Системно-деятельностный подход и проблемное обучение в рамках введения ФГОС
Выполнила: Макарова Е.В,
учитель начальных классов
МОАУ СОШ № 16
г. Благовещенск
20.11.2013.
Человек XXI века
Предприимчивость
Самостоятельность
Ответственность
Коммуникабельность
Способность видеть и решать проблемы автономно
Способность постоянно учиться
Самостоятельно находить и применять нужную информацию
Работать в команде
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность
Мало знать –
надо уметь
Народная мудрость
Бернард
Шоу
Не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Три подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания, умения и навыки. Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском, дрессурном, бихевиористском (поведенческом) подходе.
Компетентностный – использование знаний в действии.
Системно-деятельностный - единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.) подходов.
Системный подход
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
психологические способности человека -это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Деятельностный подход
Современные технологии
проектное обучение
проблемное обучение
коллективная система обучения
дифференцированное обучение
развитие критического мышления
модульное обучение
игровая деятельность
Технология деятельностного метода
Деятельностный метод обучения - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Для учителя деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Технологии
Проблемное
обучение
Технология
проблемного диалога
ТДМ
(деятельностный
метод обучения)
Этапы познавательной деятельности:
этап мотивационно-ориентировочный;
этап уяснения знаний;
этап отработки умений (навыков);
этап контроля.
Технология деятельностного метода обучения это структура учебной деятельности, которая включает в себя систему деятельностных шагов
Мотивирование к учебной
деятельности
Актуализация и фиксация
индивидуального затруднения
Выявление места
и причины затруднения
Построение проекта выхода
из затруднения
Реализация проекта
выхода из затруднения
Первичное закрепление
во внешней речи
Рефлексия учебной деятельности
Включение в систему
знаний и повторение
Самостоятельная работа
с проверкой по эталону
Определяем основной вопрос урока
Прочитайте слова. Как они называются?
Что обозначает каждое слово?
Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили?
Какой вопрос возникает?
Сравните свою формулировку вопроса с авторской.
весть – [в,э ́с,т,] вестник – [в,э ́с,н,ик] известный – [изв,э ́сный,]
Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?
Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук,
который не произносится?
Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный.
Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те,
в которых не произносится.
Сделайте вывод: Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?
Итог урока
Этапы | |
| 1. Мотивирование к учебной деятельности |
1. Определяем основной вопрос урока | 2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения |
2. Решаем проблему и открываем новые знания | 4. Построение проекта выхода из затруднения |
3. Сравниваем свой вывод с авторским | 6. Первичное закрепление во внешней речи |
4. Применяем новые знания. Развиваем умения. | 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
5. Итог | 9. Рефлексия учебной деятельности. |
Технология
проблемного диалога
Технология
деятельностного метода
Ученик - Учитель
Позиция учителя
к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика
познание мира в специально организованных условиях.
Традиционный и деятельностный методы обучения
Технология деятельностного метода обучения - не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
Объяснительно- иллюстративный метод (традиционный)
Деятельностный метод
1. Мотивация к учебной деятельности
Приемы
1) Добрые пожелания детям, пожелания удачи
Время не будем терять + (задается содержательное
Урок наш пора начинать. направление)
Ну что ж, за работу, друзья. Мы хороший дружный класс.
На вас надеюсь, как всегда. Все получится у нас!
Настроенье каково? – Во!
Все такого мнения? – Все без исключения.
Кто любит рассказывать загадки? А математические?
Правда, красивая! Непонятная?
Кто хочет научиться разгадывать?!
2) девиз, эпиграф - «С малой удачи начинается большой успех»
« Кто до ученья охочь, тому и Бог готов помочь»
«Корень ученья горек, да плод его сладок»
«Точность нас не подведет!»
3) Что пригодится для успешной работы?
2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (4 – 5 мин)
Цель: . . . . . . . . . . . .
Затруднение – первый признак проблемной ситуации.
2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (4 – 5 мин)
Приемы создания проблемных ситуаций
Проблемная ситуация с удивлением
Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
Между двумя (и более) | 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. |
Между житейским представлением учащихся и научным фактом | 3. Шаг 1. Обнаружить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. |
Проблемная ситуация с затруднением
Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
Между необходимостью и невозможностью | 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. |
2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (4 – 5 мин)
Приемы создания проблемных ситуаций
Между двумя (или более) положениями
Тема: «Правописание безударных гласных в приставках» (3 кл.)
Встретились как то гусь и гусеница.
- Вы кто такие?
- Я – гусь, это – гусыня, это – наши гусята. А ты кто?
- А я вашародственница, тётя – гусеница.
Найдите родственные слова: ученица, школьник, обучение, учёный, учебник, ручка, учительница
Между житейским представлением учащихся и научным фактом
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова» (2 кл.)
Тема: «Письменные приемы сложения» (2 кл.) ?
. . . . . . . ..
2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (4 – 5 мин)
Приемы создания проблемных ситуаций
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Тема: «Решение уравнений» (1 кл.)
Мы только что хорошо решали уравнения, попробуйте решить вот это.
Тема: «Звук [ш], буква Ш» (1 кл.) ?
Тема: «Доли» (3 кл.) ?
Тема: «Письменные приемы вычислений» (2кл.) ?
2. Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (4 – 5 мин)
Рефлексия
Для учеников:
- Зачем выполняли пробное действие?
- Что показало пробное действие?
Для учителя:
- Свободно ли владеют дети предложенным содержанием?
- Все ли дети включены в деятельность?
- Является ли деятельность детей в проблемной ситуации индивидуальной?
- Зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение
- Выявляются ли причины ошибок?
3. Выявление места и причины затруднения. (3 – 4 мин.)4. Построение проекта выхода из затруднения (4 – 6 мин.)
3. Цель: . . . . . . . . .
Фиксирование затруднения: проверка по эталону,
взаимопроверка, диалог
- Какие задания вызвали затруднения? Почему?
4. Цель: постановка цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласование темы урока, построение плана достижения цели, выбор способов, определение средств (алгоритмы, модели и т.д.), по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
Методы постановки учебной задачи:
подводящий (без проблемы) к теме диалог,
побуждающий от проблемной ситуации диалог
4. Построение проекта выхода из затруднения (4 – 6 мин.)
Подводящий к теме диалог
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока
Не требует создания проблемных ситуаций, хорошо выстраивается «от повторения»
Тема: «Правописание безударных гласных в приставках» (3 кл.)
Тема: «Звук [ш], буква Ш» (1 кл.) ?
4. Построение проекта выхода из затруднения (4 – 6 мин.)
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы
Тема: «Правописание безударных гласных в приставках» (3 кл.)
- Можно ли проверить безударные гласные в приставках?
- Может ли пригодиться уже известное правило написания б/гласных в корне?-
- Какое правило предстоит узнать?
- Сформулируйте тему урока. Цель?
Тема: «Письменные приемы сложения» (2 кл.) ?
Побуждение к созданию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
1) О фактах и теориях: Что вас удивило? Что интересного заметили? Сколько существует точек зрения? | |
4. Построение проекта выхода из затруднения (4 – 6 мин.)
План
Тема: «Правописание безударных гласных в приставках» (3 кл.)
Тема: «Решение задач на встречное движение» (4 кл.) ?
1) Повторить формулы
2) Составить алгоритмы
3) Потренироваться решать задачи
1) Проверка безударных гласных в корне (правило)
2) Проверка безударных гласных в приставках
3) Тренировочные упражнения.
1) Что такое время.
2) Единицы времени.
3) Часы, определение времени по часам.
4) Решение задач.
Тема: «Время. Единица времени – час» (1 кл.) ?
5. Реализация проекта выхода из затруднения (5 – 8 мин.)
Способы:
диалог,
групповая или парная работа
(обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково)
Методы:
побуждающий к гипотезам диалог,
подводящий к открытию знания диалог,
подводящий без проблемы диалог,
практическая деятельность учащихся
Цель: . . . .
5. Реализация проекта выхода из затруднения
Побуждающий к гипотезам диалог
Побуждение к выдвижению гипотез | Побуждение к проверке гипотез | |
устной | практической | |
- Какие есть предположения? | Согласны с этим предположением? Мыслью? Почему? | К плану проверки: |
Тема: «Доли» (3 кл.) ?
Тема: «Безударные гласные
в приставках» (3 кл.)
5. Реализация проекта выхода из затруднения
Подводящий к открытию знания диалог
Тема: «Сложные слова и их правописание» (3 кл.) ?
Звездопад, звездопад -?
Тема: «Письменные приемы сложения» (2 кл.) ?
5. Реализация проекта выхода из затруднения
1-ая группа – группа экспертов работает с уже известным правилом.
Подберите проверочные слова, выделите корень, орфограммы.
детей – …. дети
страны – ….
2-ая и 3-я группа - исследователи, работают с приставками.
2-я группа выполняет Упр. 148 на стр. 122.
Поставьте ударения, выделите приставки, обозначьте орфограммы.
Записал запись
доделал досыта
3-я группа - вспомните и запишите в таблицу все известные вам приставки с гласными буквами а о и е
З_писал, д_ делал, н_дписал, пр_ворчал, з_морозил, _тнёс.
Групповая работа
Подводящий к открытию знания диалог
_
=
_
=
(слова-помощники) Запомнить!
5. Реализация проекта выхода из затруднения
Не нарушать роль организатора (а не участника) коммуникации.
Достаточно четко зафиксировать общий характер нового знания, новый способ действий (в устной, знаковой, форме модели . . .)
Построенный способ действий использовать для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Важно:
6. Первичное закрепление во внешней речи (4 – 5 мин.)
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
Формы: фронтально, в парах, в группах
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий
Важно: предоставить детям возможность самостоятельного комментирования
Продуктивные задания:
Тема: «Звук [ш], буква Ш» (1 кл.) ?
Тема: «Доли» (3 кл.) ?
Тема: «Письменные приемы вычислений» (2кл.) ?
Тема: «Правописание безударных гласных в приставках» (3 кл.)
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (3 – 5 мин.)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Объем: небольшой (не более 2-3 типовых заданий)
Форма выполнения – индивидуально, письменно
Методы: самоконтроль, самооценка.
Рефлексия
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей
его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Для учеников:
- Что показала самостоятельная работа?
- Какие допущены ошибки? Почему? Что необходимо для их ликвидации?
Для учителя:
- Самостоятельно ли дети выполняли работу?
Какая часть детей верно выполнила свою работу?
Зафиксировали дети результаты проверки, в какой форме? ( + ? )
- Как организовать корректировку знаний для детей не справившихся с работой?
8. Включение в систему знаний и повторение (5 – 8 мин.)
Цель: закрепление новой темы в практической деятельности.
При выборе заданий:
Важно:
9. Рефлексия учебной деятельности (2 – 3 мин.)
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что для меня на уроке было самым интересным?
Что на уроке для меня было трудным?
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Оцените свою работу на уроке.
Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности – соотношение целей и результатов урока, степень самостоятельности, фиксация неразре- шенных затруднений; создание ситуаций успеха деятельности; оценка собственной учебной деятельности; д/з.
Урок открытия нового знания
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
Урок рефлексия
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Урок обобщения и систематизации знаний
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.