Презентация по ранней коррекционной помощи детям с ЗРР
Оценка 5

Презентация по ранней коррекционной помощи детям с ЗРР

Оценка 5
pptx
дефектология
05.12.2020
Презентация по ранней коррекционной помощи детям с ЗРР
Ранняя коррекционная помощь детям с ЗРР
Rannyaya_korrektsionnaya_pomosch_detyam_s_narusheniami_rechi.pptx

Ранняя коррекционная помощь детям с нарушениями речи: «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Ранняя коррекционная помощь детям с нарушениями речи: «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития

Ранняя коррекционная помощь детям с нарушениями речи: «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития Датешидзе Т. А.»







Учитель- логопед
Ротарь Наталья Сергеевна

Северодвинск 2020 г.

Характеристика системы Данная система коррекционной работы предназначена для детей в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных…

Характеристика системы Данная система коррекционной работы предназначена для детей в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных…

Характеристика системы

Данная система коррекционной работы предназначена для детей в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста. Это неговорящие дети или дети с «начатками» речи.
Система может быть использована для работы по развитию речи в массовых группах детей раннего возраста и для домашних занятий мам со своими малышами.
Работа начинается после тщательного обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребенка.
Диагностика осуществляется группой специалистов: невропатологом, отоларингологом, психоневропатологом, ортопедом, педиатром, логопедом, дефектологом.
После обследования делается общий вывод об уровне психического, моторного, социального и речевого развития ребенка, состояния его социальных функций, неврологического статуса.

Основные принципы построения системы коррекционных воздействий:

Основные принципы построения системы коррекционных воздействий:

Основные принципы построения системы коррекционных воздействий:

Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.
Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.
Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.
При этом система предполагает общий средний тип формирования речевых навыков.

Работа по системе решает следующие задачи:

Работа по системе решает следующие задачи:

Работа по системе решает следующие задачи:

Выявить причину речевого недоразвития, скоррегировать процессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией.
Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;
г) развитие графических навыков.

Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год - 8 месяцев - работы с ребенком

Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год - 8 месяцев - работы с ребенком

Курс коррекционных занятий рассчитан на учебный год - 8 месяцев - работы с ребенком.
Все виды деятельности, кроме экспрессивной речи, соответствуют определенной лексической теме.
Программа по воспитанию экспрессивной речи и формированию навыков артикуляционной моторики выстраивается вокруг звука, который вызывает логопед у ребенка.

Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:

Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:

Выделяются следующие разделы в работе по развитию экспрессивной речи:

Звуки и звукоподражания; слова с вызванным звуком. Для усвоения этого материала используется альбом по звукопроизношению.
Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки и слияния в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями.
Формирование элементарной фразы из 2-3-х слогов, содержащих вызванный звук.
Формирование доступных грамматических категорий на материале новых слов.
Договаривание слов в стихотворениях, потешках, рассказах. Данная система работы достаточно эффективна и хорошо зарекомендовала себя в практическом использовании.
Автор программы апробировала систему в течение трех лет и получила положительные результаты обучения.

Практические рекомендации по развитию импрессивной речи у детей раннего возраста

Практические рекомендации по развитию импрессивной речи у детей раннего возраста



Практические рекомендации по развитию импрессивной речи у детей раннего возраста

На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Вопросы педагога и логопеда в беседах должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».
Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом.
Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах.
Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.
Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

Примеры игр по развитию импрессивной речи у детей раннего возраста «Поручения»

Примеры игр по развитию импрессивной речи у детей раннего возраста «Поручения»



Примеры игр по развитию импрессивной речи у детей раннего возраста

«Поручения».
Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».

«Делай, что я сказал(а)».
Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например, взрослый говорит и показывает: «Мы идем: топ-топ.»
Дети идут за взрослым, повторяя движения.

Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным…

Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным…





Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек, например:
выбери все машинки;
выбери всех кукол.

Можно классифицировать геометрические тела:
выбери все шарики;
принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д.

С большим интересом работают дети с мозаикой.

Следующий этап развития понимания речи - понимание форм слов : «Покажи, где стол – где столик, где мяч - где мячи, где мяч на стуле,…

Следующий этап развития понимания речи - понимание форм слов : «Покажи, где стол – где столик, где мяч - где мячи, где мяч на стуле,…


Следующий этап развития понимания речи - понимание форм слов: «Покажи, где стол – где столик, где мяч - где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом».

Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи:
день - ночь;
много - мало;
высоко - низко;
длинный(ая) - короткий(ая).

Рисование предметов с противоположными качествами:
рисуем длинную дорожку - рисуем короткую дорожку;
на большой тарелке много ягод - на маленькой тарелке мало ягод и т. д.
Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями.

Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.
 

Развитие экспрессивной речи Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого

Развитие экспрессивной речи Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого

Развитие экспрессивной речи

Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.
Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.
Пример игры: «Сделай, как я».
Взрослый говорит: Взрослый показывает:
Подними ладошки выше Поднимает ладони.
И сложи над головой. Складывает ладони над головой под углом друг к другу.
Что же вышло?
Крыша вышла, а под крышей
Мы с тобой.
Положи ручки на коленочки. Кладет свои руки на колени.
Подними ладошки выше, Поднимает ладони.
Поскорее помаши. Машет кистями рук.
Что же вышло?
Птички вышли,
Птички очень хороши.
Положи ручки на колени, Кладет свои руки на колени.
Подними ладошки выше,
Изогни скорей дугой. Сгибает ладони.
Что же вышло?
Гуси вышли.
Вот один, а вот другой.
У бабуси жили гуси;
Вот один, а вот другой.
Положи ручки на колени. Кладет руки на колени.

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи , построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи , построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика. Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания. Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук: § «А»: широко разводим руки вперед - в стороны. § «У»: плавное движение обеих рук вперед. § «О»: плавное движение обеих рук в стороны - вверх. § «И»: плавное движение обеих рук в стороны. § «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях. § «Э»: плавное движение рук в стороны вниз. Звук Н в слияниях: § НА-НА-НА - хлопки перед собой. § НО-НО-НО - хлопки над головой. § НУ-НУ-НУ - хлопки вытянутыми вперед руками. Звук Н’: § НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчиком (указательный из стороны в сторону). § НЯ-НЯ-НЯ - пальчик кланяется. § НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчик о пальчик. § НИ - пальчики «бодаются» - упираются один в другой.

Звуки М—М' Отрабатываются в слияниях по той же схеме

Звуки М—М' Отрабатываются в слияниях по той же схеме

Звуки М—М'
Отрабатываются в слияниях по той же схеме. .
Звук П.
§   ПА-ПА-ПА - движения кистями вниз (руки перед собой).
§   ПО-ПО-ПО - то же движение кистями (руки приподнять).
§   ПУ-ПУ-ПУ - то же движение, руки вытянуть (без напряжения).
Звук П'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук Б.
§   БА-БА-БА - хлопки перед собой.
§   БО-БО-БО - хлопки над головой.
§   БУ-БУ-БУ - хлопки вытянутыми вперед руками.
Звук Б'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация П—Б
§ ПА-ПА-ПА - БА: движения кистями - хлопок.
§ ПО-ПО-ПО - БО: движения кистями - хлопок.
§ ПУ-ПУ-ПУ - БУ: движения кистями - хлопок.

Звук Т. § ТА-ТА-ТА - движения кистями вверх, руки перед собой

Звук Т. § ТА-ТА-ТА - движения кистями вверх, руки перед собой

Звук Т.
§ ТА-ТА-ТА - движения кистями вверх, руки перед собой.
§ ТО-ТО-ТО - движения кистями вверх, руки наверху.
§ ТУ-ТУ-ТУ - движения кистями вверх, руки вытянуты вперед.
Звук Т'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация Т—Д
§ ТА-ТА-ТА - ДА: движения кистями - хлопок.
§ ТО-ТО-ТО - ДО: движения кистями - хлопок.
§ ТУ-ТУ-ТУ - ДУ: движения кистями - хлопок.
Звук К.
§ КА-КА-КА - постукивание кулачком о кулачок (руки перед собой).
§ КО-КО-КО - постукивание кулачками (руки приподнять).
§ КУ-КУ-КУ - постукивание кулачками (руки вытянуты вперед).
Звук К'
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Дифференциация К—К'
§ Твердые слияния - руки в кулачках.
§ Мягкие слияния - ладони раздвигаются от рта в разные стороны.

Звук Х. Резко загнуть кисти вниз

Звук Х. Резко загнуть кисти вниз

Звук Х.
Резко загнуть кисти вниз.
§ ХА - руки перед собой.
§ ХО - руки приподнять.
§ ХУ - руки вытянуть вперед.
Звук Х’.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук Ф.
§ ФА - вытянуть руки вперед (ладони вниз).
§ ФУ - вытянуть кисти вперед (ладони ребром).
§ ФО - поднять кисти вверх (ладони смотрят друг на друга).
Звук Ф'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.
Звук В.
§ ВА - сцепить руки в замок.
§ ВО - поднять сцепленные руки вверх.
§ ВУ - вытянуть сцепленные руки вперед.
Звук В'.
Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Звук С . § СЯ - нажимать на ладонь

Звук С . § СЯ - нажимать на ладонь

Звук С.
§ СЯ - нажимать на ладонь.
§ СЕ - поставленную ребром.
§ СЁ - пальцами другой руки.
§ СЮ.
Вызываем у детей звуки в соответствии с нормами онтогенеза:
§ - гласные: А, О, У, И;
§ - согласные: Н, НЬ, М, МЬ, Б, БЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, X, ХЬ, й, йА, йО, йУ, йЭ, В, ВЬ, Ф, ФЬ.

Разумеется, эта схема весьма приблизительна. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.

Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи

Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи

Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.
Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:
ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;
СГ: «НА»;
СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»;
СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».
Следующий этап работы - использование детьми форм появившихся слов: панама - панамы.
Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения, предоставляя ребенку образец фразы: - На, Маня. Мани нет!
С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.

Развитие общей моторики Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений

Развитие общей моторики Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений

Развитие общей моторики

Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость - основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

Развитие общей моторики Целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством…

Развитие общей моторики Целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством…

Развитие общей моторики

Целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
Пример игры:
1 Ах, как Ванечку, да хорошего, люблю. Ах, как Ванечку, да хорошего, (Взрослый Гладит малыша.)
Я люблю, (ручки, ножки)
Я на Ванечку, на пригожего,
Посмотрю,
Какие у Ванечки глазки! (Малыш показывает глазки.)
Какие у Ванечки ручки! (Малыш показывает ручки.)
Какие у Ванечки ножки! (Малыш показывает ножки.)
Побежали по дорожке. (Ребенок и взрослый бегут, взявшись за руки.)

Развитие мелкой моторики Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение

Развитие мелкой моторики Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение

Развитие мелкой моторики

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Известно, что нашей народной педагогикой созданы игры «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и другие.
Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев: 1

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев: 1

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев:

1. а) Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «флажок», «киска»;
б) Движения сопротивления: игра «хома-хомячок».
2. Движения пальцев, передающие динамические образы: «гармошка» - раздвигание и сдвигание пальцев, лежащих на столе.
3. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки-ладошки».
4. Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.
5. Игры с мозаикой.
6. Пальчиковые игры с пластилином.
7. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик.
8. Действия с ножницами.

Действия с толстыми нитками. 10

Действия с толстыми нитками. 10

9. Действия с толстыми нитками.
10. Действия с крупой, семенами: пересыпание крупы из одной емкости в другую, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений на пластилиновой поверхности.
11. Действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую, игры с пипеткой.
12. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.
13. Действия с мелкими предметами, игрушками.
14. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.
15. Рисование на бумаге пальчиками.
16. Показ сказок пальчиками.

При проведении этой работы необходимо помнить о главном условии успешности всех видов деятельности - ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Альбом по звукопроизношению Задержка речевого развития — это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего отсутствие…

Альбом по звукопроизношению Задержка речевого развития — это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего отсутствие…

Альбом по звукопроизношению

Задержка речевого развития — это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего отсутствие даже тех звуков русского языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков.
Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку у каждого процесс формирования навыков звукопроизношения происходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют.
Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:
гласные А, О, У, И;
согласные М, М', Н, Н', П, П', Т, Т', Д, Д', Б, Б', Ф, Ф', В, В', К, К', Г, Г, X, X';
дифтонги ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ.

Альбом по звукопроизношению При задержке речевого развития говорить о появлении звуков речи еще труднее, нежели в ситуации нормы

Альбом по звукопроизношению При задержке речевого развития говорить о появлении звуков речи еще труднее, нежели в ситуации нормы

Альбом по звукопроизношению

При задержке речевого развития говорить о появлении звуков речи еще труднее, нежели в ситуации нормы.
У детей с речевой патологией часто вызывает затруднение даже произнесение гласных. Поэтому работу по вызыванию звуков речи у таких детей следует начинать с гласных звуков, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. При возможности вводим вызванный звук в звукоподражание, слово, иногда в элементарную фразу.
Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть с вами. Для этого необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т. д.

Формирование просодических компонентов речи

Формирование просодических компонентов речи

Формирование просодических компонентов речи

Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.

Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с неговорящими детьми уделяется особенное внимание.

Формирование просодических компонентов речи

Формирование просодических компонентов речи

Формирование просодических компонентов речи

Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям. Например:
1. Лексическая тема: человек, кукла как модель человека; вызываемый звук - А. На этом занятии детям предлагается игра «укачиваем кукол». Дети укачивают кукол с одновременным пропеванием гласного «А-А-А». Взрослый: Споем куколкам ЛАСКОВУЮ песенку.
Дети пропевают гласный звук «А-А-А» с мягкой голосовой атакой на длительном речевом выдохе.
2. Лексическая тема: профессии - повар, врач, воспитательница; вызываемый звук - дифтонг ЙА (Я). Закрепляем правильное произношения «йа» и воспитываем чувство ритма стихотворения. Дети и взрослый сидят в кругу.

Формирование навыков артикуляционной моторики

Формирование навыков артикуляционной моторики

Формирование навыков артикуляционной моторики

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.
Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:
строения артикуляционного аппарата;
умения ощущать движения органов артикуляции;
функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с отягощенным неврологическим статусом, синдромом депривации, у соматически ослабленных детей и у детей с задержкой психического развития.

Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения. Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скоррегированные кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука.

Формирование навыков артикуляционной моторики

Формирование навыков артикуляционной моторики

Формирование навыков артикуляционной моторики

Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Отрабатываемые в процессе артикуляционных упражнений движения соответствуют вызываемому у ребенка звуку. Поэтому упражнения и игры на развитие артикуляционной моторики связаны с соответствующим звуком, но не с лексической темой. Например: уточняем и закрепляем произношение гласного «А». Соответственно перед произнесением этого звука проводим упражнения для подвижности нижней челюсти: «домик» (открываем «домик язычка»), «птенчики» («птенчики открывают клювики»).
Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными (но при этом достаточно активными), ритмичными, точными.
Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом.
Главное условие эффективности этой работы - положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы:

1. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с. Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/4/0423/index.shtml?from_page=68

Скачать файл