Презентация педагога-психолога к педагогическому совету по адаптации учащихся 5 классов к обучению в среднем звене. Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
Презентация_5 класс педсовет.pptx
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
ПРОБЛЕМЫ
АДАПТАЦИИ
ПЯТИКЛАССНИК
ОВ
Грдзелидзе Виталий Федорович
педагог-психолог
ГБОУ СШ №4 им. В.П. Глушко
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
Успешность адаптации пятиклассника в большой
степени зависит не только от интеллектуальной
готовности ребенка, но и от:
* его способности к установлению
межличностных отношений с учителями;
* навыков ориентации в пространстве
школы;
* навыков достойного поведения с
новыми одноклассниками;
* способности принимать и соблюдать
классные и школьные правила;
* формирование положительного отношения
к школьному миру.
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
Каковы же причины плохой
адаптации в 5 классе?
1. Разные требования со стороны учителей –
предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины,
слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться
справочниками и словарями, а также научить спрашивать о
значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой
учительницы, а классному руководителю не удается
уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают
ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо
просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом
периоде их школьной жизни.
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
Умения и навыки, определяющие
успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать
им;
• умение устанавливать межличностные отношения с
педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и
школы;
• навыки общения и достойного поведения с
одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным
путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и
способностей.
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
Показатели сформированности
универсальных учебных действий
I Сформированность личностных УУД
1. Самоопределение (самооценка, основы гражданственности)
2. Смыслообразование (учебнопознавательная мотивация)
3. Моральноэтическая ориентация
II Сформированность регулятивных УУД
2.1 Действие целеполагания
2.2 Действие планирования
2.3 Действия контроля и коррекции
2.4 Действие оценки
2.5 Саморегуляция
действия
восприятие,
знаково
III Сформированность познавательных УУД
(запоминание,
3.1 Общеучебные
символические действия, работа с источниками информации)
3.2 Логические учебные действия (сравнение, классификация, анализ,
синтез, аналогия, установление причинноследственных связей)
3.3 Общий прием решение задач, моделирование, постановка и решение
проблем
IV Сформированность коммуникативных УУД
4.1 Взаимодействие с окружающими (учет позиции собеседника)
4.2 Сотрудничество с педагогом и сверстниками в решении учебных задач
4.3 Умение передать свою мысль в устной речи, рефлексия речи
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
1. Опросник мотивации. Тест «Мое
отношение к учению»
действие
на
УУД:
направленное
учебной деятельности для обучающегося.
смыслообразования,
смысла
установление
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
Итоги изучения уровня мотивации обучающихся 5-х классов
Познавательная мотивация
социальная мотивация одобрения
10.59
10.52
10.89
7.95
8.88
6.94
Отметка
26.18
26.24
25.22
0.00 5.00 10.00 15.00 20.00 25.00 30.00
5 А
5 Б
5 В
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
Итоги изучения уровня мотивации обучающихся 5-х классов
10.82
10.83
11.44
11.09
10.88
10.89
Мотивация самоопределения
широкие социальные мотивы
Учебная мотивация
11.73
11.68
11.67
11.50
12.00
10.50
10.00
5 А 5 Б 5 В
11.00
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
Итоги изучения уровня мотивации обучающихся 5-х классов
Негативное отношение к учению и школе
позиционный мотив
Прагматическая внешняя утилитарная мотивация
0.00
5 А 5 Б 5 В
5.00
6.41
6.6
5.89
8.86
8
7.67
8.77
8.04
7.89
10.00
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
Итоги изучения уровня мотивации обучающихся 5-х классов
Социальная – стремление к одобрению
Внешняя мотивация
Социальная
Учебно-познавательная
16.82
16.88
14.61
34.95
34.28
33.11
21.91
22.32
21.72
22.32
22.2
22.56
0.00
5 А 5 Б 5 В
20.00
40.00
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
2. Методика «Социометрия» Дж. Морено
УУД: методика позволяет косвенно
определить уровень сформированности
коммуникативных навыков у учащихся,
учебное сотрудничество в коллективе.
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).
Уровень
благополучия
взаимоотношени
й (УБВ).
5А
45
5Б
42,3
5В
37
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
Рекомендации школьного психолога
учителям-предметникам
в
выборе
ученикам более рациональные
• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные
особенности пятиклассника
способа подачи
материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая
пятиклассникам усваивать материал.
способы
• Предлагать
выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами
родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего
задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и
учащегося является наиболее эффективным способом передачи
опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на
позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в
ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом
приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен,
побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьёй ученика, классным
руководителем, школьным психологом и учителем начальной
школы.
Презентация "Адаптация учащихся 5 классов"
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.