Данный материал можно использовать учителям истории, обществознания, литературы, мировой художественной культуры. Презентация содержит необходимый материал для изучения данного направления. В теоретической части даётся определение понятия "акмеизм". Представлены представители данного направления. Рекомендую использовать данную презентацию учителям для проведения уроков истории и обществознания.Презентация
Акмеизм
Подготовила: Панкова Елена Юрьевна,
учитель истории и обществознания.
• Акмеизм «пик, максимум, цветение, цветущая пора»
течение,
в
модернистское
противостоящее символизму и
литературе, в начале XX века в России.
возникшее
Определение
• Становление акмеизма тесно связано с деятельностью
«Цеха поэтов», центральными фигурами которого
акмеизма Н. С. Гумилёв, А.
являлись
Ахматова (была
«Цеха»)
и С. М. Городецкий.
секретарём
основатели
• Акмеисты
предметность тематики и образов, точность слова.
провозглашали
материальность,
Происхождение
• Цех
поэтов —
название
нескольких поэтических объединений,
существовавших
века в Санкт
Петербурге, Москве, Тбилиси, Баку, Берлине и Париж
е.
начале XX
в
• Первый
«Цех
основан Гумилёвым и Городецким в 1911 году
просуществовал до 1914 года.
поэтов» был
и
«Цех поэтов»
Н. С. Гумилёв А. А. Ахматова С. М. Городецкий
Основатели
• В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию
реальной, земной жизни, однако её воспринимали
внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи
жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый
организатор
создании
о
«направления
литературного
движения, отражающего облик всей современной ему
русской поэзии.
мечтал
направлений» —
акмеизма
Суть течения
• Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели
детально
разработанной философскоэстетической
программы. Но если в поэзии символизма определяющим
фактором являлась мимолетность,
сиюминутность
бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики,
то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма
был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная
зыбкость и нечеткость символов заменялась точными
словесными образами. Слово, по мнению акмеистов
должно было приобрести свой изначальный смысл.
Суть течения
О. Э. Мандельштам М. А. Зенкевич
Представители
столь
часты
у акмеистов
• Высшей точкой в иерархии ценностей для них была
культура, тождественная общечеловеческой памяти.
обращения
Поэтому
к мифологическим
Если
символисты в своем творчестве ориентировались
на музыку,
на пространственные
искусства: архитектуру, скульптуру, живопись.
то акмеисты —
и образам.
сюжетам
Суть течения
• Тяготение
миру
к трехмерному
выразилось
в увлечении акмеистов предметностью: красочная,
порой экзотическая деталь могла использоваться
с чисто живописной целью. То есть «преодоление»
символизма происходило не столько в сфере общих
идей, сколько в области поэтической стилистики.
В этом смысле акмеизм был столь же концептуален,
как
они,
отношении
несомненно, находятся в преемственной связи.
и символизм,
и в этом
Суть течения
Г. В. Иванов Е. Ю. Скобцова
Представители
• Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному,
возвращение ей ясности;
• Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его
многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
• Стремление придать слову определенное, точное значение;
• Предметность и четкость образов, отточенность деталей;
• Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
• Поэтизация
первозданных
эмоций,
первобытно
мира
биологического природного начала;
• Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие
эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Основные
принципы акмеизма
• В сравнении с другими поэтическими направлениями
русского Серебряного века акмеизм по многим
признакам видится явлением маргинальным. В других
европейских литературах аналогов ему нет (чего
нельзя
о символизме
и футуризме); тем удивительнее кажутся слова Блока,
литературного оппонента Гумилева, заявившего, что
акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной
штучкой».
к примеру,
сказать,
Акмеизм в Серебряном веке
именно
акмеизм
• Ведь
оказался
чрезвычайно
плодотворным для русской литературы. Ахматовой
и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные
слова». Гумилев предстает в своих стихах одной
из ярчайших личностей жестокого времени революций
и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя,
интерес к акмеизму сохранился в основном потому,
что с ним связано творчество этих выдающихся
поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу
русской поэзии XX века.
Акмеизм в Серебряном веке