В знаменитой поэме Гомера "Илиада", созданной примерно три тысячи лет назад, упоминается ловец устриц, ныряющий вниз головой со своей лодки:
... "Воскликнул Патрокл-конеборец:
Как человек сей легок! Удивительно быстро ныряет!
Если бы он находился и на море, рыбой обильном,
Многих бы мог удовольствовать, устриц ища, для которых
Прядал бы он с корабля, несмотря что и море сердито.
Как он, будучи на поле, быстро нырнул с колесницы).
("Илиада", песнь XVI).
Первыми водолазами можно считать первобытных людей "ихтиофагов", основным продуктом питания, которых были рыбы и морепродукты. Ихтиофаги жили на берегах Персидского залива, Красного моря и на западном побережье Африки.
Рассказ о подвигах Скилла - первое упоминание в античной литературе о военной деятельности водолазов. В период Пелопонесской войны в 425 году до н.э. при осаде Пизы афинянами лакеде-монские водолазы доставляли продовольствие осажденным: "Водолазы ныряли и плыли под водой, таща за собой на веревке козьи бурдюки с маком, смешанным с медом, и с толчеными семенами льна".
При обороне Сиракуз на Сицилии в 413 году до н.э., по свидетельству того же Фукидида, осажденные соорудили подводные заграждения против вражеских кораблей: сваи были вбиты так, что они не поднимались над водой, а потому подплывать к ним было опасно, и всякий неосторожный корабль набегал на них, как на подводный камень. "Но и эти сваи распилили водолазы за вознаграждение", добавляет он дальше
С помощью которого его не менее великий воспитанник Александр Македонский погружался в средиземноморские воды: таким путем он лично знакомился с подводными заграждениями финикийского города Тира, готовясь напасть на него с моря. Вскоре после успешной разведки город был захвачен войсками молодого царя-полководца.
Скафандр был сделан из кожи, имел стеклянные линзы для глаз и мешочек для мочеиспускания. Воздух подавался через тростниковые трубки, скрепленные кожаными сочленениями (чтобы последние не сжимались под давлением воды, внутри них были вставлены металлические пружины).
В комплект снаряжения входили балластные мешочки с песком, емкость с воздухом для срочного всплытия, длинная веревка, нож, а также рожок, при помощи которого следовало подавать сигнал об окончании работы под водой.
Для освоения морских глубин изобретались на протяжении истории изобреталось множество различных приспособлений. Так, подводные очки были давным-давно известны в Японии и Полинезии, в XVI в. их использовали добытчики кораллов на Средиземном море, а в конце ХIХ и начале ХХ в. они были заново «открыты» сразу в нескольких странах.
Более двух тысячелетий водолазный колокол оставался основным техническим средством, позволявшим погружаться на сравнительно небольшую глубину, вести там поисковые работы и в случае удачи отбирать у моря найденные на дне ценности. С его помощью, например, некоему Уильяму Фипсу в конце XVII века удалось извлечь из воды значительную часть сокровищ испанского галеона, затонувшего вблизи Багамских островов.
Водолазные колокола, одним из которых он пользовался, положили начало всем видам подводных аппаратов, работающих на сжатом воздухе (от батискафа до акваланга).
В 1718 г. Петр I получил челобитную от Е.П.Никонова - крестьянина подмосковного села Покровское-Рубцово, работавшего плотником на казенной верфи, о постройке "потаенного судна" (подводной лодки) с целью нанесения повреждений подводной части корпусов неприятельских кораблей. Из этого подводного судна водолаз должен был выходить в автономном водолазном скафандре. Идея создания такого скафандра не получила практического применения, а построенное по его проекту деревянное "потаенное судно" "Морель" было повреждено при испытаниях весной 1724 г.
Водолазная техника колокольного типа не позволяла мужественным подводникам прошлого покорять мало-мальски значительные глубины. Нужны были новые подходы к созданию водолазного снаряжения.
На это человечеству понадобилось немало времени: лишь в конце XVIII века немецкий изобретатель Клейнгерт создал водолазный костюм с металлическим шлемом и подачей воздуха при помощи насоса.
Но настоящий бич водолазов — кессонная болезнь. Вдыхая воздух под давлением толщи воды, кровь человека насыщается азотом, который составляет 78% нашей атмосферы. В этих условиях при выдохе азот не выделяется полностью, а в значительных количествах растворяется в крови и тканях. При резком подъёме из глубины с падением давления понижается и растворимость азота — он начинает собираться в пузырьки. В лёгких случаях человек отделывается ломотой в суставах. В тяжёлых — пузырьки азота могут закупорить кровеносные сосуды, повредить нервные узлы и спровоцировать образование тромбов (сгустков крови) в сердце.
Кессонная болезнь была если не побеждена, то укрощена при помощи ступенчатой декомпрессии, когда подъём из глубины проходил не быстро, а постепенно, с длительными остановками на подходе к поверхности.
Именно эти потребности и привели в конце концов к изобретению акваланга.
Поистине же массовый штурм подводных просторов начался после того, как в 1943 году французы Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг. Благодаря этому несложному и удобному устройству довольно длительные погружения человека на глубину в несколько десятков метров стали обычным делом.
Вскоре Кусто изобрёл водонепроницаемые камеры и осветительные приборы, первую подводную телевизионную систему. В 1950 г. он переоборудовал американский минный тральщик, получивший название «Калипсо», и годом позже приступил к организации подводных экспедиций. К первым достижениям команды «Калипсо» относятся обстоятельные подводные археологические исследования и фотографирование морского дна на глубинах до 7250 м.
В 1953 году ученый и его сын Жак в батискафе «Триест» совершили -погружение на глубину 3160 метров. Спустя год французы Ж. Гуо и П. Вильм отодвинули этот порог до 4050 метров, а еще через шесть лет, в январе 1960 года, Ж. Пиккар и лейтенант ВМФ США Д. Уолш, совершив спуск на 10917 метров, достигли дна Марианского желоба – самой глубокой впадины, расположенной в Тихом океане: максимальная глубина, зарегистрированная советским исследовательским судном «Витязь», находится в южной части желоба и составляет 11022 метра.
Ставятся легендарные эксперименты по изучению полноценной жизни под водой. В 1962 г. в рамках проекта «Преконтинент» два пловца — Альбер Фалько и Клод Уэсли — неделю жили в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 м и работали на глубине 25 м.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.