ДЕКОРАТИВН-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – это достижение материальной культуры человечества на основе эстетического осмысления продуктов материальной деятельности, результат внесения в производство не только технического, но и человеческого начала, это наделение продуктов производственной деятельности образно-символическим значением.
Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств.
Важной частью ДПИ являются
художественные промыслы и ремесла:
Холмогоры – резьба по кости, Великий Устюг изделия из бересты и чернение серебра, Ростов Великий – финифть, Сергиев-Посад – деревянная игрушка, выжигание по дереву.
Произведения ДПИ – не мертвые символы,
а живая летопись человеческих дел,
стремлений, чувств, замыслов.
ДПИ «вбирает» в себя достижения
других искусств: живописи, скульптуры,
архитектуры.
Оригами. Этот вид ДПИ позволяет
развивать у детей чувство формы,
соразмерности частей изделия, чувство симметрии.
этот вид ДПИ хорошо развивает фантазию, воображение,
поскольку изображение в оригами всегда условно,
неконкретно; чтобы узнать персонаж, изображенный
автором, необходимо обладать способностью
сопоставлять формы предметов, абстрагируясь от
конкретного изображения.
Оригами – игрушка, привлекающая внимание детей
своей необычностью, простотой изготовления,
доступностью материала, разнообразием форм,
возможностью переходить от простейших форм к
более сложным
Лоскутная мозаика (печворк, квилт).
Лоскутное шитье, или печворк, очень древний и
в наши дни очень модный вид народного творчества.
Этот вид ДПИ позволяет научить ребенка различать виды тканей на глаз, на ощупь, развивает умение правильно
сочетать различные ткани по качеству: мягкая – грубая, толстая
– тонкая, легкая – тяжелая; по цветовой гамме. Ребенок,
занимаясь этим видом ДПИ, рассматривая или изготовляя
изделия, учится сочетать лоскутки по цвету, по форме,
оценивает цветовую гамму, гармоничность, характер и
настроение изделия.
Лоскутная мозаика один из
наиболее подходящих видов ДПИ для
формирования эстетической культуры личности
младшего школьника. Этот вид ДПИ открывает широкие
возможности для формирования эстетических знаний:
о колористике – знание о цвете, его образовании, цветовом
спектре, сочетании цветов, их насыщенности, о цветовом тоне,
контрасте; о форме – геометрической и абстрактной, о
симметричном и несимметричном расположении
частей изделия, о сочетании форм; о композиции как
значимом расположении частей изделия
относительно друг друга и т.д.
Мягкая игрушка из ткани (куклы для
пальчикового театра, куклы из бросового
материала, кукла из ткани). Мягкая игрушка – это
один из видов ДПИ, в котором сочетаются различные
элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.
Увлечение мягкой игрушкой развивает воображение,
чувство формы и цвета, точность и аккуратность,
трудолюбие, знакомит с традициями народного
художественного творчества.
Этот вид ДПИ позволяет развивать у
детей чувство образа, умение выражать те
или иные черты, присущие определенному
образу, персонажу, передавать черты его характера.
Игрушка – неизменный спутник ребенка, его друг. Она
знакомит с окружающим миром, пробуждает мысль,
будит фантазию, развивает эмоциональную сферу
ребенка, воспитывает чувства.
Вышивание – это древнейший и
интереснейший вид декоративно-
прикладного искусства, помогающий реализовать
потребность выразить свою творческую энергию,
помогающий вложить в лоскуток ткани отличный от
первоначального, иной смысл и таким образом
позволяющий в смотрящем зажечь огонек творения,
который наполнит его жизнь смыслом.
Вышивка предназначена для украшения
различных швейных изделий, картин, ковров
и т. п. «Под технологией вышивки подразумевают
последовательность операций по оформлению,
украшению какого-либо изделия, разработке
(моделированию) узора, подбору необходимых материалов
с учетом химических свойств и художественных качеств и
т. п.»
Вязание - один из самых старинных
видов декоративно-прикладного искусства,
он существует более трех тысяч лет. Вязание дает
возможность изготовлять изделия неповторимые,
единичные, без подгонки под существующие стереотипы.
Его декоративные возможности позволяют сделать
различные вещи: кружева, покрывала, одежду.
Макраме – вид ДПИ, способствующий
формированию эстетической культуры
личности. Это выражается в том, что занятие этим
видом рукоделия требует наличия эстетических
знаний: об истории возникновения этого вида искусства,
его особенностях; о свойствах и качествах обрабатываемого
материала, его возможностях, о пластичности, прочности;
способах и приемах обработки, их вариациях, об окраске
материала; технологии изготовления изделий; о требованиях к
качеству выполняемых изделий. Макраме развивает эстетические
чувства: чувство ритма, симметрии и асимметрии, чувство
соприкосновения с удивительным и прекрасным –
процессом создания из узелков законченного отдельного
изделия; ощущение красоты узлов, их многообразия,
неповторимости комбинаций, «художественности».
Аппликация из волокнистых материалов
(ткань, нитки) – один из видов
изобразительной техники, основанной на
вырезывании, наложении различных форм и
закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ
создания художественных работ, при котором сохраняется
реалистическая основа самого изображения.
Этот вид ДПИ, изобразительной
деятельности, способствует формированию у
детей младшего школьного возраста эстетических
знаний: о цвете – сочетаниях близких тонов и
контрастного сопоставления, его выразительности,
значении в композиции; о форме – соразмерности,
величине, значении в композиции, рациональном
симметричном и асимметричном чередовании,
вариативной трактовке (соотношении); о композиции –
правилах ее составления, закономерностях.
Развивает эстетические чувства: ребенок воспринимает цвет
как «наиболее доступное представление о красоте
окружающего мира и произведений искусства».
Искусство бисероплетения – очень
тонкий и увлекательный вид ДПИ. Большая
цветовая палитра этого материала, разнообразие
качества, форм, размера и техник его производства,
обилие способов изготовления из него изделий и украшения
их позволяет нам отнести бисероплетение к одному из самых
благодатных видов ДПИ для формирования эстетической
культуры личности младшего школьника.
На уроках по бисероплетению дети получают
эстетические знания: об истории возникновения этого вида
ДПИ; о свойствах, качестве, форме материала, техниках его
обработки; о цвете, о сочетаниях цветов, об их оттенках, нюансах,
о значении цвета в изделии из бисера. У школьников развиваются
эстетические чувства, формируется эстетический вкус.
Искусство бисероплетения – очень
тонкий и увлекательный вид ДПИ. Большая
цветовая палитра этого материала, разнообразие
качества, форм, размера и техник его производства,
обилие способов изготовления из него изделий и украшения
их позволяет нам отнести бисероплетение к одному из самых
благодатных видов ДПИ для формирования эстетической
культуры личности младшего школьника.
Таковы виды ДПИ, которые мы
рекомендуем включить в программы курса
«Художественный труд» в начальных классах. Еще
раз подчеркнем, что они просты в исполнении, не
требуют больших материальных затрат и сложных
инструментов для изготовления, понятны, доступны детям,
широко распространены в быту и, безусловно,
способствуют формированию эстетической культуры
личности младшего школьника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.