Презентация Женский образ в русской живописи 18 -20 века 2 часПрезентация " Женский образ в русской живописи 18-20 века. 2 часть.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 16.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дан материал по женским портретам 19 века -20 века.
Иконка файла материала женский образ 18-20 2 часть.pptx

ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 18-20 ВВ. 2 ЧАСТЬ  И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.
Б. Пастернак♥

 В середине XIX века женские образы на портретах уже лишены возвышенности предыдущей эпохи.
В портретах К.Брюллова, В.Гау и других художников прежних мечтательниц сменили кокетки. Внутренний мир как особая тема в женском портрете сходит на нет.
По портретам этого времени мы можем изучать модные платья и шляпки. Женщины изображаются на фоне нарядных интерьеров своих дворцов, в прелестных парках, с любимыми собачками. В портретах подробно выписаны бархат, кружева, драгоценности и перья на шляпах. Часто художники самозабвенно выписывают дорогие ткани и меха, как бы забывая о самих персонажах, которые кажутся куклами.  

Иван Крамской Неизвестная. 1883  

В парадных портретах Брюллова изображены светские красавицы среди роскошной обстановки, в пышных нарядах. В их бледных красивых лицах - аристократическая надменность, уже нет простоты и сердечной отзывчивости, свойственной женщинам на портретах романтической эпохи.
В своё время пленила Карла Брюллова и красота Марии Бек.  

Портрет М. А. Бек, 1840.  

Известная петербургская красавица эпохи А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, которому она приходилась близкой родственницей, двадцатилетняя Мария Аркадьевна Бек (1819–1889), дочь сенатора А.А.Столыпина, спокойно и непринужденно позирует Брюллову.  
 

Портрет М. А. Бек с дочерью М. И. Бек.  

Брюллов Карл Павлович. Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией.  
 

Я весела средь говора и смеха В живом кругу знакомых и друзей. Я весела... и светского успеха Отраден блеск для гордости моей. Но в тайный час мечты уединенной, В раздумья час, в домашней тишине, И страх и скорбь встают в душе смятенной, И скорый путь на ум приходит мне... Улыбки им - всем чуждым, проходящим, Им всем - красно иль сладко говорящим, Улыбки им - в отплату и в ответ!...
****

Брюллов Карл Павлович. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. (Е.Ростопчина)
 
 

Брюллова называли Карлом Великим, его любили Пушкин, Гоголь, Белинский, Герцен.
Человек в картинах Брюллова горд и прекрасен.
«У Брюллова является человек для того, – писал Гоголь, – чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы».  

«Жованин на лошади», – называл картину сам Брюллов. Жованин – это Джованина Паччини, приемная дочь графини Юлии Павловны Самойловой.
Девочка в розовом платье, выбежавшая на террасу и с восхищением глядящая на всадницу, – Амацилия Паччини, вторая приемная дочь Самойловой. Брюллов поставил перед собой задачу написать большой конный портрет, используя мотив прогулки, что позволяет передать фигуру в движении. Джованине только четырнадцать лет, но у нее бесстрастное лицо, как у настоящей светской дамы. Она полна невыразимого очарования и грации. Передавая прелестные черты юной всадницы, осязаемую красоту животных, пейзажа, тканей, художник воспевает полноту и радость бытия. Вздыбившийся конь, устремившаяся навстречу всаднице девочка, блики солнца на затененных дорожках парка – все вносит в картину порыв, взволнованное движение, отличающие эту композицию от статичных, нарочито построенных парадных портретов предшествующей поры.  

Образ очаровательной Джованины Паччини как нельзя лучше соответствует женскому образу, воспетому А.С. Пушкиным в стихотворении «Красавица»: 
****
Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг; Красавиц наших бледный круг В ее сиянье исчезает. Куда бы ты ни поспешал, Хоть на любовное свиданье, Какое б в сердце не питал Ты сокровенное мечтанье, – Но, встретясь с ней, смущенный ты Вдруг остановишься невольно, Благоговея богомольно Перед святыней красоты.
 

Иван Крамской "Неизвестная". 1883
Сердце и мысль – вот что более всего ценил Крамской в картине.
На передвижных выставках он чаще всего выступал как автор мужских, очень скупых по цвету и строгих по композиции портретов.
И вдруг – «Неизвестная» (1883. Молодая, прекрасная, одетая со всей роскошью моды женщина едет в коляске по зимнему Петербургу. Сбоку остается Аничков мост, покрытый снегом. Перспектива Невского проспекта тает в морозной дымке. На фоне светлого неба четко смотрится гордо откинутая голова красивой дамы, сознающей свое обаяние. Спокойно, холодно взирает незнакомка на окружающих. Во взгляде некая надменность, подчеркнутая горделивой осанкой.  

М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Как луч зари, как розы Леля...»:
****
С людьми горда, судьбе покорна, Не откровенна, не притворна. Нарочно, мнилося, она Была для счастья создана. Но свет чего не уничтожит? Что благородное снесет, Какую душу не сожмет И чьих не обольстит очей Нарядной маскою своей?

Период конца XIX – начала XX веков, названный в русском искусстве серебряным веком, выдвигает новые задачи, новые направления и, соответственно, новые имена в живописи. Одна из центральных фигур искусства рубежа веков – Валентин Александрович Серов (1865-1911), крупнейший художник, автор более двухсот портретов.  

Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в. "Девочка с персиками".(1887)    

Картина "Девочка с персиками" была создана в 1887 году В. Серовым и является одним из самых значительных его полотен. Первоначальное название было "Портрет В.М.", где В.М. обозначает Верочку Мамонтову, которая была дочерью известного промышленника
С. Мамонтова и часто виделась с художником в Абрамцево, в именье, где и была написана картина.

Девушка на картине – это Маша Симонович, двоюродная сестра художника.
Серов стремится передать очарование мимолетного и сиюминутного, одного мига жизни, наполненного сверкающими красками бытия. Девушка сидит у ствола старого дерева, на ее тонкой, нежной коже восхитительно и волшебно играют солнечные зайчики, и необычайно преображает всю ее молодую стройную фигуру колышущаяся масса тени к света. Спокойный взгляд ее лучистых голубых глаз, нежный румянец симпатичного, доброго лица, уютная поза отдыхающего человека – все это как бы внушает зрителю чувство умиротворенности, дает ощущение гармонии, красоты каждого мгновения жизни. И.Э. Грабарь, художник, искусствовед, реставратор, уже после смерти Серова написал о «Девушке, освещенной солнцем»: «Эта вещь до такой степени совершенна, так свежа, нова и «сегодняшна», что почти не веришь ее дате – 1888 году... Эта вещь была создана в минуту необычайного подъема, в редчайшем и подлиннейшем творческом экстазе...»

Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в. Девушка, освещённая солнцем.(1888)  
 

В первой половине XIX века появляется новое движение "простонародного" женского портрета - сентиментального у Тропинина и поэтичного у Венецианова. Тропинин Василий Андреевич. Кружевница.  

Тропинин Василий Андреевич.
Кружевница.

Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой... Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки... Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью. Чарующая прелесть сквозит в этих формах — ничего расплывчатого, недосказанного, неопределенного, туманного.
„Кружевница" лукаво и застенчиво кидает на нас взгляд из полуторавекового далека. В этом облике угнетаемой, но прекрасной крестьянки - совершенство гармонического ощущения личности человека, текучей, изменчивой, колеблемой, как пламя свечи, но прекрасной.

Венецианов Алексей Гаврилович. Девушка в платке.  

Мы видим простые и искренние глаза, которые очень внимательно и проницательно смотрят на нас. Ее пухлые красные губы очень естественные и завораживающие. В ее лице нет напыщенности, надменности, а только скромность и искренность. Голову девушки покрывает красивый темный платок в светлые полосы. Он не завязан под подбородком или за головой, как это бывает показано на других картинах автора, его концы невольно спадают вниз, где в раене груди придерживаются рукой девушки. Также видно, что на девушке надета чисто-белая блузка. Она еще очень молода, но уже можно понять насколько красивой женщиной она будет.
  Глядя на эту картину и на лицо девушки можно понять, почему автор предпочел городским красавицам эту чистоту и скромность. Здесь все настоящее, не нарисованное, не наигранное, а искреннее и свежее.

Венецианов Алексей Гаврилович. Девушка с гармошкой.  

Венецианов Алексей Гаврилович. Девушка с крынкою молока.  

Сомов Константин Андреевич. Дама в голубом. 
У художника К.Сомова идеал красоты не был устремлен в будущее. "Дама в голубом" типична в этом отношении. Ее композиция аналогична парадным портретам 18 века. Внешняя атмосфера картины успокоите льна, даже несколько театральна, но с этой атмосферой как бы контрастирует лицо женщины - щемяще- тревожное, как бы даже тронутое болезнью. Кстати, это лицо соученицы Сомова по Академии художеств Е.М. Мартыновой, которая умерла через 4 года от чахотки. 

Михаил Врубель "Гадалка". 
Образу женщины у М. Врубеля присуща драгоценная хрупкость мечты, пожелавшей на краткий миг воплотиться в реальность. Вымышленное у него сплетается с действительным, духовное - материализуется, материальное - одухотворяется. В "Гадалке" выражено интимное лирическое начало. В сложнейших переливах тона и цвета, в ударах багрового и коричнево-черного орнамента слышатся какие-то глухие звенящие, завораживающие звучания, которые как бы передают вибрацию души женщины, ее тайну. Создавая определенное настроение вся живопись символизирует ее внутренний мир, пространство ее души.  

Представители русского авангарда в своем творчестве пытались отойти от традиционных правил живописи и искали часто совершенно новые формы.  
 

Казимир Малевич.  "Девушка с красным гребнем".

Любопытна эта картина. Здесь художник не пишет, а будто бы лепит, воссоздает с помощью мелких спаянных мазков хрупкий и очень жесткий облик, в котором нет ничего сиюминутного, индивидуального, телесного. Женский образ Малевича неконкретен, универсален, но несмотря на это в картине чувствуется внутреннее напряжение и драматизм, а может быть, даже и трагизм.  

К. Петров-Водкин "Мать"  

Картина отличается особой ясностью и прозрачностью красок среди которых доминируют пылающе-красная и различные оттенки ультрамариново-синих. Это - гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. В этом живописном полотне Петров-Водкин преследует одну из основных целей - раскрыть средствами живописи сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях. Это - возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе. Молодая мать, прижимающая к себе спящего младенца, своим общим обликом, силуэтом напоминает мадонну.  

Образ женщины за 9 веков русского искусства претерпевал значительные изменения во внешнем облике.
Но, по сути своей сохранил непреходящие вечные достоинства: материнство, нежность, красоту.  

https://www.liveinternet.ru/users/5840010/post406308833

Посмотрите также