В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития.
Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал участником русского чаепития.
Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин и более скромные - анютины глазки, вьюнки) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой» - небольшими веточками и листочками.
В музее народных промыслов
Под кистью жостовских мастеров поднос приобретает качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.
Этапы росписи подноса
Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.
Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём.
Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.
Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.
Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.
Жостовский поднос
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.