Презентация по литературе. Тема: Рассказы В. Драгунского "Тайное становится явным".

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 28.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомиться с произведениями Драгунского поможет материал презентации. Материал полезен для учеников учителя.
Иконка файла материала Литература Тема Рассказы Драгунского Тайное всегда становится явным..pptx

Литературное чтение. ТЕМА: Рассказы В. Драгунского «Тайное всегда становится явным»

Составитель:
Малышева В. Н.

Цель. Задачи урока.

***Познакомиться с творчеством В. Драгунского, его биографией.
Учиться определять тему, выразительно читать по ролям.
Развивать мышление, память, передавать содержание произведения.
Воспитывать доброту, умение сопереживать.

Оборудование.

***Выставка книг.
***Видеофильм «Веселые истории».
***Схема на карточках.
***Портрет писателя.

Содержание урока.

Организационный момент.
Постановка цели и задач урока.
Прочитайте фразу:
ТАЙНОЕСТАНОВИТСЯЭВНЫМ.
Сколько слов содержит фраза?
А когда так говорят?
(ребенок что – то натворили не признался). -Кто написал рассказ с таким названием?
Показ портрета писателя.

Содержание урока.

Творческий путь этого писателя начинался на театральных подмостках. Он закончит актерский факультет. Играет в театре Сатиры, театре- студии киноактера, в цирке. А затем его талант раскрывается , когда начинает работать руководителем театра «Синяя птичка». Тогда он начинает писать. Сначала для сцены-клоунады, сценки. Пробует писать стихи.

Содержание урока.

Первая книга для детей называется «Он живой и светится». Он написал 90 рассказов для детей. По ним ставили спектакли, снимали фильмы. В сборнике «Денискины рассказы» он изобразил своего сына и самого себя. Рассказы написаны с юмором. Драгунский показывал сына наивным, простодушным, романтиком, но он уважает сына. Восхищается его добротой, щедрой душой, бескорыстными поступками.

Содержание урока.

Характер героев помогает понять особый язык рассказов. Отношения героев своеобразны.
*** Читают рассказы.
Как поступки Дениски, его друзей и родителей характеризуют их.
Обсуждение произведения «Тайное становится явным».

Содержание урока.

Узнаете ли вы себя и своих друзей в Дениске?
В чем же юмор ситуации?
Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши?
Что вас рассмешило?
Осуждаете ли вы Дениску?
Осознал ли Дениска свой поступок?

Содержание урока.

Чтение и обсуждение рассказа «Он живой и светится».
Что вас рассмешило в этом рассказе?
Бывало ли с вами такое?
Почему же мама не обрадовалась?
Осуждаете ли вы поступок мальчика?
О какой черте характера Дениски вы узнали?
А что вы можете сказать о маме?

Содержание урока.

Обсуждение произведения «Шляпа гроссмейстера».
Почему Дениска решил, что «дяденька» гроссмейстер?
Какой поступок совершил Дениска?
Почему же этот «дяденька» рассердился?
Виноват ли в этом Дениска?
Что вы можете сказать о Дениске? (добрый, бескорыстный).

Содержание урока.

Обсуждение произведения «Слава Ивана Козловского».
В чем комичность этого случая?
Почему у Бориса Сергеевича тряслись плечи?
Что вас рассмешило в конце рассказа?
Почему мама покраснела и возразила учителю?

Содержание урока.

Обсуждение рассказа «Что любит Мишка», «Что я люблю»
Что вас рассмешило в рассказе Мишки?
Как об этом сказал учитель?
Почему Мишка покраснел?
Что вы можете сказать О Дениске по его рассказу?

Содержание урока.

Закрепление изученного.
Что вы узнали о Дениске Кораблеве из рассказов Драгунского?
Какие отношения у Дениски с родителями?
Как относятся к нему мама с папой?
Чем интересен язык произведений Драгунскго? ( по репликам героев можно судить о их характере).

Содержание урока.

Подберите к словам СИНОНИМЫ.(близкие по смыслу).
Раскромсал дырявый
Лопнутый оплеуха
Добрость раскрашивать
Бухнусь упаду
Гамкнула раскрошил
Малевать насадка, крышка
Мелюзга получалось
Плюха доброта
Ладилось съела (быстро)
Нахлобучка малыши

Содержание урока.

Почему ребята так говорят? (маленькие, не умеют выражать свои мысли иначе).
***Чем интересны рассказы Драгунского*
Какие еще интересные рассказы есть у писателя?
Советую прочитать: «Где это видано», «Главные реки Америки», «Сверху вниз, наискосок», «Друг детства», «Девочка на шаре»…
Что вы можете сказать о самом авторе?
(Веселый человек, у него хорошее чувство юмора, любит детей, понимает их проблемы).

Итог урока.

***Что интересного узнали на уроке? ***С биографией какого писателя познакомились?
*** Какие произведения прочитали? ***Какие качества воспитывают произведения?
***Что такое доброта?

Содержание урока.

Урок окончен.
Спасибо за работу!
Вы славно потрудились.