Презентация по предметам эстетического направления.
Оценка 4.7

Презентация по предметам эстетического направления.

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
другое
1 кл—8 кл
10.12.2020
Презентация по предметам эстетического направления.
Темы выступлений на педагогических конференциях, презентации по предметам эстетического образования.
Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства.docx

 

Использование нетрадиционных техник рисования

на уроках ИЗО в начальной школе.

 

 

 

Подготовила:

преподаватель изобразительного искусства

Тырданова Т.М.

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 слайд________________________________________________________

Значение учебной дисциплины «Изобразительное искусство» для развития младших школьников.

         Изобразительное искусство – искусство, которое создает на плоскости или в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, - ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.

__________________________________________________________

 К изобразительному искусству относятся живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусства [7; C.7].

К сожалению, школьный предмет изобразительное искусство для многих детей и их родителей не воспринимается, как важный предмет, так как большинство из них не могут правильно оценить тот вклад, который вносит преподавание изобразительного искусства в начальной школе для гармоничного развития личности ребенка.

 

3 слайд.  ___________________________________________

Изобразительное искусство в начальной школе является важным предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности .

Значение Изобразительного искусства для духовно-эстетического развития младших школьников не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. В искусстве  сконцентрирован творческий опыт автора, его душевные переживания, чувства, идеалы. По средствам изучения произведений искусства возможно познать чувства других людей, расширить кругозор. А по средствам обучению техникам рисования учащийся может научится выражать свои эмоции, чувства, переживания, по средствам изображения действительности или художественного вымысла, и делать это красиво.

Значение Изобразительного искусства для умственного развития младших школьников, тоже очень велико. Так как, благодаря рисунку ребенок может выразить не только свои чувства, но знания и умения, а так же приобрести множество новых. Изучение Изобразительного искусства на прямую отвечает за важнейшие знания человека: о формах, цвета, за их правильное восприятие; за умение работать с разнообразными инструментами и материалами.

___________________________________________________________

При этом, времени на его изучение отводится мало. В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школе отводится 1 ч./ неделю, всего получается 34 часа в год.

Реформы в образовании стремятся гуманизировать образовательный процесс, то есть сделать основополагающими принципы уважения его личности, достоинства, принятие его личных интересов, запросов, целей, тем самым создать благоприятные условия для раскрытия его способностей, самоопределения.

 

4слайд__________________________________________________

Для реализации этих принципов в образовании востребован учитель с новым педагогическим мышлением, которые будет направлять свои усилия:

- на формирование творческой личности, раскрытие своеобразия индивидуального развития каждого ребенка, учитывая его собственную волю и жизненные устремления, когда ребенок является свободным субъектом школьной жизни, учебно-воспитательного процесса, всех видов деятельности;

- приоритет гармоничного комплексного воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование всех видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной, учебной, спортивной), когда коллективная, фронтальная ее форма постепенно становится индивидуальной;

- творческое начало образования, деятельное ознакомление ребенка с миром, соединение обучения с художественным и производственным трудом.

__________________________________________________________

Учитель изобразительного искусства безусловно обладает таким мышлением.

 

1.3 Требования к учебной дисциплине «Изобразительное искусство» в условиях  ФГОС.

 

Главным ориентиром для преподавания ИЗО в начальной школе является Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. А так же написанная на его базе Примерная программа по Изобразительному искусству в начальной школе.

Данные документы говорит о том, целями курса «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

1) воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

2) развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

3) освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

1)           совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

2)           развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

3)           формирование навыков работы с различными художественными материалами [2; C.10-11].

Основные задачи реализации содержания ИЗО:

 Развитие       способностей       к       художественно-образному, эмоционально-ценностному       восприятию       произведении изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру [1].

Изучение предмета ИЗО в начальной школе должно иметь несколько уровней результатов: предметные, метапредметные и личные результаты.

Предметными результатами являются:

1)   сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2)           сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3)                       овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4)           овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.) [1].

Метапредметные результаты изучения учебного предмета:

1)    Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

2)           Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

3)           Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания различных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

4)           Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

5)           Формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

6)           Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, способной и одноклассников [2; C.13-14].

Личностные результаты учебного предмета:

1)           в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовной традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

2)           в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

3)                в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в различных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения .

 

5 слайд____________________________________________

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

 

6 слайд______________________________________________

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.  Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес  учащихся к художественному творчеству .

Так появляется потребность в возможности применения нетрадиционных техник рисования в процессе уроков изобразительного искусства в школе.

 

7слайд___________________________________________

 

 

 Нетрадиционные техники рисования и их использование на уроках «Изобразительное искусство» в начальной школе.

 

В Изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ [11].

Техникой рисования, которой должны овладеть школьники, можно считать комплекс изобразительных умений и навыков, с помощью которых ребенок способен выразить свое отношение ко всему окружающему, отобразить свои впечатления, наблюдения в рисунке.

 

8 слайд______________________________________________________

Традиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности, свои впечатления и отношения к чему-либо в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, и используя традиционные инструменты рисования: кисть, карандаши, фломастеры.

 

9 слайд______________________________________________________

Нетрадиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла,  свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных  материалов.

 

10 слайд_________________________________________

Нетрадиционные техники рисования, как и другие техники рисования, направлены на раскрытие креативного мышления. Но их отличие заключается в том, они тренируют не только стандартный набор базовых навыков, но и дают возможность расширить круг умений. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

_________________________________________________

Нетрадиционные техники рисования создают на уроке условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы, до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества. Учителю остается, только, корректировать деятельность учащихся .

 

11 слайд___________________________________

 

В процессе применения нетрадиционных техник рисования дети, не просто, работают руками, им предлагают разнообразные виды деятельности, это способствует активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует множество новых ощущений, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления.

 12 слайд_______________________________________________

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного урока изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов класса и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным .

         Здесь нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Переживание успеха в начальной школе особенно важно для детей, ведь оно дает уверенность в свои силы и возможности. Именно поэтому нетрадиционные техники рисования так активно используются при коррекционной работе с детьми.

13 слайд________________________________________________

Таким образом, нетрадиционные техники рисования:

1) расширяют круг умений учащихся, по средствам ознакомления детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

2) создают на уроке условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли и эмоции.

3) способствуют активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития.

4) дают возможность учитывать интересы класса и отдельного ученика.

5) не имеют эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое.

14 слайд___________________________________________________

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Здесь описаны современная классификация методов, авторами которого являются  Лернер Исаак Яковлевич,  Скаткин Михаил Николаевич.  Она включает в себя следующие методы обучения:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец учителя;
  • показ учителя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

 

15 слайд______________________________________________

При применении нетрадиционных техник рисования на уроках Изобразительного искусства в начальной школе учителю нужно помнить некоторые методические особенности:

1)           В начале, учитель должен познакомить детей с тем или иным способом получения изображения, объяснить и проанализировать с учениками предложенные образцы работ, а затем продемонстрировать применение данной техники на практике [17].

2)           В процессе выполнения сложных нетрадиционных техник рисования (таких как, монотипия, линография) необходимо использовать памятку поэтапного выполнения практической работы [17].

3)           Такие техники, как "пальчики-палитра" и оттиск печатками из картофеля, могут быть использованы на уроках декоративного рисования с целью отработки понятия "ритм", на уроках тематического рисования и рисования по памяти и представлению - с целью выполнения отдельных элементов изображения [17].

4)           Некоторые техник, как кляксография различных видов, набрызг, отпечатки листьев могут быть использованы с целью подготовки листа бумаги к дальнейшему изображению [17].

5)           Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих уроках рисования, а также на уроках закрепления и повторения знаний, умений и навыков.

17 слайд_____________________________________

В Стандарте и Примерной учебной программе нет описания применения нетрадиционных техник рисования при преподавании Изобразительного искусства в начальной школе, а так же описано материально-техническое обеспечение только для традиционных техник рисования. Из чего можно вывести, что применение нетрадиционных техник рисования не является обязательным для преподавания ИЗО в начальной школе.

Хотя, их применение не противоречит основным целям и задачам и результатам курса, а наоборот, могут активно помочь в выполнении некоторых из них:

Одной из важнейшей  целью курса является воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности [2;10-11]. В реализации этой цели применение нетрадиционных техник рисования может помочь, так как: совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; формирование навыков работы с различными художественными материалами [2; C.10-11].

Предметных результатов: овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности [1].

Метапредметных результатов: Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, способной и одноклассников [2; C.13-14].

Личностные результатов: в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в различных техниках (живопись, создания красивых вещей или их украшения [2; C.13].

Важно отметить, что использование нетрадиционных техник рисования в процессе преподавания Изобразительного искусства в начальной школе более приемлемо в рамках использования интегрированного варианта учебного предмета – Художественного труда, где объединены два предмета изобразительное искусство и технология.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования на уроках Изобразительного искусства в начальной школе не является обязательным элементом обучения, но их использование не противоречит основным целям и задачам и результатам курса, а наоборот, могут активно помочь в их выполнении.

 

2.2 Виды нетрадиционных техник рисования, применяемые на уроках Изобразительного искусства в начальной школе

Существует огромное количество нетрадиционных техник рисования, не все из них, возможно, применять на уроках ИЗО в начальной школе из-за возрастных и технических особенностей. В данной работе будут описаны три основных группы техник допустимых для применения на уроках ИЗО в начальной школе:

Работа с красками, карандашами, их аналогами:

Монотипия. Работа выполняется на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге  красками (акварель, гуашь, масляная краска) что-то рисуется, затем полученные изображения "отпечатывают" на листе бумаги. Эту технику так же можно использовать для создания фона [17].

Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение. Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. Желательно дать название выполненной работе [17].

Кляксография. Работа выполняется красками, капли падают на лист бумаги, лист в это время нужно двигать в различные стороны, дуть на клюксу (лучше из соломки или трубочки), к кляксам подрисовываются смысловые элементы [17].

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снятию напряжения у детей [17].

Каракулеграфия. (дорисовывание предложенных фигур) На листе изображается недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули. Ребенку нужно дорисовать и дополнить эти объекты, чтобы получился целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений. Первоначально ребенок может испытывать затруднение  в узнавании объектов, здесь можно использовать наводящие вопросы, загадки [4].

Граттаж.  Плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина (например, равномерно растереть по бумаге свечку). Затем широкой кистью, губкой нанится на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, остым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи [8].

 «Тычкование». Для этого метода нужно взять подходящий предмет, например ватную палочку. Ватная палочка опускается в краску, и делаются точки по бумаге. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка. Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры[17].

 «Печатка».  Из твердого материала, например, картофеля вырезаются разные формы (штампы): треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса) [18]. Подобным способом можно работать с листьями деревьев, тогда будут оттиски не геометрических фигур, а листьев.

 «Притирание». На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами [18].

«Ниткография». Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сварачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета [18].

 «Цветной воск». Для данной техники понадобится цветной картон, свеча и гуашь. Свечку нарезаем небольшими кусочками, разминаем их до эластичного состояния, расплющиваем и капаем в середину краску необходимого цвета. Разминаем, пока воск не станет цветным, и лепим его на нужно нам место на картине [18].

«Набрызги по трафарету» Для техники набрызгивания в продаже имеются специальные фломастеры, так же, можно использовать краски, разбрызгивая их с помощью щетки, на область ограниченную трафаретом.

«Рисование клеем». Использование клея на бумаге вместо карандашей. После высыхания можно раскрасить или дополнить рисунок красками.

 

Аппликация:

«Обрывная аппликация». Аппликация выполняется как обычно, только все элементы выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук.

«Мятая бумага». Из кусочков цветной или выкрашенной в необходимый цвет бумаги вырезаем необходимые элементы и сильно сминаются [18].

«Квиллинг» (бумагокручение). Длинные и узкие полоски бумаги скручиваются в спиральки с помощью зубочистки (или подобного предмета). Форму спиральки видоизменяют до необходимой, таким образом, получаются детали разных форм, из которых и составляются композиции, которую склеивают на клей ПВА [5].

 «Аппликация из природного и подручного материала» (листьев, семян, веточек, круп и макарон и т.д. Этот вид аппликации очень разнообразен в выборе материалов. Аппликация может являться единственным содержанием картины или быть ее частью, фоном [12].

Хотелось бы описать некоторые из них – «Аппликация из соломки», данная техника трудоемкая и требует точных движений. Первоначально, нужно составить композицию по эскизу или нарисовать самому, затем, вырезать каждую деталь отдельно, наклеить на детали соломку, и наклеить детали на заранее подготовленный фон, можно дополнить композицию дополнительными элементами (не соломенными) [16].

«Аппликация из стружек». Материалом в данной техники являются стружки цветных карандашей. На картоне рисуется рисунок, элементами которого и будут являться эти стружки (например, приклеиваются в форме бутонов цветов) [3].

«Коллаж».  Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом [18].

«Лоскутный коллаж».  Текстильный коллаж строится на переработке техники и тематики лоскутного шитья (пэчворка), отличие в том, что детали не сшиваются а раскладываются и приклеиваются на основу или фон. Необходимо вырезать из ткани нужные элементы, желательно с подходящими фактурами и цветами и приклеить на картонную основу [10].

Техники пластилиновой живописи:

«Нанесение пластилина на картон». Пластилин наносился на картон, используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками [15].

 «Рисование «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка. Техники могут стать фон, основным рисунком или рамкой картины [15].

Таким образом, мы видим, что на уроках Изобразительного искусства в начальной школе, возможно, применять огромное количество разнообразных нетрадиционных техник рисования. Их можно разделить на три основные группы (по используемому материалу): работа с красками, аппликация и пластилиновая живопись.

 Общим  для нетрадиционных техник является возможность учителя познакомить детей с разнообразием художественных материалов и приемами работы с ними, создать условия, где учащиеся должны самостоятельно мыслить, выразить свои чувства, переживания, эмоции, настроения. Существую нетрадиционные техники (монотипия, кляксография), которые не только тренируют руки, мышление и воображение, но и могут служить для выплеска и снятия эмоционального напряжения, тревожности. 

Но главное, все для всех нетрадиционных техник, в них нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Ведь, переживание успеха в начальной школе особенно важно для детей,  оно дает уверенность в свои силы и возможности.

 

2.3  Примеры использование нетрадиционных техник рисования на уроках «Изобразительного искусства» в начальной школе.

 

Фрагмент урока с использованием техники квиллинг: «Цветочное поле».

Цель: познакомить учащихся с техникой квиллинга.

Задачи: 1) вызвать интерес к техники квиллинг.

2) способствовать развитию самостоятельному мышлению и способности действовать.

3) способствовать сенсорному развитию учащихся.

         Ход:

1)Учащимся предлагается рассмотреть образцы работ в техники квиллинг. В это время учитель рассказывает историю появления данной техники и ее основные приемы:

- накручивание на карандаш узкой полоски бумаги;

- придание накрученной бумаги необходимой формы (подажываются образцы основных форм).

2)Учащимся предлагается придумать картину на тему: «Цветочное поле» и на бумаге карандашем отметить основные моменты (где будет находится бутон цетка, стебель, листочки). Учитель контролирует этот процесс, при необходимости корректирует и подсказывает учащимся.

3) Учащиеся накручивают на карандаш полоски бумаги (их учителю необходимо приготовить заранее) и придают им необходимую форму.

4) Учащиеся, под присмотром учителя, приклеивают детали на картину. После чего результаты демонстрируются друг другу.

 

Фрагмент урока с использованием техники цечатка: «Мой город».

Цель: познакомить учащихся с техникой печатка.

Задачи: 1) показать нетрадиционное применение обыденных вещей (здесь используется - картофель) в новой сфере.

2) научить изображать предметы в виде геометрических фигур(символично).

3) способствовать сенсорному развитию учащихся.

         Ход:

1)Учащимся предлагается рассмотреть образцы работ в техники печатка. В это время учитель поразывает основные приемы техники.

2)Учитель озвучивает заданную тему: «Мой город», делит детей на небольшие группы (2-3 человека) и раздает наборы штампов различных форм (круг, треугольник, квадрат и т.д.) в каждую группу, свою работу каждый выполняет сам. Учитель контролирует процесс рисования, при необходимости корректирует и подсказывает учащимся.

3) Результаты демонстрируются работы друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главной  целью работы является выяснить роль нетрадиционных техник рисования на уроках Изобразительного искусства в начальной школе. Эта цель решена через следующие задачи: 1)Выяснить место нетрадиционных техник рисования в системе преподавания ИЗО, путем анализа нормативных документов; 2)Описать возможности, дающиеся нетрадиционными техниками рисования в процессе преподавания.

В первой главе проанализированы основные нормативные документы: «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования» и  «Примерная программа по Изобразительному искусству. Начальная школа». И было выяснено, что использование нетрадиционных техник рисования на уроках Изобразительного искусства в начальной школе не является обязательным элементом обучения, но их использование не противоречит основным целям и задачам и результатам курса, а наоборот, могут активно помочь в их выполнении.

Во второй главе показано, что на уроках Изобразительного искусства в начальной школе, возможно, применять огромное количество разнообразных нетрадиционных техник рисования. Их можно разделить на три основные группы (по используемому материалу): работа с красками, аппликация и пластилиновая живопись.

 Общим  для нетрадиционных техник является возможность учителя познакомить детей с разнообразием художественных материалов и приемами работы с ними, создать условия, где учащиеся должны самостоятельно мыслить, выразить свои чувства, переживания, эмоции, настроения. Существую нетрадиционные техники (монотипия, кляксография), которые не только тренируют руки, мышление и воображение, но и могут служить для выплеска и снятия эмоционального напряжения, тревожности. 

Но главное, все для всех нетрадиционных техник, в них нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Ведь, переживание успеха в начальной школе особенно важно для детей,  оно дает уверенность в свои силы и возможности.

При всех своих несомненных плюсах «Стандарты» отводят нетрадиционным техник рисования лишь вспомогательную роль. И значит, в преподавании Изобразительного искусства они могут быть только дополнением к традиционным техникам рисования.

 

Документы:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. Приложение ( )

- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2 – 3-е изд., перераб.- Москва: Просвещение, 2010. – 231с. – (Стандарты второго поколения).  С.10-21

 

Литература:

1)                     Галиулина Ф. К. Аппликация из стружек// Начальная школа. №3, 2009г. С. 34

2)                     Казеичева И.Н. Активизация воображения учащихся в упражнениях на дорисовывание фигур// Начальная школа. №3, 2009г. С. 26-27

3)                     Калиниченко А.И. Бумажная филигрань// Начальная школа. №7, 2010г. С.55-56

4)                     Конторина А.И., Савинская Ю.А. Мастер–класс "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста" (http://festival.1september.ru/articles/551801/)

5)                     Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. Пособие . М.: Просвещение, 1984. – 319с.

6)                     Нетрадиционные техники рисования (http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm)

7)                     Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 280 с.

8)                     Пискулина С.С. Играем с лоскутом// Начальная школа. №3, 2009г. С. 72-75

9)                     Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. №10, 2009г. С.52-67

10)                Попова Т.В. Нетрадиционные методы в изодеятельности и их влияние на развитие речи детей с нарушением слуха (http://festival.1september.ru/articles/566597/)

11)                Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя. –М.: Просвещение, 1980. – 96с.

12)                Ростовцев Н.Н. Методика преподавания Изобразительного искусства в школе. (http://www.twirpx.com/file/659276/ )

13)                Сергиенко Марина Петровна  Мастер-класс "Пластилиновая живопись" (http://festival.1september.ru/articles/588866/ )

14)                       Сидорова Н.И. Аппликация из соломки// Начальная школа. №8, 2009г. С.97-99

15)                Соколова Е.Н., Белова И.В.Нетрадиционные техники рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе  (http://festival.1september.ru/articles/598140/)

16)                Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках ИЗО (http://festival.1september.ru/articles/501574/)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование нетрадиционных техник рисования на уроках

Использование нетрадиционных техник рисования на уроках

Значение учебной дисциплины «Изобразительное искусство» для развития младших школьников

Значение учебной дисциплины «Изобразительное искусство» для развития младших школьников

По средствам изучения произведений искусства возможно познать чувства других людей, расширить кругозор

По средствам изучения произведений искусства возможно познать чувства других людей, расширить кругозор

Учитель изобразительного искусства безусловно обладает таким мышлением

Учитель изобразительного искусства безусловно обладает таким мышлением

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения: 1) совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; 2) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной…

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения: 1) совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; 2) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной…

ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр

ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству

Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству

Нетрадиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и…

Нетрадиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и…

В процессе применения нетрадиционных техник рисования дети, не просто, работают руками, им предлагают разнообразные виды деятельности, это способствует активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного…

В процессе применения нетрадиционных техник рисования дети, не просто, работают руками, им предлагают разнообразные виды деятельности, это способствует активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного…

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания,…

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания,…

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т

В Стандарте и Примерной учебной программе нет описания применения нетрадиционных техник рисования при преподавании

В Стандарте и Примерной учебной программе нет описания применения нетрадиционных техник рисования при преподавании

C .13-14]. Личностные результатов: в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере…

C .13-14]. Личностные результатов: в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере…

Монотипия. Работа выполняется на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге красками (акварель, гуашь, масляная краска) что-то рисуется, затем полученные изображения "отпечатывают"…

Монотипия. Работа выполняется на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге красками (акварель, гуашь, масляная краска) что-то рисуется, затем полученные изображения "отпечатывают"…

Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры[17]

Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры[17]

Рисование клеем». Использование клея на бумаге вместо карандашей

Рисование клеем». Использование клея на бумаге вместо карандашей

Коллаж». Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства

Коллаж». Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства

Существую нетрадиционные техники (монотипия, кляксография), которые не только тренируют руки, мышление и воображение, но и могут служить для выплеска и снятия эмоционального напряжения, тревожности

Существую нетрадиционные техники (монотипия, кляксография), которые не только тренируют руки, мышление и воображение, но и могут служить для выплеска и снятия эмоционального напряжения, тревожности

Учитель контролирует этот процесс, при необходимости корректирует и подсказывает учащимся

Учитель контролирует этот процесс, при необходимости корректирует и подсказывает учащимся

Заключение Главной целью работы является выяснить роль нетрадиционных техник рисования на уроках

Заключение Главной целью работы является выяснить роль нетрадиционных техник рисования на уроках

Но главное, все для всех нетрадиционных техник, в них нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у…

Но главное, все для всех нетрадиционных техник, в них нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у…

Конторина А.И., Савинская Ю.А.

Конторина А.И., Савинская Ю.А.

Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках

Фролова Г.Д. Нетрадиционные техники на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2020
Посмотрите также: