Деструктивное поведение:
плохая успеваемость
акты жестокости
употребление/злоупотребление ПАВ
ранний/незащищенный секс
проблемы с психическим здоровьем
суицидальные попытки
агрессивность
нежелание соблюдать социальные нормы
проблемы эмоционального характера
неспособность адекватно выражать свои чувства
неспособность преодолевать стресс
проблемы во взаимоотношениях с людьми
низкая самооценка
1. Буллинг - травля одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части.
2. Издевательство над животными.
3. Нападения на учителей.
4. Примыкание к асоциальным сектам, группам, в том числе и посредством соцсети.
5. Самоубийства.
6. Увлечение экстремальными практиками, хобби (имитация захоронения, повешения, езда на крышах электричек, нанесение себе шрамов, увечий и т.п.).
Проявления агрессии:
Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
Особенности агрессивных детей и подростков
В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
Слабо развит контроль над своими эмоциями.
Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
Особенности агрессивных детей и подростков
Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
Возможны неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Особенности агрессивных детей и подростков
Недовольство – раздражение – злость – гнев –ненависть – ярость.
Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев - это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку .
Как развивается агрессия у детей:
Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
Как развивается агрессия у детей:
реакция родителей на неустраивающее их поведение ребенка;
характер отношений между родителями и детьми в целом;
уровень семейной гармонии или дисгармонии;
характер отношений с родными братьями и сестрами.
Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей и подростков
В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями.
Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности.
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности:
У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, - это физические наказания, угрозы, лишение привилегий и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей.
Семьи агрессивных детей имеют свои особенности:
повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
использование физической силы;
втягивание в конфликт посторонних людей;
непреклонное настаивание на своей правоте;
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
нотации, проповеди, «чтение морали»;
наказание или угрозы наказания;
обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;
сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
команды, жесткие требования, давление;
оправдания, подкуп, награды.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
Первый уровень –общая профилактика
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Как же предотвратить это ? И какова роль родителей и учителей в профилактике деструктивного поведения?
Второй уровень- первичная профилактика
1.Диагностика депрессивного и невротического состояния подростков
2.Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
3.Классные часы, круглые столы, стендовая информация
Третий уровень – вторичная профилактика
Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. Психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний.
Включать ребёнка в социально одобряемую деятельность - трудовую, спортивную, художественную, организаторскую и т.д.
Привлекать к повседневному постоянному труду по самообслуживанию.
Использовать занимательные формы деятельности, «секретную» работу, элементы игры.
Использовать моральные поощрения с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям. Наказаниями можно многое разрушить, но ничего не создать, подкрепление изменяет поведение ребёнка.
Обучать приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой.
Рекомендации педагогам:
Использовать метод неприятных последствий (что будет, если ты и дальше будешь так агрессивен).
Вместо конкуренции развивать навыки сотрудничества, готовность идти друг другу навстречу, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других.
Обучать сдерживанию агрессии, самоконтролю, снятию мышечного напряжения.
Выявлять конфликтогены (слова, поступки, жесты, интонации), которые пробуждают агрессию у ребёнка, тренировать изменения его поведения в трудных ситуациях.
Обучать ненасильственному разрешению конфликтов.
Рекомендации педагогам:
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности
3. Контроль над собственными негативными
эмоциями
4. Обсуждение проступка
5. Сохранение положительной репутации ребенка
6. Снижение напряжения ситуации.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения
Рекомендации родителям, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию
Нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее собеседнику возможность высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать, чтобы ребёнок полностью выговорился;
Пауза, дающая ребёнку возможность успокоиться;
Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
Использование юмора;
Признание чувств ребёнка.
Демонстрация модели неагрессивного поведения
Классный час «Прощение или месть?»
Классный час «Скажем курению «Нет!»
Час общения «Правда о наркотиках»
Классный час «Отцы и дети»
Круглый стол «Мятежная юность: правда и заблуждения»
Праздник для мам «Спасибо нашим матерям...»
Классный час «А нужны ли правила?»
Классный час о толерантности «Кто я? Какие мы?»
Круглый стол о жизнестойкости «Жизнь по собственному выбору»
Классный час «Какой бывает доброта»
Правовой час «Мы в ответе за свои поступки»
Из опыта работы
Родительские собрания:
«Этот трудный возраст»
«Счастлив тот, кто счастлив дома».
«Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей»
«Что посеешь, то и пожнешь»
«Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых»
«Меры наказания и поощрения в современных семьях»
«Агрессия, её причины и последствия»
«Как помочь подростку приобрести уверенность в себе»
«Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.