Чтобы научить детей внимательно смотреть вокруг, видеть красоту обычных вещей, делать выводы об увиденном,
в нашей школе
с 1 по 6 класс
1 раз в неделю
ведётся предмет «Наглядная геометрия»
Преподавание ведется по пособию для общеобразовательных учреждений «Наглядная геометрия 5-6 классы,
авторы
Игорь Федорович Шарыгин
и Лариса Николаевна Ерганжиева.
Его можно использовать на уроках для обогащения геометрического материала действующих учебников, а также для работы в кружках и факультативах.
Пособие содержит уникальный задачный материал по геометрии, направленный на развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
Основные приёмы решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.
Изумлению пятиклассников нет предела, когда им показываешь правильное решение используя третье измерение, попросту построив из этих спичек пирамиду.
С этой задачи начинается разговор о планиметрии и стереометрии.
Закономерна следующая тема:«Пространство и размерность»
Ребята знакомятся с
0-мерным (точка),
1-мерным (прямая),
2-мерным (плоскость),
3-мерным пространствами.
Знакомятся с геометрическими жителями каждого из них.
Затем они сами ассоциируют услышанное с современным телевидением 2-Д,
3-Д.
Начинают фантазировать о 4-Д, 5-Д,…
Затем перед ребятами ставится проблема: как фигуры из 3-мерного пространства изображать на листе бумаги (в 2-мерном), ведь при изображении мы теряем одно измерение?
Выход есть:
невидимые ребра многогранников изображать пунктиром!
Строятся куб, параллелепипед, пирамида.
Перспектива и иллюзии
Помогает с помощью изгибов линий передать вмятины, выпуклости, капли на плоском листе бумаги.
Игра цветов заставляет на листе бумаги крутиться круги или двигаться волны.
Из элементов головоломки складываются буквы, прямоугольники, цифры, животные.
Пентамино
развивает абстрактное мышление, воображение, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать.
В пентамино фантазия может творить чудеса: из непонятных разной формы фигур может возникнуть фигура собаки, машины, дерева.
Треугольник
Изучаются виды треугольников, задачи на построение треугольников по 3 элементам
Флексагон
(изготовление игрушки)
Эта игрушка (от англ. to flex, что означает «складываться, гнуться») Другими словами, флексагон — гнущийся многоугольник.
Флексагон обладает удивительной способностью внезапно менять свою форму и цвет.
Топологические опыты
Берем 2 бумажных полоски.
Склеенная в кольцо полоска имеет внутреннюю и внешнюю стороны и два края. Жук может совершить "кругосветное путешествие" по кольцу, оставаясь либо на внутренней, либо на внешней стороне.
Вторую полоску перекручиваем в пол-оборота и склеиваем концы.
Получаем Лист Мёбиуса, у него есть только одна сторона – это односторонняя поверхность с одним краем.
Жук, ползущий по середине листа Мебиуса (не пересекая края), вернется в исходную точку в положении "вверх ногами".
При разрезании листа Мебиуса по средней линии он не распадается на две части.
Отвечая на вопрос: можно ли нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаш от бумаги и не проходя по одной линии дважды? -приходим к понятию графа. Учимся определять четность узлов графа.
Если граф связный, то обойти его можно, если нечётных узлов у него 0 или 2.
Если 2, то маршрут начинается в одной из них, а заканчивается в другой.
Если 0,то маршрут начинается в любой вершине и в ней же заканчиватся.
Кубик-рубик
«Кубик Рубика» (разговорный вариант Кубик-рубик; первоначально был известен как «Магический кубик») — механическая головоломка, изобретённая в 1974 году (и запатентованная в 1975 году) венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрнё Рубиком.
Геометрия — это не только раздел математики, школьный предмет, это прежде всего феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира. Занятия геометрией способствуют развитию интуиции, пространственного воображения и других важнейших качеств, лежащих в основе любого творческого процесса. Однако несмотря на огромные возможности, заложенные в этом предмете, анализируя результаты последних пяти лет ЕГЭ и ГИА по математике, было подмечено, что знания учащихся по геометрии, владение приемами геометрической деятельности, понимание геометрических методов познания мира год от года снижаются, учащимся неинтересно на уроках геометрии, процесс обучения превращается для них в скучное разучивание чужих мыслей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.