Презентация "Понятие о чередовании" 5 класс
Оценка 4.9

Презентация "Понятие о чередовании" 5 класс

Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
русский язык
5 кл
07.01.2022
Презентация "Понятие о чередовании" 5 класс
​Презентация содержит материал не только о чередовании согласных в корне слова, но и о "беглых" гласных. В презентацию включен фрагмент м/ф "В стране невыученных уроков" ("беглая гласная" в суффиксе существительных) и тренировочные упражнения для закрепления материала.
Понятие о чередовании.pptx

Презентация "Понятие о чередовании" 5 класс

Презентация "Понятие о чередовании" 5 класс

ИГРА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» ВЕРЮ НЕ

ИГРА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ» ВЕРЮ НЕ

 ИГРА
«ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

ВЕРЮ

НЕ ВЕРЮ

Приставка - значимая часть слова, которая стоит после корня

Корень - значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение однокоренных слов

Суффиксзначимая часть корня, которая служит для образования форм слова

Окончаниезначимая часть слова, которая служит для образования новых слов.

Основа – значимая часть слова, которая изменяется

А по русскому у нас Очень сложная программа

А по русскому у нас Очень сложная программа

А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно... 
Орфограммы

Над ошибками работу
Делал целую субботу.
Иссякло уж терпение,
Готовы...

Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем...

СТАНЦИЯ ЗАГАДОК

фразеологизмом

исправления

ИГРА «ЗОРКИЙ ГЛАЗ» Найдите в тексте слова с безударными гласными, проверяемыми ударением

ИГРА «ЗОРКИЙ ГЛАЗ» Найдите в тексте слова с безударными гласными, проверяемыми ударением

ИГРА «ЗОРКИЙ ГЛАЗ»

Найдите в тексте слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Выделите эти слова.

Росистый вечер дышал
прохладой. На далёком
небосклоне виднелась одинокая звезда. Около горы извивалась широкая дорога. Запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в деревьях и цветах.

Запишите предложение, поставьте знаки препинания, если они нужны

Запишите предложение, поставьте знаки препинания, если они нужны

Запишите предложение, поставьте знаки препинания, если они нужны.

Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы и они слегка дрожат от этого.

,

Разберем первую часть по членам предложения.

Какое слово во второй части предложения не имеет окончания? Почему?

слегка – наречие

Дайте общую характеристику этого предложения.

Повествовательное, невосклицательное, сложное,
2 основы, ССП

ДРОЖАТ – ДРОЖЬ – ВЗДРОГНУТЬ –ВЗДРАГИВАТЬ

Выделите корень в этих словах. Что произошло?

ПОДБЕРИТЕ К ЗАДАННЫМ СЛОВАМ ОДНОКОРЕННЫЕ

ПОДБЕРИТЕ К ЗАДАННЫМ СЛОВАМ ОДНОКОРЕННЫЕ

ПОДБЕРИТЕ К ЗАДАННЫМ СЛОВАМ ОДНОКОРЕННЫЕ И ЗАПИШИТЕ ИХ, ВЫДЕЛИВ В НИХ КОРЕНЬ.

круг

луг

снег

круг-кружок

луг-лужок

снег-снежок

Понятие о чередовании

Понятие о чередовании

Понятие о чередовании

В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова

В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова

В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Значение корня при этом не меняется.

Так что же называется чередованием?

ЗАМЕНА ОДНОГО  ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ПОДЧЕРКНУТЬ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (ПОДЧЕРКНУТЬ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
(ПОДЧЕРКНУТЬ ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ):

дразнить — раздражать — подражание;
сладкий — наслаждение;
брызгать — брызжет;
брюзга — брюзжать;
гости — угощать;
осмотреться — осматривать;
увлекаться — увлечение.

З // Ж Во З ить – во Ж у Г // З //

З // Ж Во З ить – во Ж у Г // З //

З // Ж

ВоЗить – воЖу

Г // З // Ж

ДруГ– друЗья – друЖить

Д // Ж // ЖД

ВоДить – воЖу – воЖДение

Т // Ч // Щ

свеТ– свеЧа – просвеЩать

К // Ч // Ц

рыбаК - рыбаЧка – рыбаЦкий

СТ // Щ

проСТой – проЩе

С // Т

плеСти - плеТу

Ц // Ч

птиЦа – птиЧка

Х // Ш

паХать – паШу

С // Д

бреСти – бреДу

Б // БЛ

скорБь - скорБЛю

В // ВЛ

лоВ - лоВЛю

М // МЛ

корМ - корМЛю

П // ПЛ

леПка - леПЛю

Ф // ФЛ

граФа –граФЛю

С // Ш

пиСать – пиШу

СК // Щ

таСКать -таЩу

Измените форму слова (падеж) слова огурец огурец-огурца день-дня

Измените форму слова (падеж) слова огурец огурец-огурца день-дня

Измените форму слова (падеж) слова

огурец

огурец-огурца

день-дня

Какие изменения произошли в корне слова?

Понаблюдайте за формами следующих слов: 1-

Понаблюдайте за формами следующих слов: 1-

Понаблюдайте за формами следующих слов:

1- Берег, береговой - брег, прибрежный
2-Ворота, подворотня – врата, вратарь
3-Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный
4-Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать
5- Молодёжь, молодой – младенец, младший

Вывод: Следовательно, в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. . Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными

Как вы понимаете значение слова беглый?

Как вы понимаете значение слова беглый?

Как вы понимаете значение слова беглый?

Гласные «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)

Гласные «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)

Гласные «убегают» при изменении слова (чаще всего достаточно поставить существительное в родительный падеж)

Сон – сна, пень – пня, день – дня,
отец – отца, кусок – куска, рот – рта,
пёс - пса

Беглые согласные появляются не только в корнях, но и в СУФФИКСАХ.
Такую особенность имеют только «круглые» о, е. А вот и – сильная! Она всегда остаётся на своём месте.)

Aevl98CQ Отчего же зависит беглость гласных?

Aevl98CQ Отчего же зависит беглость гласных?

https://www.youtube.com/watch?v=aexAevl98CQ

Отчего же зависит
беглость гласных?

От изменения
формы слова

АЛГОРИТМ Да

АЛГОРИТМ Да

АЛГОРИТМ

Да Нет

Пиши Е или О

Пиши И

Являются ли однокоренными данные пары слов?

Являются ли однокоренными данные пары слов?

1) Являются ли однокоренными данные пары слов?
Опоздать – опаздывать ,
Влезть – влазить,
Готовить - готовлю.

2) Являются ли однокоренными слова?
Пень-пня.
Флажок – флажка

3) Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:
1) дубочек, 2) успех, 3) ночной, 4) гитара

Найдите слово с беглым гласным: замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица

Найдите слово с беглым гласным: замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица

4) Найдите слово с беглым гласным:
замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица

Определите, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен…

Определите, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен…

5) Определите, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные?
сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать,
лев - льва, лен – льна
2. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться – отзыв
3. подарок - подарки, овражек - овражка,
прекрасен – прекрасны

в корне

в приставке

в суффиксе

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2022