Карта района (Степанёвка находится на карте в нижнем правом углу)
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих воздушную тревогу, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудная еда. Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям и рассказам фронтовиков, очевидцев. Великая Отечественная война не будет такой уж далекой историей, стоит нам только поговорить с кем-нибудь из взрослых, кому сегодня за семьдесят, и они расскажут нам о войне не по книгам, а по личным впечатлениям, так как нет среди них семьи, которую война обошла стороной. Мы родились в мирное время. У нас большое поле для проявления творческих сил. Но и сейчас иногда приходится проявлять мужество и героизм. Нам предстоит решать сложные и благородные задачи дальнейшего развития России. Иное время – иные заботы и интересы. Но мы должны помнить и знать о том подвиге, который был совершен нашим народом и его вооруженными силами.
Летом 1942 года, до пришествия фашистов в село, встал вопрос об эвакуации. Из колхозов подальше от врага, за Волгу, угоняли скот, вывозили хлеб, отправляли технику. В этом непосредственное участие принимали и наши односельчане – Чеботарева Клавдия Ивановна и Кононенко Сергей Михайлович.
Еще я хочу рассказать историю о семье Стрельченко Виктора Васильевича, уроженца хутора Степаневка, до сих пор проживающего в этом селе. Ему сейчас 85 лет. В 1942 году ему было 6 лет, но он хорошо помнит трагедию его семьи и села.
19 августа 1942 года было раннее ясное утро. Ничто не предвещало беды. Отец воевал, он был медицинским фельдшером, но не смотря на «бронь», ушел добровольцем на фронт. Мама хлопотола на улице около печки, готовила завтрак. Около нее крутился младший брат Виктора, 3-летний Юрий. В люльке в доме спала 9-ти месячная сестренка. На лавочке мирно беседовали старики.
И вдруг со стороны станции Жутово прилетел самолет. Видимо разведчик, так как за старым панским садом, за хутором, находился военный аэродром. Самолет сделал круг и улетел. Он пролетал так низко, что мы четко разглядели кресты на нем и то, как злорадно смеялся летчик.
Мама, учуяв неладное, всех нас заставила быстро спуститься в погреб, а сама побежала в дом за малышкой. В это время налетели 3 самолета. Они сбросили всего три бомбы в центре села. Одна бомба попала к нам в дом, который сразу загорелся. В нем погибла сестра, которую мама не успела спасти, так как она долго не могла заставить маленького Юру идти в погреб. Маме пришлось повалить Юру на землю и закрыть его собой. Осколок бомбы смертельно ранил маму, прошел через нее и застрял в теле брата, тяжело ранив его. К счастью Юра, ныне Стрельченко Юрий Васильевич, проживающий в г. Калач-на-Дону, выжил. Его лечил немецкий врач.
В этот страшный день погибло 18 мирных жителей.
Немцы пробыли в Степанёвке ровно три месяца – с 19-го августа по 19-е ноября 1942 года. Беды они жителям села принесли много. После освобождения села от фашистов советскими войсками, деревня осталась без продовольствия и запасов топлива. Была очень трудная зима, но люди все вытерпели.
В Сталинградской битве участвовал и наш земляк – Новиков Григорий Капитонович. Он родился, проживал и умер в родном селе. Родился 03.04.1903 года. В 1941 году ушел на фронт пулеметчиком. В 1942г. участвовал в освобождении Сталинграда, был ранен, это немецкий снайпер подкараулил его и нанес тяжелое ранение. После госпиталя опять фронт. Второе ранение получил под Винницей 31.01.1944г. в два часа дня. После госпиталя был комиссован и продолжал трудиться в народном хозяйстве. Расскажу о его воспоминаниях. «Попали в окружение, недалеко от п.Городище, было нас 6 человек. Благодаря обильному и рыхлому снегу, сделали в снегу ниши и провели там трое суток. Как оказалось – это было неубранное свекольное поле. Мы разрывали из-под снега свеклу, ели ее, а в последствии снабдили ей своих товарищей, которые помогли нам выйти из окружения».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.