История создания
В.В.Маяковский начал работать над произведением в 1914 г.
В этот период поэт был увлечён художницей Марией Денисовой, в которую влюбился, будучи в Одессе, с первого взгляда.
Но Мария не ответила на его чувства, которые были воплощены в стихах.
История создания
Из воспоминаний поэта:
"Оно начато письмом в 1913/14 году и сначала называлось "Тринадцатый апостол". Когда я пришёл с этим произведением в цензуру, то меня спросили: "Что вы на каторгу захотели?" Я сказал, что ни в коем случае, что это меня никак не устраивает. Тогда мне вычеркнули 6 страниц, в том числе и заглавие... Меня спросили- как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите— буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах".
История создания
В 1915 г. В.Маяковский читал «Облако в штанах» и в квартире Бриков, на улице Жуковского.
Собравшиеся, затаив дыхание, слушали поэму. Закончив декламировать, поэт сел за стол, сделал глоток чая и, глядя прямо в глаза Лиле, спросил: «Можно посвятить вам?» И тут же написал на одной из страниц:
«Лиле Юрьевне Брик».
Жанр
«Облако в штанах» — лиро-эпическая поэма:
эпичность проявляется в критике общества, религии, традиционного искусства;
лиричность выражена в интимных переживаниях лирического героя.
Темы поэмы
В 1918 году предисловии к поэме В.Маяковский писал: «Облако в штанах (первое имя «Тринадцатый апостол» зачёркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся) считаю катехизисом сегодняшнего искусства; «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» — четыре крика четырёх частей .»
Композиция и сюжет
Поэма делится на четыре части, каждая из которых имеет собственную тему.
Во вступлении автор обращается к читателю. Здесь же поэт противопоставлен толпе.
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке.
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
Композиция и сюжет
1-я часть. Здесь рассказывается о трагической неразделённой любви лирического героя. Он ожидает любимую, мучается («жилистая громадина стонет, корчится»), ревнует. А после того, как узнаёт, что она выходит замуж, становится хладнокровным и спокойным, «как пульс покойника». Надежда на взаимность у лирического героя умирает.
Композиция и сюжет
2-я часть. В этой части автор рассуждает о поэзии и творчестве, которые погибают в буржуазном обществе. Но он всё равно верит, что после революции поэты спасут искусство.
Мы сами творцы в горящем гимне —
шуме фабрики и лаборатории.
3-я часть. Здесь поэт рассуждает о поэзии, которая не соответствует требованиям времени, отрицает господствующий строй и призывает к революции.
Композиция и сюжет
4-я часть. Лирический герой вновь обращается к своей любимой с униженной грубой мольбой.
«Пусти, Мария!
Судорогой пальцев зажму я железное горло звонка!»
Отказ приводит к новой вспышке гнева и ярости. Неудовлетворённый поэт с нетерпением ждёт смерти, чтобы встретиться с Богом и обвинить того в бессилии. Герой грозится уничтожить рай, и эта угроза передаёт непримиримый характер поэта.
Финал. Небо не воспринимает ни слов мольбы лирического героя, ни его вызова Богу.
Основная идея
Старые устои не позволяют человеку жить достойно и свобоодно. Но Богу нет никакого дела до того, что происходит на Земле. И поэт предвидит наступление революции, идеи которой готов нести людям.
Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядет шестнадцатый год.
Ведь любовь, искусство, государственный строй должны быть абсолютно другими.
Лирический герой
Образ | Характеристика, роль в произведении |
Сверх-человек | Перед ним должны преклониться Бог, властители мира («Эй, Вы!//Небо!//Снимите шляпу!//Я иду!») |
Лирический герой
Образ | Характеристика, роль в произведении |
Реальный уставший человек | Автобиографичность героя («Мама!//У него пожар сердца.//Скажите сестрам, Люде и Оле, —//ему уже некуда деться.») |
Эпитеты: “выжиревший лакей“, “засаленная кушетка“, “размягчённый мозг”.
Метафоры:“окровавленный сердца лоскут“, “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги“.
Гипербола: “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы“.
Сравнения: “мужчины, залежанные, как больница“, “женщины, истрёпанные, как пословица“.
Оксюморон:“пульс покойника“
Художественные средства
«Ведь в самом деле, что же другое, как не "Облако в штанах", может быть названо самою современною по своей остроте и самою острою по своей современности книгой, в чем другом, как не в ней, так ярко и так самоуверенно в своей победной мощи предстал лик зарождающейся новой эры земли.»
К.А.Большаков, русский поэт и прозаик начала XX века
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.