презентация ТРИЗ на уроках в начальной школе

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 24.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТРИЗ на уроках английского и других предметах в начальной школе
Иконка файла материала презентация по теме _Технологии ТРИЗ_ с примерами для уроков.pptx

Екатерина Александровна Богач,
учитель английского языка

ТРИЗ Теория решения изобретательских задач

Альтшуллер Генрих Саулович, автор ТРИЗ

Основные принципы педагогической техники ТРИЗ

Принцип свободы выбора
Принцип открытости
Принцип деятельности
Принцип обратной связи
Принцип идеальности (высокого КПД)

«Человек рожден быть свободным, рожден иметь собственное мнение, и не к лицу человеку становиться рабом, пусть даже и хорошо оплачиваемым.» Альтшуллер Генрих Саулович

В 1946—1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС посвятил свою жизнь.

Основная идея ТРИЗ - «Решение изобретательских задач , вместо поисков вслепую, строится на системе логических операций».

Цели ТРИЗ технологии:

развитие творческих способностей;

активизация творческого мышления для продуктивной познавательной исследовательской и изобретательской деятельности;

формирование качеств творческой личности.

Что эта теория реально дает?

позволяет перейти от неясной расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям;
решить эти задачи с помощью приемов и принципов;
получить несколько идей , из которых осознанно выбрать наилучшие;
спрогнозировать и предупредить проблему.

Что предполагает ТРИЗ?

системность мысли;
умение видеть мир в противоречиях;
способность генерировать неожиданные идеи;
творческий подход к решению проблемы.

Творчество -

это созидание, порождающее духовные и материальные ценности. Это такая деятельность людей , которая приводит к получению нового и оригинального продукта.

Методы развития

метод проб и ошибок;
метод активизации перебора вариантов;
метод фокальных объектов;
метод проектов;
метод ММЧ
(моделирования маленьких человечков).

Особый раздел ТРИЗ – курс РТВ (Развитие Творческого Воображения)

This is where you section ends. Duplicate this set of slides as many times you need to go over all your sections.

Что дает детям урок в технологии ТРИЗ?

Помогает находить варианты решения проблемного вопроса творчески.

Помогает генерировать оригинальные идеи.

На изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.

Что дает такой урок учителю?

Развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления.

Обеспечивает профессиональный рост;
воспитывает готовность к восприятию нового.

Это
просто
ИНТЕРЕСНО!

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление.

Важно!

ТРИЗ включает в себя задачи открытого и закрытого типа.

Когда мозгу сложно при обработке информации – запоминание происходит на более длительный срок либо навсегда.

техника исследовательского поиска решения

добыть самостоятельно

новые знания

Развитие речи методами ТРИЗ

Обучение составлению сравнений

Составление рифмованных текстов

подушка мягкая; такая же как ….(выпавший снег)

Игра «Продавец слов»,
«Складные картинки»
(изображения предметов, названия которых рифмуются.) -мак-рак; олень-тюлень

Обогащение словаря

Игра «Снежный ком»
«Волшебный мешок»

Обучение составлению загадок

Создание текстов сказочного содержания

Типовые приемы фантазирования можно результативно использовать на уроках математики в начальной школе:

Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10.
Помогите ему расставить их в порядке возрастания.

Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу:
Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать?

При работе над составом числа используем образ волшебника Дроби. Например: «Волшебник раздробил число 80 на круглые десятки. Назови их». Или: «Помоги объединить два треугольника, чтобы получился квадрат».

Синквейн

Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо.
Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.

Синквейн

1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.
2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием

Примеры синквейна

Приемы фантазирования в работе со сказками

Новое свойство - персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества («железный котёнок», «стеклянный человечек» или «Какая история произошла бы, если бы Колобок был сделан из смолы? »)
Сказки наизнанку – создаются на основе приёма инверсии.
«Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым,  «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая»);
«Задом наперёд» - попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца;
«Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» - обычная история становится сказочной, если взрослые и дети «меняются»  обязанностями, поступками и мыслями);

Составление загадок с опорой на сходство

При составление загадок используем модель

Составление загадок с опорой на сходство

При составление загадок используем модель

Ответ: новогодняя елка.

Да-нет-ка

Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!
Беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодежь, багаж, испечь, стеречь.

Приём «Ложная альтернатива»

Сколько будет 8 и 4: 11 или 10 ?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - мышонок или цыпленок?
Столица России- Сургут или Минск?

Приём «Шаг за шагом»

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют слова на определенную орфограмму, слова на определенную часть речи, числа, термин, понятие, явление, из изученного ранее материала или изучаемого материала на данном этапе.

Приём « Лови ошибку»

Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из
текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
Главный принцип этого приема - не переусердствуйте «хорошего — понемногу».

Thank you!

ТРИЗ - технологию можно считать эффективным средством реализации ФГОС нового поколения.