Презентация "Знакомство с комедией Гоголя Ревизор"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 07.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Знакомство с комедией Гоголя Ревизор.ppt

Знакомство с КОМЕДИЕЙ Н.В. Гоголя «РЕВИЗОР»

1

Николай Васильевич Гоголь /1809-1852/

ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО ОБ ЭТОМ ПИСАТЕЛЕ?
20 марта (1апреля) 1809 - 21 февраля (4марта) 1852,
Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии…
Полтавское уездное училище/1818-19/, Гимназия высших наук в Нежине /закончил В 1828 г./
1828 - Петербург, поэма «Ганс Кюхельгартен»/1829 г., «В. Алов»/
С конца 1829 года - чиновничья служба … Но погружение в литературную работу: «Вечер накануне Ивана Купала» /1830/.
Знакомство с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, П.А. Плетнёвым.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832) – Гоголь стал знаменитым!
1834-35 года адъюнкт-профессор по истории при Санкт- Петербургском университете / «Миргород»/
С 1835 года –только литературная деятельность… Начало работы над «Ревизором».

2

Творческое наследие большого писателя


«сокращённая вселенная» /С.-Щ./

3

ГРОТЕСК

4

Для чего?

Для того чтобы выявить
уродливые формы жизни
и осмеять нравственные
и социальные пороки…

Работа с учебником /стр. 220-221/

… жизнь наша – вечный раздор мечты с
существенностью. /Н. В. Гоголь/
Почему гротеск стал сущностью «сокращённой вселенной» Гоголя?

Реальный мир несправедлив, жесток, и Гоголь считает невозможным просто переносить его в свои произведения. «Писатель намеренно сгущает краски, заостряет, гиперболизирует, потому что его цель – потрясти читателя, вывести из состояния равнодушия, передать свою боль. Именно это определяет парадоксальное соединение реального и фантастического в его художественном мире…

5

Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» /Работаем с учебником СТР. 221-223/

7 октября 1835 года -?/1833 г. -?/
4 декабря 1835 года -?
19 апреля1836 -?
«Авторская исповедь» 1855 год -?
… до 36 года я смеялся напрасно, так как смеялся над отдельными людьми. А потом понял, что вся Россия в пропасти…






1

Каков жанр пьесы «Ревизор»?

КОМЕДИЯ
Что является жанрообразующим признаком комедии?
СМЕХ!

Чем достигается комический эффект?
Разительным расхождением между формой и содержанием!

7

Аристотель определил смешное, комическое как некоторую ошибку и безобразие, которое никому не причиняет вреда и страданий.

Театральный Словарик

Комедия –
Афиша –
Реплика –
Ремарка –
Монолог –
Диалог –
Конфликт -?



8

Театральный Словарик

Комедия – (греч.- «весёлая толпа и песня») вид драмы,
в котором действие и характеры представлены
в формах смешного.

Афиша – перечень действующих лиц пьес /«Замечания для господ актёров» - «Характеры и костюмы»/
Реплика – фраза собеседника в диалоге.
Ремарка – описание действие героя, данное в скобках курсивом /У Гоголя – крошечные комментарии к действию, с их помощью он раскрывает психологическое состояние героя, даёт образное представление о характере/
Монолог – развёрнутое высказывание одного лица,
не связанное с репликами других.
Диалог – разговор двух или более лиц.

9

Традиционная комедия

В основе – любовная интрига.
Явно выраженный конфликт – двигатель сюжета.
Первые сцены – экспозиция.
Затем - завязка (тоже в несколько сцен), и действие развивается, становясь всё более напряжённым…
Кульминация.
Развязка действия.

.

10

Комедия «Ревизор» - новаторская

Нет любовной интриги!
Нет открытого столкновения противоборствующих сил, но действие невероятно динамично!
Действием движет страх. Взаимный. Великий. Страх, который искажает представление о реальности!
Первая завязка действия - В ПЕРВОЙ ФРАЗЕ городничего!/и есть ещё одна!/
В комедии две завязки и две развязки, два письма и два «романа», две кульминации и два Хлестакова!

11

Комедия «Ревизор» - новаторская

В комедии отсутствует положительный герой – резонёр, который обличает зло и воспитывает публику.
Но он есть!
Это – смех!
Он позволяет
во-первых, сатирически обличать социальные пороки;
во-вторых, читатель вместе с автором поднимается до очень важных обобщений;
в-третьих, он побуждает каждого из нас не только осуждать других, но и вглядываться в себя…

12

Смысл названия комедии

В сочетании с эпиграфом «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (народная пословица) название гоголевской комедии позволяет понять, что вся комедия является ревизией социальных отношений и человеческих устремлений: перед нами пьеса-ревизор, побуждающая каждого читателя задуматься над тем, разумно ли устроено общество и правильно ли он сам живёт – к истинным или мнимым ценностям стремится…

13

14

Знакомство с персонажами пьесы

Узнайте героя:

- Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало…
- Женат, имеет взрослую дочь…
- «Купцов постоем заморил, хоть в петлю полезай…»
- «Помилуйте не губите, жена, дети маленькие…»
- «Чему смеётесь, над собой смеётесь…»

15

Городничий /начальник уездного города/
Антон Антонович
Сквозник - Дмухановский

Узнайте героя:

- Человек, прочитавший 5 или 6 книг…
Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит…
Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом…
Предлагает подсунуть деньги Хлестакову…

Коллежский асессор, судья/VIII класс/
Аммос Фёдорович Ляпкин- Тяпкин.

Узнайте героя:

У него 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя…
Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, при всём при том проныра и плут…
«Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет…»
Совершенная свинья в ермолке…

17

Артемий Филиппович Земляника -
попечитель богоугодных заведений – больниц, приютов, домов для престарелых…
/Чин – надворный советник. Класс – VII/

Узнайте героя:

Имеет чин титулярного советника…
Протухнул насквозь луком…
Робеет перед дверями комнаты Хлестакова…
Один из его подчинённых никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу.

18

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ (чин – титулярный советник. Класс – IX)

Узнайте героя:

Простодушный до наивности человек…
Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает…
В разговоре повторяет: так точно-с…

19

Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер, начальник почтовой конторы. Чин – надворный советник. Класс - VII

20

«Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные… оба говорят скороговоркою чрезвычайно много помогают жестами и руками»

Бобчинский и Добчинский /Пётры Ивановичи/
-
городские помещики

21

Иван Андреевич
Хлестаков –
чиновник из Петербурга;
/«елистратишка» -
коллежский регистратор, низший /XV класс/ чин в царской России/

.

22

Осип - слуга Хлестакова

23

Жена городничего -
Анна Андреевна;

Дочь городничего -
Марья Антоновна

Н.В.ГОГОЛЬ О ТЕАТРЕ

Сцена – это «своеобразная кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок…»
Как вы думаете, какова тема урока для толпы, если на сцене – комедия «Ревизор»? /письменный ответ/

24

Домашнее задание

Будем говорить об уездном городе, который Н.В. Гоголь назвал «сборным местом»(?!)
Каким вам представляется этот городишко? Подготовьте его описание, приводя цитаты из первого действия комедии.
Какой цитатой из текста вы бы озаглавили первое действие комедии?

25

По следам д/з Уездный город N

…отсюда хоть три года скачи, ни
до какого государства не доедешь .

26

Вопиющее состояние города!

ЧИТАЕМ ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Чтение 1-5 явлений по ролям.
Почему так волнует городничего «инкогнито проклятое»?
Кто особенно боится ревизора и почему?
Почему Бобчинский и Добчинский приняли Хлестакова за ревизора?

«Лексические формулы»: взяточничество, казнокрадство, самоуправство, произвол, безнаказанность, мошенничество, лихоимство; «электричество чина».

27

Догадки…

Итак, «ревизор инкогнито» — неожиданно нависшая опасность для городничего: не знаешь, с какой стороны ждать удара. Донос? Особенно смущает городничего «купечество и гражданство», которым он «солоно пришелся»…
Но как ловок и деловит растерянный глава города! Он великий дипломат и пройдоха:  знает амбицию и гонор судьи, трусость и беспомощность смотрителя училищ, готовность Земляники во спасение мать родную продать – и умело пользуется этим. Убеждает — надо действовать сообща: грабили-то вместе, и отвечать придется вместе. Я вас предостерег, но и вы меня не подведите.
В «Театральном разъезде после представления новой комедии» Гоголь определил состояние Бобчинского как «электричество чина». До чего же сильно должно быть подобострастие, страх и восторг перед высоким чином, чтобы задрожать над своей тарелкой, в которую заглянул Хлестаков…

28

Домашнее задание

Перечитываем второе действие комедии/не забудьте озаглавить его цитатой из текста!/
Устно ответьте на вопрос: «Как восприняли «отцы города» весть о ревизоре и как готовятся к встрече с ним?»
План
1. Как характеризуют чиновников их догадки о причинах приезда ревизора?
 2. Почему чиновники и помещики боятся ревизора?
 3. Почему больше других опасен ревизор для городничего?
4. Как воспринимают чиновники советы главы города?
5. Как встретили чиновники неожиданное известие Бобчинского и Добчинского?

29

ЧИТАЕМ ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Почему монолог Осипа дан перед встречей городничего с Хлестаковым?
/«комическая ситуация», в основе которой — недоразумение, несоответствие/.
Сочините эпизод: городничий на пути из дома в трактир / как готовился городничий к встрече с ревизором, о чем думал по пути?/
Читаем 8 явление!
Как могло случиться, что пройдоха городничий не распознал Хлестакова, ведь этот «фитюлька» ничем не похож на важную персону!
Почему же Хлестаков принимает угодничество городничего за чистую монету?
Что мы узнали о Хлестакове, о его петербургской жизни, привычках, склонностях, жизненных целях и характере?

30

Догадки…

Итак, каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный городничий воспринимает совсем в ином смысле. В этом и состоит комическое впечатление: истина скрыта от городничего, страх затмил разум, и городничий возвел «фитюльку» на пьедестал важной особы.
Будь Хлестаков немного поумнее, странность поведения городничего сбила бы его с толку. Но  Хлестаков — «несколько приглуповат», «без царя в голове», не способен остановиться мыслью на своем горемычном положении, надеется на случай…
Комедийный конфликт — столкновение, лежащее в основе действия, — начатый так великолепно диалогом городничего и Хлестакова, основан на промахе, ошибке городничего. Столкнулись в борьбе за свое спасение тончайший мошенник и непроходимая глупость.

31

Домашнее задание

Перечитываем третье действие /не забудьте озаглавить его цитатой из текста!/.
Напишите свои «Замечания для актера, играющего Хлестакова» и ответьте устно на вопрос: «Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни?»

32