Духовенство и миряне
Бельский И. Архиерей во время
служения литургии.
До 1589г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось
11 епархий. Во главе каждой епархии стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян.
Центром религиозной жизни человека был приходской храм.
- Храм возводили на пожертвования землевладельца, крестьянской или посадской общины.
- Община давала средства на обеспечение храма утварью, книгами, иконами.
- Прихожане избирали кандидата в священники,
- Заключали с ним договор о вознаграждении за службу.
Какую роль играл приходской храм для округи? Работа с текстом стр.95-96
В был местом для молитвы.
В храме объявлялись царские указы.
Священники проводили церковные службы.
Священники обучали детей грамоте.
Священники выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании земель и расследовании преступлений.
В трапезной храма прихожане собирались на сход, составляли «мирские» документы.
Священники вразумляли прихожан, не соблюдавших христианские обычаи.
Прихожане делали вклады в церковь
Иосифляне и нестяжатели
В конце XVв., с образованием единого Российского государства, светские власти предпринимали попытки изъятия земель у церкви:
-Стремление великого князя и государя всея Руси получить в свое владение плодородные монастырские земли;
-Желание подчинить церковную власть светской.
Чем были вызваны споры между иосифлянами и нестяжателями? Работа с текстом стр.96
Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства.
Иосифляне
Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий , основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря.
Работа с текстом стр. 96-97
Сторонников идей Иосифа Волоцкого называли иосифлянамим.
-Выступал в защиту церковного землевладения.
-Он считал, что церковь должна иметь большие материальные средства для успешной деятельности.
-Еретиков и вероотступников следует подвергать смертной казни.
Нил Сорский
Нестяжатели
Монах Нил Сорский считал:
-монастыри не должны заниматься благотворительностью и хозяйственной деятельностью и поэтому не нуждаются в земельных владениях.
-Монахи должны вести скромный и аскетичный образ жизни.
-Выступал против казни за еретические высказывания.
Сторонников Нила Сорского называли нестяжателями.
Работа с текстом стр. 96-97
Споры между иосифлянами и нестяжателями касались не только церковного землевладения.
Одним из главных вопросов были отношения светской и духовной власти, независимость церкви от светской власти.
Эти споры продолжались до тех пор, пока церковные соборы 1547, 1549, 1551гг. Не утвердили модель церковно-государственных отношений, сходную с византийской.
Церковные соборы 1547,1549гг. Современная икона
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
- Не признавали Святой Троицы
- Иисус Христос был не Сыном Божьим, а основателем религиозного общества.
Советовали верующим:
- не ходить в храмы.
- Не соблюдать обряды и посты.
- Не почитать кресты и иконы.
- Не поклоняться мощам святых.
Работа с текстом. Стр. 98
Следование заветам Иисуса Христа должно проявляться не во внешней стороне церковной жизни, а в соблюдении заповеди о любви к ближнему.
Подведем итоги!!!
В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы.
Интересы государства и церкви не всегда совпадали:
-во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви;
-Правительство требовало от церковных иерархов повиновения.
Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и приобрела статус патриархии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.