Карточки для письменного опроса к уроку №1
Вариант 1.
1.Охарактеризуйте линию эволюции человека.
2.Опишите 2-й и 3-й этап взаимоотношения человека и природы.
Вариант 2.
1.Опишите сходства человека и животных.
2.Охарактеризуйте 1-й и 5-й этап взаимоотношения человека и природы.
Вариант 3.
1.Опишите отличия человека и животных.
2.Дисциплина, ее содержание, значение и связь с другими дисциплинами.
Урок №2: Природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования. Экологическое регулирование в области природопользования.
1.Сущность и методы рационального природопользования. Цели, задачи и методы экологического регулирования Общие принципы рационального природопользования.
2. Общие представления о природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природоресурсный потенциал и ресурсообеспеченность РФ.
3. Экологический кризис. Условия устойчивого развития экосистем. Причины возникновения экологического кризиса. Структура экологического кризиса. Основные виды взаимодействия живых организмов и среды обитания.
4. Основные направления пути выхода из экологического кризиса.
Охрана природы – это совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительного и животного мира, почв, воды и недр земли.
Природопользование – это общественно–производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования природных ресурсов.
1. Сущность и методы рационального природопользования. Цели, задачи и методы экологического регулирования.
Виды природопользования:
1. Нерациональное (ведет к ухудшению качества окружающей среды и истощению природных ресурсов);
2. Рациональное (ведет к повышению качества окружающей среды и восстановлению и преумножению природных ресурсов)
Рациональное природопользование предусматривает:
1. Использование и охрану природных ресурсов с целью удовлетворения, как материальных потребностей человека, так и запросов эстетики и отдыха
2. Восстановление и поддержание экологического равновесия природных и искусственных экосистем (обеспечить возможность непрерывного получения урожая растений, воспроизводства животных путем установления цикла использования и возобновления
Общие принципы рационального природопользования
- приоритет охраны жизни и здоровья человека
- научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов
- рациональное использование природных ресурсов
- платность природопользования
- соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение
- гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач
- международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды
2. Общие представления о природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природоресурсный потенциал и ресурсообеспеченность РФ.
Природные ресурсы – это природные объекты,процессы и явления, которые человек использует для создания материальных благ, обеспечивающих не только поддержание нормального существования человечества, но и повышение качества жизни.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной имеющихся природных ресурсов и количеством их использования.
3. Экологический кризис. Условия устойчивого развития экосистем. Причины возникновения экологического кризиса. Структура экологического кризиса.
Экологический кризис - это такое состояние окружающей среды, при котором невозможно нормальное существование жизни на Земле.
Причины возникновения экологического кризиса:
1. Хозяйственная деятельность человека
( вырубка леса, осушение рек и болот, внесение пестицидов, аварии на предприятиях)
2. Стихийные бедствия
(цунами , смерчи, землятресения, извержение вулканов)
3. Космическая угроза
(каметы, метиориты, ультрафиолет, магнитные бури)
Основные виды взаимодействия живых организмов и среды обитания:
1. Взаимодействие с живыми организмами (хищничество, конкуренция, симбиоз, нейтрализм, нахлебничество и др.)
2. Взаимодействие с неорганическими компонентами
(свет, температура, влажность, давление и др.)
Нахлебничество- это взаимодействие двух видов при котором один вид живет за счет другого при этом не принося ему не вреда ни пользы.
Например, медузы обеспечивают малькам защиту от хищников и пропитание.
4. Основные направления пути выхода из экологического кризиса.
1. Совершенствование технологий, внедрение малоотходного и безотходного производства и экологически чистого сырья;
2. Развитие и совершенствование
экономического механизма охраны окружающей среды( субсидирование покупки очистных сооружений)
3. Несение административной и уголовной ответственности за совершение экологических правонарушений
4. Экологическое воспитание и просвещение населения
5. Соблюдение международных законов защиты окружающей среды
Закрепление материала по типу игры « Стенка на стенку»
1 Команда: | 2 Команда: |
1. Что такое экологический кризис | 1. Что такое природные ресурсы |
2. Перечислите неисчерпаемы ресурсы | 2. Назовите последствия экологического кризиса |
3. Назовите пути выхода из экологического кризиса | 3. Дайте определение рационального природопользования |
4. Последствия нерационального природопользования | 4. Приведите классификацию природных ресурсов |
5. Что такое ресурсообеспеченность и в чем она выражается | 5.Охарактеризуйте структуру экологичческого кризиса |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.