Затруднения в педагогической деятельности молодого педагога
Современная система образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностно-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в образовательном учреждении. Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности начинающего педагога предполагают наличие y него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Сегодня обществу требуется не просто педагог, a специалист, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, но и главное — развитие его личности.
В современном обществе процесс осознания смысла жизни у молодых людей затягивается, уровень социальной активности снижается. В этих условиях назрела необходимость определения механизмов успешности процесса адаптации молодых специалистов в профессии и выявления средств развития данного процесса.
Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении специфики работы. Важными внутренними условиями адаптации являются стратегические цели личности; основные мотивы, которые направлены на преодоление трудностей, неизбежных в процессе становления будущего специалиста. Но если ему не удается преодолеть трудности адаптации, то могут возникнуть робость и неуверенность в себе, что приводит к серьезной деформации личности.
Профессиональная адаптация — это единый реальный процесс социального, профессионального, психофизиологического врастания работникa в трудовую деятельность, в которой он находит возможность самореализоваться, где и происходит формирование профессиональных ценностей, a также приспособление к новым типам внутриколлективныx отношений и изменение их. Профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек--Человек». Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д.
Сложность работы молодого педагога заключается в том, что с началом педагогической деятельности ему придется принимать решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Педагогическая деятельность ставит перед молодым педагогом практические вопросы ежедневно, ежечасно, и решать их ему приходится самому, полагаясь на собственные знания. В связи с этим у молодого педагога возникают трудности в профессиональной деятельности, т.к. у него нет достаточного уровня педагогического мастерства, опыта, и профессиональной интуиции.
Педагогическое мастерство - это синтез разнообразных качеств личности педагога, его научных, технических, педагогических знаний и умений, позволяющих ему добиваться с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Педагогическое мастерство проявляется, прежде всего, в том, мастер уверено владеет эффективными способами обучения, умеет воспитывать у обучающихся положительные качества личности, уважение к своей будущей профессии, умеет учить преодолевать трудности на пути к достижению цели, в ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Педагогическое мастерство формируется и развивается в активном, творческом педагогическом труде на основе глубоких и разносторонних профессиональных знаний и умений, знаний педагогики, педагогической психологии, методики и организации обучения, умении применять их в практической деятельности. [2; с.173]
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только коллективную меру, но качественные характеристики. Содержание и организацию труда педагога можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. [1; с.103]
Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей ее особенностью. Творчески работающий педагог, а тем более молодой педагог, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых людей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. [1; с.103]
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. [3; с. 670].
Таким образом, педагогическая деятельность тесно связана с творческой активностью, это важное качество, которым молодой педагог должен овладеть
Молодой педагог в процессе своей профессиональной деятельности должен овладеть следующими важнейшими качествами:
1. Обширные профессиональные и педагогические знания, способности быстро восстанавливать их в памяти.
2. Постоянная и целенаправленная активность мысли и воли, развитое творческое воображение.
3. Независимость суждений, основанная на вере в свои знания, профессиональное мастерство, свои мысли, способности и возможности.
4. Любознательность, сочетающаяся с хорошим вниманием и наблюдательностью.
5. Умение быстро и всесторонне разобраться в сути дела, понять проблему, наметить пути ее решения.
6. Развитая интуиция, способность в случайном факте, явлении найти опорную точку для творческого решения вопроса.
7. Умение ставить себя на место учащихся, войти в их роль и решать педагогические задачи в соответствии с этой позиции.
8. Трудолюбие, скромность, бескорыстие, высокое чувству ответственности. [2; с.173]
Начинающий педагог еще недостаточно четко разобрался в том, что воспитание не существует в обособленном «чистом» виде, что каждое его действие по отношению к детям, имеет определенный воспитательный эффект. Именно поэтому в практических ситуациях он затрудняется соотносить свое поведение с достижением перспективных воспитательных целей и задач. Воспитательные действия молодого педагога зачастую необдуманны, порой слишком поспешны, импульсивны. Осложняет ситуацию то, что не сразу устанавливаются необходимые контакты, доверительные отношения с детьми. Это важная проблема адаптационного периода и сложность ее решения часто ведет к профессиональной неуверенности. [1; с. 160]
Необходимо отметить важность профессиональныx качеств личности. Безусловно, молодой педагог должен обладать широким спектром личностных качеств, способствующих профессиональному становлению личности. Выделяют основные личностные профессиональные качества, среди которых способность к эмпатии, рефлексии, и профессиональномy мышлению, особенностью которого является необходимость обобщенного и опосредованного познания психологического механизма поступков человека, ведущих к нахождению способов эффективного взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности [4]. В качестве профессионально важных умений и навыков, опираясь на личный опыт, были отмечены следующие: способность обучать других, способность к планированию своего будущего, упорство, большое чувство ответственности, терпеливость, способность к устным высказываниям, стремление понять позицию другого, дружелюбие, тщательность действий, общительность, энтузиазм в трудовой деятельности, аккуратность и последовательность в работе [4].
Учитывая изменения, произошедшие в образовании за последние несколько лет, многие методисты разработали программу «Адаптация молодого педагога».
Цель программы: Создание условий для формирования профессионально-
адаптированного, компетентного молодого учителя
Задачи:
1. помощь в личностной и социально-педагогической адаптации;
2. включение учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность;
3. создание условий для развития профессионального мышления и готовности к
инновационным преобразованиям;
4. предупреждение наиболее типичных ошибок, противоречий и затруднений в
организации учебных занятий и поиск возможных путей их преодоления;
5. оказание помощи в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный
процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
6. стимулирование развития индивидуального стиля творческой деятельности.
В свете новых перспектив хочу отметить, что инновационный подход позволит занять лидирующие позиции в реализации инновационных проектов. И я, как современный педагог, понимаю, что нужно поднимать статус молодого педагога, через участия в различных конкурсах, семинарах.
Но главное, будь это молодой педагог или педагог со стажем, в любое время он должен развиваться и самосовершенствоваться.
Список использованных источников
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с
2. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко - М. Просвещение. 1988г.-189с.
3. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие/ В.А.Скакун. - М.: ФОРУМ: Инфра - М, 2009. - 336с.;
4. Якуш О. Е. Проблема адаптации молодых педагогов в современном школьном образовательном учреждении, 2011.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.