презентация " Русский народный костюм"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "Русский народный костюм" предназначен для использования материала не только на уроках технология. но и изобразительного искусства, краеведения, а так же для проведения классных часов связанных с народными традициями. Позволяет ученикам лучше узнать о истории создания русского костюма и его многослойности, цветности.
Иконка файла материала русский костюм.pptx
«Русский народный костюм» Выполнила СЕМАЕВА ЕЛЕНА учитель технологии БОРИСОВНА МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №1 им. академика А.И.Савина» Г. Осташков
В русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Наши прародительницы- рукодельницы ткали, шили,
«Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.
«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства». М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»
Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая, рубаха непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда Рубаха и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Причем цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии.
Сарафан Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Как правило, трапециевидного силуэта, сарафан надевался поверх рубахи.
Самые распространенные цвета  и оттенки для сарафанов — темно­ синий, зеленый, красный, голубой,  темно­вишневый.  Праздничные и свадебные сарафаны  шили в основном из парчи или шелка,  а повседневные — из грубого сукна  или ситца.  Впрочем, заморское слово «сарафан»  в русских деревнях звучало редко.  Чаще — костыч, штофник, кумачник,  синяк или косоклинник.
Попросту юбка. Обязательная часть гардероба замужней женщины. Понева Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол поневы украшался узорами и вышивкой. Чаще всего понева изготавливалась из полушерстяной ткани в клетку.
Неотъемлемая часть русского костюма. Пояс — магический круг — защищал от нечисти, и поэтому даже Пояс. в бане его не снимали. Ходить не подпоясанным считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях.
Поверх сарафана надевалась короткая душегрея (что-то наподобие современной кофты), которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка (кацавейка, телогрейка) шилась из дорогих, плотных тканей — бархата, парчи.
Передник носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Впрочем, на Руси в ходу больше было слово «запон» — от глагола «запинати» (закрывать, задерживать).
Головной убор зависел от возраста и семейного  положения.      Девичьи головные уборы оставляли часть волос  открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки,  обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.     После венчания и обряда «расплетения косы» девушка  приобретала статус женщины и носила «кичку молодухи».              С рождением первенца ее сменяла рогатая кичка или  высокий лопатообразный головной убор, символ  плодородия и способности деторождения.   Замужние женщины должны были полностью покрывать  свои волосы под головным убором. По древнерусскому  обычаю поверх кички надевали платок (убрус).    Кокошник был парадным головным убором замужней  женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали,  когда выходили из дома, а дома носили, как правило,  повойник (чепец) и платок.
Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей мод, вернула в обиход русский сарафан. Государыня считала необходимым воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Едва сев на русский трон, Екатерина начала одеваться в русское
Отличительная черта русского национального  костюма — его многослойность. Повседневный  костюм был максимально простым, он состоял  из самых необходимых элементов. Для  сравнения: праздничный женский костюм  замужней женщины мог включать в себя около  20 предметов, а повседневный — всего семь.  Трехчастный ансамбль девушки надевали  на каждый выход в свет. Рубаху дополняли  сарафаном и кокошником либо поневой  и сорокой. По поверьям, многослойная  просторная одежда предохраняла хозяйку  от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев  считали неблагопристойным. Многослойность  одеяний у знати подчеркивала их достаток.
Спасибо За внимание