Русский флот до Петра I
Водные сообщения производились в древние времена на Руси на разных судах. Строение судов значительно развито было у наших предков еще во времена доисторические.
У князя Олега во время похода на греков 907 г… “бы числом кораблей 2 000”…
у князя Игоря в 941 г. было 10 000 судов во флоте.
ШИТИК
Построение кораблей
суда московитов все делаются совершенно без железных гвоздей, но целиком из дерева (сплоченного) деревом, так и в этой земле суда не сбиты деревянными гвоздями, а сшиты веревками из липовой коры, как шьют шелковые и иные одежды — искусство, поражающее ум изумлением. При помощи паруса при попутном ветре они могут двигаться против течения…
Волок
Исследования показывают, что термины мореплавания являются исключительно славянскими (ладья, челн, струг, насад, паузок, ключ (уключина), пря (парус), весло, корма, нос, палуба и т.д.) либо греческими
Ладья
Соль из Соликамска по Каме отправляют:
«…в громадных, специально для этой цели построенных ладьях или речных судах. Каждое из них берет от 800 до 1 000 ластов, т.е. от 100 тыс. до 120 тыс. пудов. Кроме того, на них имеются всякие строения: кухня, баня и другие, — да на каждом судне насчитывается от 700 до 800 рабочих
Коч
Суда… построены без железных гвоздей или железа вообще, а только из дерева».
Кочами назывались в Сибири палубные судна с веслами и парусами, приспособленные для хождения по морю… деревянными были в них гвозди и другие судовые скрепления
БУС
бусы, которые не заходят в устье Волги и под Астрахань, а стоят в море и из устья едва видны. Товары же с бус в Астрахань и из Астрахани на бусы перевозят на судах (Сандалы (шандалы) — небольшие одномачтовые парусные суда) и повозках. Отсюда бусы плывут за море..
бус был огромным судном с водоизмещением до 2 000 тонн… Для сравнения — ни одна из каравелл, на которых Колумб доплыл до Америки, не имела водоизмещения больше 270 тонн
ГАБАРА
судно, киль которого видел Вильям Баренц, было высотой с четырехэтажный дом. А при длине его в 85 м водоизмещением оно будет что-то порядка 8 000 тонн!! То есть где-то в 30 раз эта океанская габара превышала своими размерами самую большую каравеллу (от слова — корабль) Колумба.
Военный флот на Руси
первый русский военный корабль европейского типа - фрегат "Орёл", вооружённый 22 тяжёлыми пищалями, был построен в Коломне при царе Алексее Михайловиче в 1667-1669 гг. (Есть ещё не подтверждённые сведения о строительстве флота на Двине при Иване Грозном!) И на "Орле" впервые был поднят российский триколор. Для изготовления "флага большого" и множества вымпелов выписываются ткани "белого, лазоревого и алого" цветов. Для него же был подготовлен первый русский морской устав: "письмо корабельного строя"
Царь-плотник
как-то, побывав на русском Севере, Петр усмотрел “старомодные” корабли и строжайшим указом повелел строить новые исключительно на “голландский” манер.
Возрождение военно-морского флота практически с нуля - задача очень трудная. Но в России есть всё, что нужно для её выполнения: ресурсы, опыт, наработки, и главное - люди.
И значит, актуальна фраза: "Флоту - быть!" первым линейным кораблём – «Гота Предестинацию», срубленную саморучно молодым царём Петром I на воронежских верфях в конце 17-го века.
Русские флотилии
к 1704 году на Воронежских верфях было построено несколько линейных кораблей и несколько десятков поменьше, составивших южный флот на азовском и черном морях.
На Белом море у Архангельска был заложен другой флот, северный.
А после выхода в устье Невы и третий флот был заложен — Балтийский.
На виду у всего мира создавались флота стремительно.
Обучение морскому делу
Проводя свои реформы, Пётр Алексеевич огромное внимание уделял организации новой регулярной армии и созданию русского военно-морского флота. Для этого изучалась организация европейских армии и флотов, их вооружение. В Россию приглашались сотни военных специалистов, научных кадров.
Однако для многочисленной армии и мощного флота требовался хорошо обученный, преданный государю и Отечеству офицерский корпус. Его можно было создать только из русских.
Пётр I осознанно делал ставку на русские кадры. Но для их создания нужно было создать систему военного и военно-морского образования. Еще в 1697 году в Западную Европу было отправлено для обучения воинской науке 150 стольников, сержантов и солдат.
Матросы выполняли различные работы, начиная от уборки и работы на вахте, и заканчивая тушением пожара, спасением людей из воды, помощью в управлении судном: Матрос следит за судном, его грузом или пассажирами, выполняет различные подсобные работы в пределах своей специальности.
Bcе бывшие русские матросы-солдаты умели плавать; они брали кто весло, кто доску или ставню, и бросившись в море, достигали берега
В 1715 году в Петербурге была учреждена Морская академия (Академия морской гвардии).
Победы Русского флота
Гангутское сражение
Сражение российского и шведского флотов при Гангуте в июле 1714 года вошло в отечественную историю как первая большая победа на Балтийском море. «Первые плоды Российского флота» — гласит надпись по-латыни на медалях, отчеканенных по распоряжению Петра I в память о баталии.
Первая и к тому же столь яркая победа флота Петра Великого под командованием Ф.Я. Лефорта и Ф.М. Апраксина увековечена в истории Отечества: в память об этой славной победе 9 августа отмечается День воинской славы России. 07 августа 2018
гренгам
Гренгамское морское сражение
27 июля 1720 г.
Морское сражение у острова Гренгам, в ходе которого отряд русского
гребного флота под командованием М.М.Голицына нанес
поражение шведской эскадре парусных кораблей.
Эта победа позволила русскому флоту укрепиться в
Балтийском море у входа в
Ботнический залив. Бой
при Гренгаме явился последним сражением Северной войны, продолжавшейся более двадцати лет.
Чесменский бой
Чесменское сражение 1770 г. – морское сражение в Эгейском море у западного побережья Турции между русскими и турецкими флотами. Является одним из крупнейших сражений эпохи парусного флота. Оно делится на два этапа: первый этап – бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля); второй –уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня (7 июля).
Адмирал Г.А. Спиридов предложил следующий план атаки. Линейные корабли, построенные в строй кильватера, пользуясь наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к противнику и нанести удар по авангарду и части центра первой линии.
Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море Алексей Орлов с этого момента получил почетную прибавку к фамилии – «Чесменский», а за «храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой на берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оный истребивший» он был пожалован высшей степенью ордена Св. Георгия.
Корфу
3 марта 1799 года, русско-турецкий флот под командованием адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова завершил операцию по захвату Корфу.
Французские войска были вынуждены сдать самый большой и хорошо укреплённый из Ионических островов – Корфу.
Взятие Корфу завершило освобождение Ионических островов и привело к созданию Республики Семи остров, которая находилась под протекторатом России и Турции и стала опорной базой для русской средиземноморской эскадры.
Наварин
20 октября 1827 года союзный флот из британских, французских и российских кораблей вошёл в Наваринскую бухту на юго-западе Пелопоннеса, где уже находилась объединённая османская эскадра.
На корабле «Азов», которым командовал на тот момент капитан первого ранга М.П. Лазарев, моряки,из коих 24 человека были убиты, а 67 ранены, те, кто остался в строю, сражались, как львы. Корабль не сделал ни единого выстрела мимо!
«Азов» потопил два фрегата и один корвет противника, ещё один фрегат сжёг, огромный корабль выкинул на мель, а затем вместе с английским судном добил турецкий флагман.
Практически все участники этого похода были награждены. «Азов» получил кормовой георгиевский флаг, а его капитан Лазарев стал контр-адмиралом.
Синопская битва
18 (30) ноября 1853 г. русская эскадра вошла в Синопскую бухту. Под сильным перекрестным огнем противника русские корабли заняли позиции в соответствии с планом атаки. Артиллерийским огнем русские моряки уничтожили 15 из 16 кораблей противника, подавили все его береговые батареи.
Победа была одержана в результате высокого профессионального мастерства русских моряков, героизма, мужества и отваги моряков, а также благодаря решительным и искусным действиям командования и, прежде всего, П.С. Нахимова.
Синопское сражение явилось последним крупным сражением эпохи парусного флота
Парусный флот России сегодня
Парусники России и сегодня бороздят просторы морей и океанов. Всего в России шесть больших парусников: четырехмачтовые барки — «Седов», Крузенштерн» , и трехмачтовые парусные учебные суда — «Мир», «Надежда», «Паллада» и «Херсонес».
Парусники были построены по прототипу парусных судов начала XX века.
«Кто не плавал под парусами, тот не моряк!».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.