Периодизация (совпадает с общеисторической):
Культура Руси до монгольского нашествия (IX - XIII вв.).
Средневековая культура (XIII - XVII вв.).
Культура нового времени (XVIII - XIX вв.).
Культура новейшего времени (ХХ – начало ХХI вв)
Особенности первых периодов русской культуры:
Общая замедленность темпов развития.
Традиционализм.
Господство религиозного мировоззрения.
Отсутствие науки, но происходит активное накопление знаний.
Периоды Древнерусской культуры:
Культура восточно-славянских племен (языческое мировоззрение).
Культура Киевской Руси (синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии).
Культура периода феодальной раздробленности (на базе культуры Киевской Руси формируются обособленные культурно-художественные школы).
Общие черты с западноевропейской культурой вызваны:
Однотипностью социально-экономического развития, сходством социальной структуры.
Определяющей ролью христианских ценностей.
Социальный заказ:
Укрепляющееся государство финансировало культурные объекты для укрепления своего авторитета.
Христианская церковь также не жалела средств на создание произведений искусства для укрепления новой веры.
Нарождающаяся знать стремилась украсить свой быт произведениями искусства.
По этим трём направлениям и финансировалась культура того времени.
Проблемы сохранности памятников культуры
Утрата в ходе военных действий и пожаров.
Вывоз культурных ценностей за пределы страны.
Разрушение объектов культуры в период богоборчества в СССР.
Способы хранения.
Регулярные «поновления» произведений изобразительного искусства.
Дохристианская письменность славян
Страница из «рассказа…» Черноризца Храбра (Х в.) в редакции «Острожского букваря» Ивана Фёдорова с цитатой
Черты и
резы
«Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения».
Образование (Х век)
«И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых»
ПВЛ
Образование (ХI век)
«В лето 6538. (1030 г.). Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».
Софийская летопись
О чём свидетельствуют факты?
Ремесленники «подписывали» свои изделия
Женщины «подписывали» пряслица
Сапожник вырезал имя заказчика на колодке
Надпись киевского гончара на амфоре: «Благодатнейшая полна корчага сия»
«Граффити» на стенах соборов: «Господи помозе», «Якиме стое успе», «Кузьма порося»
«Остромирово Евангелие», середина XI в.
Оклад
Хранится в РНБ, СПб
Древнейшая книга
Пергамен, 294 листа
Переписана с болгарского оригинала
по заказу новгородского посадника Остромира
«Изборник Святослава» 1073 г.
Хранится в ГИМ, Москва
Богословская энциклопедия, перевод с греческого для Святослава Ярославича
266 листов
Литература светского содержания
Иосиф Флавий
«Иудейская война»
Георгий Амортол
«Хронограф»
Козьма Индикоплов
«Космография»
Повесть временных лет
Первая редакция – 1113 г. Нестор для Святополка II Изяславича (Киев)
Вторая редакция – 1116 г. Сильвестр для Вл. Мономаха (Киев)
Третья редакция – 1118 г. неизв. монах для Мстислава Владимировича (Переяславль)
Летописание периода раздробленности
Псковская летопись – героическая военная хроника
Ипатьевская летопись (Галицко-Волынская) – наполнена описанием княжеских усобиц
Новгородская летопись – городская хроника
Лаврентьевская летопись (Владимиро-Суздальская) – идея сильной великокняжеской власти
«Слово о полку Игореве»
Поход новгород-северского князя Игоря на половцев 1185 – 1187 гг.
Художественная литература
Зодчество – искусство постройки и украшения зданий
Особенности деревянного древнерусского зодчества:
Многоярусность строений;
Украшение сооружений башенками;
Определяющий тип постройки – терем;
Наличие пристроек (сени);
Художественная резьба по дереву.
НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
Основными чертами новгородского и псковского зодчества были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице.
Новгородский кремль
Церковь Спаса на Нередице
Георгиевский собор в Юрьевом монастыре
Псковский кремль
НАЗАД
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженной декоративностью. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.
Церковь Покрова на Нерли
Золотые ворота во Владимире.
Успенский собор на р. Клязьме
Дмитриевский собор во Владимире
НАЗАД
Мозаика – изображение из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков;
Фреска - изображение, написанное водяными красками по сырой штукатурке;
Икона – живописное изображение Бога или святых.
Художественное ремесло:
оружейное
ювелирное:
МУЗЫКА
В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение.
Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи — первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором.
Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.