Проектирование дорог в тщательной увязке с ландшафтом – ландшафтное проектирование дорог – включает несколько совместно решаемых задач:
-плавное сочетание между собой элементов трассы для обеспечения удобства и безопасности движения автомобилей с высокими скоростями. Положение трассы как плавной пространственной линии;
-ясность направления дороги на достаточно больших расстояниях, чтобы при движении водитель не встретился с неожиданными дорожными условиями, видимые участки дороги и придорожной полосы заблаговременно сигнализировали ему о последующем изменении направления;
-отсутствие зрительных искажений отдельных участков в перспективе, обычно воспринимаемых водителями как необоснованно крутые изломы трассы;
-гармоничное включение дороги и всех её элементов в ландшафт местности в целях лучшего раскрытия красоты природы, предотвращение нарушения дорогой закономерностей природного ландшафта, привлечение внимания к достопримечательным местам;
По мнению профессора В.Ф. Бабкова одна из задач ландшафтного проектирования — соблюдение соизмеримости элементов дороги с элементами рельефа и ситуации. Наиболее удачным является проложение дороги по переходной зоне между крупными элементами ландшафта (у подножья холмов, по опушке лесов, по террасам речных долин) либо вдоль природной оси ландшафта (вдоль водотока, протекающего по долине). В холмистой местности трассу целесообразно укладывать в виде плавной извилистой линии, вписывающейся в элементы рельефа кривыми больших радиусов.
Все инженерные сооружения на а/д должны иметь современный архитектурный вид, своим внешним видом вписываться в окружающий ландшафт местности. Требования безопасности движения решают не только техническими мероприятиями в плане и профиле, но и мероприятиями по обеспечению зрительной плавности и ясности трассы- ландшафтным проектированием.
Ландшафтное проектирование выполняется на определенном участке рельефа местности в зависимости от местных условий. При этом должна быть показана красота окружающей природы, что влияет на настроение водителя и пассажиров.
Основные принципы ландшафтного проектирования заключаются в следующем: трасса а/д должна прокладываться с учетом рельефа местности и форм ландшафта; необходимо обеспечивать плавность и ясность направления дороги на больших расстояния, чтобы водитель не встречался с неожиданными дорожными условиями и не уменьшал скорость движения; необходимо устранять искажения вида дороги и в перспективе за счет увеличения элементов в плане и профиле и обеспечивать гармоничное включение дороги в ландшафт местности для лучшего раскрытия красоты природы
Проектирование дороги с учетом ландшафта местности начинают по топографической карте, выявляя основные ориентиры, контрольные точки, элементы ситуации, намечая положение ценных земель, устанавливая участки, неблагоприятные по гидрогеологическим условиям. Получают ломанную линию трассы, вписанную от руки. На основании этого определяют объекты, привлекающие внимание: холмы, реки озера, поселки. Проводят анализ всех видов, открывающихся с будущей трассы, стрелками намечают направление взгляда с дороги на красивые виды. Для оценки видов приглашают ландшафтного архитектора, который дает рекомендации по улучшению придорожной обстановки. После анализа ландшафта намечают окончательное положение трассы на карте.
Для того чтобы трасса дороги представляла собой плавную пространственную линию, необходимо четкое сочетание элементов плана и продольного профиля дороги. Пространственная плавность должна увязываться с ландшафтной трассой и представлять единое целое. При этом должны быть устранены зрительные обманы расположенных впереди участков дороги в результате искажения в перспективе при малом угле зрения водителя. Технические параметры элементов дорог не всегда удовлетворяют плавности трассы. Необходимо учитывать зрительное и психологическое восприятия водителями дорожных условий и найти критерий плавного сочетания отдельных элементов трассы между собой. Недопустимо проектировать трассу в плане, продольном и поперечном профилях независимо друг от друга без учета их взаимного влияния на безопасность движения.
В первом приближении можно выделить следующие характерные ландшафты, отличающиеся по принципам трассирования автомобильных дорог:
-равнинные – степной, заболоченных низменностей, лесисто-болотистый;
-холмистые – пересечённая лесостепь, сильно холмистый, морённый, ландшафт речных долин;
-горные – предгорья, морские побережья, долины горных рек, высокогорные перевальные участки.
Трасса в равнинной местности
Степной ландшафт. К степям относят более или менее ровные безлесные пространства, не заболоченные и не заливаемые полыми водами. Рельеф их расчленён незначительно, формы элементов плавные.
Условия рельефа в степных районах не вносят существенных ограничений в план и профиль дороги. Для дорог типично расположение в невысоких насыпях, возвышение которых определяется средней многолетней высотой снегового покрова. При пологих откосах эти насыпи хорошо сливаются с прилегающей местностью.
С технической стороны во многих случаях отсутствуют сколько-нибудь серьёзные препятствия для проложения дороги с прямыми участками протяжением до нескольких десятков километров. В открытой и равнинной местности прямые участки не встречают возражений и с эстетической стороны, так как в этом случае прямолинейность дороги не входит в конфликт с формами рельефа, а иногда, наоборот, даже соответствуют элементам сельскохозяйственного ландшафта с прямоугольниками полей или сеткой осушительных или оросительных каналов.
Однако с развитием автомобильных перевозок было обнаружено, что на длинных прямых наблюдается повышенная аварийность, и тем большая, чем значительнее протяжение участка. Возрастание числа ДТП на длинных прямых связано с влиянием ряда факторов. Движение по длинным прямым в открытой равнинной местности с бедной однообразной придорожной ситуацией для водителей грузовых автомобилей сопряжено со снижением внимательности, часто переходящим в дремоту или сон. Отдельные водители легковых автомобилей теряют контроль над скоростью, значительно превышая безопасную. В ночное время на длинных прямых участках повышается опасность ослепления светом фар встречных автомобилей. Технические условия большинства стран ограничивают длину прямых участков величинами от 1 до 7 км.
Расположение проезжих частей автомобильных магистралей в разных уровнях имеет ряд достоинств:
-дорога приобретает более красивый вид; откосы полотна имеют меньшую площадь, чем при расположении проезжих частей в одном уровне, меньше подвержены размыву и быстрее зарастают травой;
-значительно повышается безопасность движения благодаря уменьшению, а иногда и полному предотвращению ослеплению водителей светом фар автомобилей;
-повышается устойчивость земляного полотна против сползания на горных участках; -уменьшается объём земляных работ; отпадает необходимость постройки одевающих и подпорных стен или резко снижаются их объёмы; невысокие откосы могут быть плавно сопряжены с прилегающей местностью путём округления их кромок;
-ступенчатое расположение проезжих частей в разных уровнях на склонах холмов позволяет на дорогах с большим туристским движением лучше обозревать открывающиеся пейзажи едущим в разных направлениях;
-расположение проезжих частей в разных уровнях позволяет лучше согласовать автомобильную дорогу с элементами рельефа, устраняя впечатление несоразмерной ширины земляного полотна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.