Э
«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.»
Подготовила Завадская М.В.
воспитатель высшей кв. категории
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
г.Новосибирска детский сад №436 «Ивушка»
Одна из основных задач ФГОС
– поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую,
поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами :
Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).
Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)
Человек (человек –живой организм,
человек – пользователь природы)
Рукотворный мир: (материалы и их свойства,
предмет – результат деятельности человека,
преобразования предметов и т.д.)
Эксперимент — интересное слово,
Это познание – снова и снова.
Сначала смотрим, наблюдаем,
Затем с предметами играем.
И вот он – истины момент –
Проводим мы эксперимент!
Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование
Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое
переводится как «проба», «опыт».
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. При создании организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного
возраста являются различные
формы работы:
образовательная деятельность,
беседы, экскурсии,
лабораторные работы,
мультимедийные презентации,
дидактические
и развивающие игры,
эксперименты и опыты,
кружковая работа и т. д.
Задачи исследовательской деятельности:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Критика- враг
творчества
Воспитывать
настойчивость
Проявлять интерес
к любой деятельности
ребёнка
Заканчивать обсуждение
по проблеме до появления
признаков потери интереса
Подводить итоги
эксперимента
Воспитывать веру
ребенка в свои силы.
Основы работы
педагога с детьми
Разнообразные формы работы с родителями.
-Привлекать родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе
-оформление наглядной информации в родительском уголке, -консультирование, беседы
- оформление папок, тематические ширмы-передвижки, выставки
Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:• совместное детско-взрослое творчество (оформление альбомов, плакатов, газет, фотосессий); •совместная детско-взрослая
познавательно-исследовательская
деятельность.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Для педагога, научившегося
работать на технологическом
уровне, всегда будет главным
ориентиром познавательный
процесс в его развивающемся
состоянии.
Все в наших руках, поэтому
их нельзя опускать!
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»Ральф У. Эмерсон
И в завершении хотелось бы привести слова В.А. Сухомлинского, подчеркивающими значимость организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
Используемая литература:
И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. –
М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.