Спецификация работы по проверке читательской грамотности в 3 классах
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности у учащихся третьих классов познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и чтению.
2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы
Содержание проверочной работы определяется Кодификатором метапредметных (познавательных) умений для начального общего образования, который составлен на основе требований к метапредметным результатам освоения Примерной основной образовательной программы начального общего образования
Условия проведения работы
3. Условия проведения диагностической работы
Работа проводится в третьих классах в рамках ВСОКО. Для проведения диагностики предлагается бланковое тестирование. При проведении бланкового тестирования каждый учащийся получает бланк с информационным и художественным текстами и заданиями к ним. Учащиеся выполняют работу на данном бланке. При выполнении заданий с выбором ответа учащиеся отмечают правильный ответ знаком «Х», который они ставят в специальном окошечке. При выполнении заданий с кратким и развёрнутым ответами учащиеся записывают свои ответы на специально отведённых для этого строчках, расположенных после формулировки задания.
4. Время выполнения диагностической работы
На выполнение всей работы отводится 60 минут.
Содержание и структура диагностической работы
Блок включает в себя художественный текст и 12 заданий к нему. Содержание работы соответствует возрастным особенностям учащихся 3-го класса.
В каждом варианте используются задания различного типа:
6 заданий с выбором единственного верного ответа из четырёх
предложенных;
2 задания с кратким ответом (задания с выбором нескольких верных
утверждений и задания, ответом на которые является слово или число);
4 задания с развёрнутым ответом, в которых требуется самостоятельно
написать ответ.
Критерии оценивания работы
Один из блоков включает составной информационный текст и 8 заданий к нему, другой – художественный текст и 10 заданий к нему. Содержание работы соответствует возрастным особенностям учащихся 3-го класса.
В каждом варианте используются задания различного типа:
11 заданий с выбором единственного верного ответа из четырёх
предложенных;
5 заданий с кратким ответом (задания с выбором нескольких верных
утверждений и задания, ответом на которые является слово или число);
2 задания с развёрнутым ответом, в которых требуется самостоятельно
написать ответ.
Все задания работы оцениваются в 1 балл. За выполнение заданий, оцениваемых одним баллом, выставляется: 1 балл – за полный верный ответ и 0 баллов – за неверный ответ. Максимальный первичный балл составляет 12 баллов. Если учащийся получает за выполнение всей работы 7 баллов, то он достиг базового уровня овладения универсальными учебными действиями по работе с информацией и чтению.
недостаточный–выполнено менее 30% заданий работы (задание считается выполненным, если получен хотя бы 1 балл);
пониженный–30-49% выполнения всей работы;
базовый –50%-75% выполнения всей работы и набрано менее 75% от максимального балла;
повышенный –1) выполнено более 75% заданий и набрано не менее 75% от максимального балла за выполнение всей работы.
В таблице 1 приведен план демонстрационного варианта диагностической работы. Условные обозначения типа задания: ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, чисел, слова), РО – развёрнутый ответ (в виде одного или нескольких предложений).
В таблице 1 приведен план демонстрационного варианта диагностической работы. Условные обозначения типа задания: ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ (в виде числа, чисел, слова), РО – развёрнутый ответ (в виде одного или нескольких предложений). | ||
№ задания | Тип задания, контролируемые УУД | Балл |
1, 2, 4, 6, 7, 9 задание | (ВО)Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. | 1 балл |
3,5,8,12 задание | (РО) Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию | |
10,11 задание | (КО) Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебнопрактических задач. Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию. | |
Демонстрационный материал
Зима.
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит. Вот бугорок среди поля. Проказник-ветер взял да и сдул с него белую шапку. Нужно её снова надеть.
А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Одену-ка я косого в белую шубку, — решила Зима, — тогда уж его на снегу не скоро заметишь». А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить. Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса в сторону пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес: «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется». Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы: до самых бровей нахлобучила снеговые шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось. На концах ветвей рябинки грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором из разных следов. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется...
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей деревьев и кустов, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.
по Г. Скребицкому
Задания к работе
1. Как автор называет ветер?
а) шалун в) проказник
б) озорник г) сорванец
2. О каких деревьях идёт речь в сказке?
а) о соснах, елях, рябинах в) о соснах, берёзах, клёнах
б) о соснах, дубах, осинах г) о соснах, кедрах, лиственницах
3. С чем автор сравнивает гроздья рябины? Найди и выпиши предложение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания к работе
4.Где можно увидеть узор из следов?
а) под кустами в) под деревьями
б) на поляне г) на холмах
5. Что произошло, когда ветерок стряхнул иней с кустов и деревьев? Найди и выпиши предложение.
_______________________________________________________________________________
6. Чей след тянется цепочкой по снегу?
а) заячий след в) волчий след
б) лисий след г) медвежий след
Задания к работе
7. Во что нарядила Зима сосны и ели?
а) в снежные пальто в) в снежные плащи
б) в снежные куртки г) в снежные шубы
8. Объясни значение слова «чародейка».
______________________________________________________________________________________
9. Кому чародейка Зима хотела показать свою картину?
а) тучке в) звёздам
б) солнышку г) птицам
Задания к работе
10. Восстанови последовательность событий в тексте.
Деревья в снежных нарядах________
Солнышко любуется картиной______
Узоры из следов _________
Шубки для зайца и лисы__________
Зима в мягких валенках________
11. Заполни пропуски словами из текста
_____________________, ____________________, ____________________ огоньки зажглись на __________________________, на кустах ___________________, на ___________________.
12.Каким образом Зима помогает животным и растениям? Напиши своими словами.
_______________________________________________________________
Лист оценки диагностической работы для 3 классов по определению читательской грамотности (ЧГ).
Разработчики: Сибигатулина Венера Рашитовна
Номер пп | Ответ (художественный текст) | Баллы |
Проказник (в) | 1 | |
1 | О соснах и елях (а) | |
2 | Гроздья ягод висят, точно красные серьги. | |
3 | Под деревьями (в) | |
4 | А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей деревьев и кустов, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. | |
5 | Заячий след (а) | |
6 | В снежные шубы (г) | |
7 |
8 | Чародейка-колдунья, волшебница, чудесница, кудесница, чаровница | 1 |
9 | Солнышку (б) | |
10 | Деревья в снежных нарядах________(4) | |
11 | Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. | |
12 | Свободный ответ. (Деревья укутала в снежные шубы, животным подарила теплые зимние шубки….) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.