
4. Нарушение лексической сочетаемости.
5. Неоправданное употребление просторечных слов и т. д
Кроме речевых ошибок ученые-лингвисты сегодня выделяют и другие разновидности неправильной, несоответствующей литературной норме речи — так называемые «речевые недочеты». Речевые недочеты — это нарушение лексических норм, ошибки в использовании слова.
Разновидностью речевых недочетов являются стилистические ошибки:
1) необоснованное смешение слов различной стилистической окраски;
2) неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений;
3) немотивированное использование устаревшей лексики;
4) необоснованное нарушение порядка слов в предложении;
5) необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений;
6) ошибки в построении синтаксических конструкций.
Необходимо помнить, что часто речевые ошибки приводят к появлению ошибок иной разновидности: логических (например, необоснованное навязчивое повторение в небольшом по объему тексте одной и той же мысли) и фактических ошибок (например, употребление одного слова, термина в значении другого). Как же узнать, какие слова принадлежат к правильному литературному языку, а какие являются просторечными? Нормы литературного языка закреплены в словарях, в специальной справочной литературе, они обязательны для использования в массовой печати и являются предметом обучения русскому языку. Наличие нормы в литературном языке — одно из важнейших условий единства национального языка.
В языке есть нормы лексические, орфоэпические (произносительные), орфографические, словообразовательные и грамматические. Однако неправильно было бы думать, что литературная норма неподвижна: она развивается и изменяется во времени, подчиняясь правилам изменения и развития национального языка.
Список использованной литературы
1. Березин Ф. М. История лингвистических учений. М., 1984.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982-1994.
3. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971.
4. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник. М., 2006.
5. Камчатное А. М., Николина Н. А. Введение в языкознание: учеб, пособие. М., 2006.
6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1962.
7. Лурия А. Р. Речь и мышление. М., 1975.
8. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.