МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени
Н.И.Жиронкина»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
«Саморегуляция и музыка»
Выполнила ученица 11 «Б» классаМазалова Ольга ЮрьевнаРуководитель:
Бобкова Ирина
Александровна
Педагог-психолог
Горшечное, 2021 г
Цель исследования:Выявить влияние музыки на эмоциональное состояние человека.Задачи исследования:• Изучить литературу по теме исследования, используя литературу по психологии, ресурсы Интернета• Систематизировать полученные знания.• Выяснить как связаны музыкотерапия и цветотерапия.• Провести собственное исследование, для получения информации о влиянии музыки на эмоциональное состояние человека.• Сделать выводы по данному исследованию.• Сделать презентацию на тему "Саморегуляция и музыка".Объект исследования:Музыка, как способ саморегулирования эмоционального состояние человека.Предмет исследования:Практические способы влияния на эмоциональное состояние человека.Гипотеза:Если мы изучим различные способы влияния музыки, то сможем управлять эмоциональным состоянием человека.Методы исследования:• Наблюдение• Анализ .• Диагностика• Обобщение
Как музыка влияет на наше поведение и продуктивность?
Влияние музыки на сознание человека может стать
важным фактором развития. Любая деятельность человека способна
принимать ритмическую форму. Возможно, кто-то замечал, что когда наша
работа происходит под музыку, то скорость выполнения зависит от ритма
музыки. Под плавную, медленную мелодию действия человека будут
замедленны, а под энергичную - движения резкие, быстрые. Если замечать
все эти особенности, то можно с помощью музыки задавать себе
необходимый темп.
Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние?
Музыка несет в себе мощный эмоциональный заряд, который можно
направить в нужное русло. Когда мы слушаем музыку, то все наши эмоции
можно условно разделить на два вида: прочувствованные и
воспринимаемые. Это значит, что даже если человек ни разу не слышал
данную композицию, он может понять ее эмоциональный окрас.
Как музыкотерапия связана с цветотерапией?
Цветотерапия - это способ корректировки психоэмоционального состояния
человека с помощью различных цветов. Такую методику применяют при
лечении психологически и психически больных людей.Красный цвет - цвет действия, любви, страсти, однако иногда его
ассоциируют с кровью и поэтому не рекомендуется его использовать
слишком часто. Если у вас плохое настроение, то этот цвет поможет вам
зарядиться свежей энергией, активизирует и направит ее на
оптимистическую волну.
Оранжевый цвет - цвет энергии, радости, жизнедеятельности. Этот цвет
очень активизирующий, он поможет справиться с нервными срывами,
внутренними страхами, приведет в равновесие вашу нервную систему,
наполнит добрыми чувствами.
Желтый цвет - цвет свежести, окрыления. Этот цвет символизирует
солнце, тепло, лето. Он помогает развить интуицию и интеллект,
способствует удаче. Желтый цвет может помочь замкнутым людям
выговориться, когда это необходимо.
Зеленый цвет - цвет обновления, гармонии, юности, молодости. Этот цвет
уравновешивает энергию, успокаивает, помогает избавиться от негативных
чувств, заряжает энергией.
Голубой цвет - цвет успокоения, просветления. Этот цвет поможет
вспыльчивым натурам прийти к спокойствию, пробуждает интуицию,
облегчает чувство одиночества.
Синий цвет - цвет вдохновения, творчества, духовности. Если вы
креативная личность, то этот цвет вам отлично подойдет, однако не стоит
им злоупотреблять, так как он может привести к депрессивному
настроению. Этот цвет поможет стать более уверенным в себе. Если вы
напряжены, то синий цвет поможет немного расслабиться.
Фиолетовый цвет - цвет божественности, глубокой духовности. Он так
же как и синий способен привести к умиротворению. Этот цвет также
способствует развитию личности. Однако с этим цветом надо быть также
осторожным, так как он тоже может привести к грустному, депрессивному
настроению.
Черный цвет - цвет с сильной энергетикой, которая может сильно влиять
на психологическое состояние человека. Если его использовать слишком
часто, то это может привести к глубокой депрессии.
Музыкотерапия -это особый вид музыкальной деятельности, направленный на профилактику, оздоровление различных психоэмоциональных отклонений, средствами музыкального искусства.
Целью данной деятельности являются не только коррекция психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, но и повышение резервных возможностей организма в целом. С помощью музыкотерапии можно регулировать эмоциональное состояние человека. Эффективность данного метода заключается в том, что нервная система человека запоминает определенный ритм и мотив мелодии и подстраивается под нее.
Музыкоцветотерапия - вид интегративной музыкотерапии, который способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненными симптомами, с помощью синтеза музыки и цвета. Рациональное использование цвета обеспечивает коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния, а в сочетании с музыкой это воздействие усиливается. Через музыку человеку легче усвоить какие-то гуманистские ценности, так как музыка является регулятором поведения человека. При этом активизируются его чувства, эмоции, переживания, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти. Музыка помогает человеку не только расти нравственно , но и понять самого себя, осознать свои собственные эмоциональные и душевные ресурсы. Таким образом, благодаря воздействию музыки и цвета мы можем влиять на эмоциональное состояние человека.
Исследование
1 месяц
Я выбрала композицию Чайковского "Времена года", так как и у меня и у
моей сестры была снижена концентрация внимания. Мы обе нарисовали
рисунки, во время прослушивания данной мелодии. И я заметила, что в
них преобладают в основном темные, тоскливые тона. Хочу заметить, что
на протяжении месяца, пока слушали данное произведение, стали более
внимательные к мелочам, однако присутствовало чувство усталости.
2 месяц
В октябре месяце я выбрала композицию "Сентиментальный вальс"
Чайковского. Я в течение месяца вместе с сестрой прослушивала данное
произведение. В конце мы снова под музыку рисовали. Все также
присутствовали темные тона, но ярких цветов стало гораздо больше.
3 месяц
В ноябре я выбрала композицию "Хор пилигримов" Вагнера, чтобы снять раздражимость, которая стала проявляться. В течении месяца данная композиция оказала успокаивающее действие на нас. Под конец месяца мы снова рисовали под музыку и стали заметны изменения. Темных и ярких цветов было в одинаковом соотношении.
4 месяц
В декабре я решила выбрать композицию "Утро" Грига, чтобы снять
признаки переутомления за год. Это произведение действительно помогает
расслабиться и немного отойти от повседневных проблем. В конце месяца
мы рисовали под музыку и в результате, рисунки стали более красочными,
темные тона практически не присутствовали.
5 месяц
В январе я решила закрепить результаты композицией "Чардаш" Монти,
для того, чтобы зарядить нас на следующий год положительной энергией.
после каждого прослушивания появлялось настроение и внутренний
подъем. В конце месяца мы рисовали под музыку, и в итоге яркие цвета
преобладали над темными.
В ходе исследования я провела анализ каждого из месяцев и пришла к выводу, что музыкоцветотерапия является комплексным помощником в решении душевных и эмоциональных нестабильностей. Если понять, что тревожит, то можно и самому воздействовать на это музыкой и цветом.
Заключение
Музыка играет большую роль в жизни человека, способствует изменениям эмоционального состояния человека.
Каждый цвет имеет свое значение и если знать это, то можно определить, что тревожит человека.
Музыкоцветотерапия способна помочь человеку снять усталость и напряжение, нервное состояние, раздражимость.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.