Презентация "Читательская грамотность"
Оценка 4.9

Презентация "Читательская грамотность"

Оценка 4.9
Работа в классе
pptx
воспитательная работа +1
5 кл
09.11.2017
Презентация "Читательская грамотность"
презентация "Читательская грамотность" презентацпрезентация "Читательская грамотность"ия "Читательская грамотность" презентация "Читательская грамотность" презентация "Читательская грамотность" презентация "Читательская грамотнопрезентация "Читательская грамотность"сть" презентация "Читательская грамотность" презентпрезентация "Читательская грамотность"ация "Читательская грамотность" презентация "Читательская грамотность" презентация "Читательская грамотность" презентация "Читательская грамотность" презентация "Читательская грамотность" презентация "Читательская грамотность"
Читат_грамотность 20_10_2015.pptx

Формируем базовые навыки. Читательская грамотность: результаты и оценки, проблемы и решения

Формируем базовые навыки. Читательская грамотность: результаты и оценки, проблемы и решения

Формируем базовые навыки. Читательская грамотность: результаты и оценки, проблемы и решения Г.С. Ковалева 20 октября 2015 года

Содержание: 1. Что понимается под читательской грамотностью 2

Содержание: 1. Что понимается под читательской грамотностью 2

Содержание: 1. Что понимается под читательской грамотностью 2. Из опыта оценки читательской грамотности. Результаты и оценки 3. Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки читательской грамотности 4. Интерпретация и использование результатов оценки читательской грамотности

Что понимается под читательской грамотностью

Что понимается под читательской грамотностью

1. Что понимается под читательской грамотностью

Читательская грамотность (исследование

Читательская грамотность (исследование

Читательская грамотность (исследование PISA)

способность человека
понимать
и использовать
письменные тексты,
размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.

При переходе из начальной школы в основную, как об этом пишет

При переходе из начальной школы в основную, как об этом пишет

При переходе из начальной школы в основную, как об этом пишет Г. А. Цукерман, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования, получение нового знания и новых идей с помощью информационных текстов. Именно в связи с особой важностью овладения осознанным чтением среди системы «умений учиться» в рассматриваемый период обучения среди всех метапредметных результатов и было выделено осознанное чтение и работа с информацией в качестве основного объекта оценки.
 Г. А. Цукерман, Г. С. Ковалева, М. И. Кузнецова. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. № 4, 2007, с. 245.
 

Чтение для обучения

Обучение чтению Чтение для обучения

Обучение чтению Чтение для обучения

Обучение чтению

Чтение для обучения

Чтение для решения собственных задач

PIRLS

PISA

готовность к переходу

Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3

Опора на текст Опора на внетекстовое знание 3

Опора на текст

Опора на внетекстовое знание

3.
осмыслить
и оценить

содержание
текста

форму
текста

1.
найти и
извлечь
(информацию)

2.
интегрировать и
интерпретировать
(сообщения текста)

Чтение и понимание текстов (PIRLS)
Читательская грамотность(PISA)

Учет факторов, влияющих на читательскую грамотность (PISA)

Учет факторов, влияющих на читательскую грамотность (PISA)

Учет факторов, влияющих на читательскую грамотность (PISA)

Распределение учащихся на группы в зависимости от их круга чтения и овладения учебными стратегиями работы с текстом

Распределение учащихся на группы в зависимости от их круга чтения и овладения учебными стратегиями работы с текстом

Распределение учащихся на группы в зависимости от их круга чтения и овладения учебными стратегиями работы с текстом

Из опыта оценки читательской грамотности

Из опыта оценки читательской грамотности

2. Из опыта оценки читательской грамотности

Международные сравнительные исследования

Международные сравнительные исследования

Международные сравнительные исследования PIRLS, PISA;
Методика «Тяни-Толкай»
Комплексные работы в начальной школе
Оценка читательской грамотности в основной школе

Из опыта оценки читательской грамотности

Краткая информация об исследованиях

Краткая информация об исследованиях

Краткая информация об исследованиях PIRLS и PISA

PIRLS - Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс)
PISA - Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания

PIRLS&PISA: Выявление динамики в результатах (PIRLS: 2001, 2006, 2011Ю 2016; PISA: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015)

PIRLS&PISA: Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах
оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию

Читательская грамотность PIRLS

Читательская грамотность PIRLS

Читательская грамотность

PIRLS

PISA

способность

понимать

и использовать

письменные тексты

строить свои смыслы на основе разнообразных текстов

размышлять о них

и заниматься чтением

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ

учиться

расширять свои знания и возможности

участвовать в читательских сообществах в школе и в обыденной жизни

участвовать в социальной жизни

получать удовольствие

достигать своих целей

Р езультаты российских учащихся в международных сравнительных исследованиях качества общего образования

Р езультаты российских учащихся в международных сравнительных исследованиях качества общего образования

Результаты российских учащихся в международных сравнительных исследованиях качества общего образования

Результаты учащихся 4-го класса начальной школы (PIRLS/TIMSS)

Результаты учащихся 4-го класса начальной школы (PIRLS/TIMSS)

Результаты учащихся 4-го класса начальной школы (PIRLS/TIMSS)

Чтение

Математика

Естествознание

Среднее значение шкалы PIRLS и TIMSS – 500

Страны

Средний балл

Гонконг

571 (2,3)

Россия

568 (2,7)

Финляндия

568 (1,9)

Сингапур

567 (3,3)

Страны

Средний балл

Сингапур

606 (3,2)

Республика Корея

605 (1,9)

Гонконг

602 (3,4)

Тайвань

591 (2,0)

Япония

585 (1,7)

Страны

Средний балл

Республика Корея

587 (2,0)

Сингапур

583 (3,4)

Финляндия

570 (2,6)

Россия

542 (3,7)

Россия

552 (3,5)

45 стран

35 стран

44 страны

Данные показывают, что 82% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, учатся у педагогов, часто применяющих эффективные виды деятельности

Данные показывают, что 82% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, учатся у педагогов, часто применяющих эффективные виды деятельности

Данные показывают, что 82% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, учатся у педагогов, часто применяющих эффективные виды деятельности.
Больше половины российских учащихся по их собственной оценке считают себя активными участниками урока чтения, при этом лишь 5% учащихся практически не участвуют в учебном процессе на уроке чтения, как и следовало ожидать, результаты этих учащихся ниже.

Основания для успеха: российские учителя на уроках чтения применяют эффективные виды деятельности

Данные исследования PIRLS показывают, что 82% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, учатся у педагогов, часто применяющих эффективные виды деятельности

Данные исследования PIRLS показывают, что 82% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, учатся у педагогов, часто применяющих эффективные виды деятельности

Данные исследования PIRLS показывают, что 82% российских учащихся, принимавших участие в исследовании, учатся у педагогов, часто применяющих эффективные виды деятельности.
Больше половины российских учащихся по их собственной оценке считают себя активными участниками урока чтения, при этом лишь 5% учащихся практически не участвуют в учебном процессе на уроке чтения, как и следовало ожидать, результаты этих учащихся ниже.

Основания для успеха: использование эффективных методов обучения

По каким из следующих причин ты читаешь?

По каким из следующих причин ты читаешь?

«По каким из следующих причин ты читаешь? Насколько ты согласен или не согласен со следующими высказываниями?
1) Мне нравится читать то, что заставляет меня думать
2) Важно хорошо читать
3) Моим родителям нравится, когда я читаю
4) В процессе чтения я узнаю много нового
5) Мне нужно хорошо читать, это пригодится мне в будущем
6) Мне нравится, когда книга помогает мне представить себе другие миры».

Основания для успеха: мотивированные учащиеся

Основания для успеха: мотивированные родители

Основания для успеха: мотивированные родители

Основания для успеха: мотивированные родители

Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности

Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности

Результаты 15-летних учащихся по читательской грамотности

Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея
35 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России

23 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России

6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Израиль, Швеция, Словения, Литва, Греция, Турция)
Пермский край – 482 балла

Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 –

Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 –

Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006 – PISA-2012)

Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и

Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и

Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и PISA)

Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности

Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности

«Тяни-толкай» – измеритель динамики читательской грамотности

PIRLS
+ вопросы
PISA-подобные

PISA
+ вопросы
PIRLS-подобные

Сравнительные результаты учащихся 4, 6 и 9 классов

Сравнительные результаты учащихся 4, 6 и 9 классов

Сравнительные результаты учащихся 4, 6 и 9 классов

Основные потери (по данному инструменту) в умениях: интегрировать и интерпретировать сообщения текста размышлять о сообщениях текста и оценивать их

Основные потери (по данному инструменту) в умениях: интегрировать и интерпретировать сообщения текста размышлять о сообщениях текста и оценивать их

Основные потери (по данному инструменту) в умениях:
интегрировать и интерпретировать сообщения текста
размышлять о сообщениях текста и оценивать их

Умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста

Что, предположительно, происходит в основной школе (2010-2011 годы)

Динамика результатов учащихся 5, 7 и 9 классов в образовательных учреждениях

Динамика результатов учащихся 5, 7 и 9 классов в образовательных учреждениях

Динамика результатов учащихся 5, 7 и 9 классов в образовательных учреждениях ЯНАО (2012 год)

Форма 1. Успешность выполнения работы образовательных учреждений (по возрастанию результатов в каждой параллели)

Форма 1. Успешность выполнения работы образовательных учреждений (по возрастанию результатов в каждой параллели)

Форма 1. Успешность выполнения работы образовательных учреждений (по возрастанию результатов в каждой параллели)

Динамика сформированности читательской грамотности (образовательные учреждения

Динамика сформированности читательской грамотности (образовательные учреждения

Динамика сформированности читательской грамотности (образовательные учреждения ЯНАО, 2012 год)

Динамика сформированности читательской грамотности учащихся

Динамика сформированности читательской грамотности учащихся

Динамика сформированности читательской грамотности учащихся ЯНАО, 2014 год

Состав группы учащихся с отрицательной динамикой

Состав группы учащихся с отрицательной динамикой

Состав группы учащихся с отрицательной динамикой

M+Sd – самые успешные читатели (суммарный результат их ответов на вопросы методики «Тяни-Толкай» в 1-ом измерении выше среднего + стандартное отклонение).

M+ - успешные читатели (результат ученика выше среднего в пределах стандартного отклонения)

M- - менее успешные читатели (результат ученика ниже среднего в пределах стандартного отклонения)

M-Sd – наименее успешные читатели (результат ученика ниже среднего - стандартное отклонение)

Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексные работы)

Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексные работы)

Измерительные материалы для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексные работы)

Общее понимание, ориентация в тексте поиск и выявление разного вида информации прямые выводы и заключения на основе фактов понимание основной идеи

Общее понимание, ориентация в тексте поиск и выявление разного вида информации прямые выводы и заключения на основе фактов понимание основной идеи

32

Общее понимание, ориентация в тексте
поиск и выявление разного вида информации
прямые выводы и заключения на основе фактов
понимание основной идеи

Детальное понимание содержания и формы текста
анализ, интерпретация и обобщение информации
сложные выводы
оценочные суждения

Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач
без привлечения дополнительной информации
с привлечением дополнительной информации

историческая проблематика

Научно-популярные тексты

“Занимательные опыты”,
“Удивительные животные”

“Александр
Невский”

естественнонаучная проблематика

обществоведческая проблематика

“Семья”

Смысловое чтение и работа с текстом

Особенности оценки: смысловое чтение и работа с информацией

Особенности оценки: смысловое чтение и работа с информацией


Особенности оценки:
смысловое чтение и работа с информацией


Направленность на выявление у учащихся сформированности умений:
- читать и понимать различные тексты, включая и учебные;
- работать с информацией, представленной в различной форме;
- использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.




Первые результаты введения ФГОС:

Первые результаты введения ФГОС:

Первые результаты введения ФГОС: Сравнение результатов выполнения итоговых работ по смысловому чтению учащимися, обучавшимися и не обучавшимися по новым ФГОС

Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки читательской грамотности

Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки читательской грамотности

3. Основные подходы к разработке измерительных материалов для оценки читательской грамотности

Читательскую грамотность нельзя проверить традиционными предметными тестами!

Читательскую грамотность нельзя проверить традиционными предметными тестами!

36


Читательскую грамотность нельзя проверить традиционными предметными тестами!

Читательская грамотность сформирована, если они демонстрируется на разном материале!

Что нужно учитывать при разработке инструментария

Особенности комплексной работы для оценки читательской грамотности (основная школа, 5-9 классы) 37

Особенности комплексной работы для оценки читательской грамотности (основная школа, 5-9 классы) 37

Особенности комплексной работы для оценки читательской грамотности (основная школа, 5-9 классы)

37

Каждый вариант комплексной работы включает блоки, относящиеся к четырём содержательным областям (русскому языку, математике, естествознанию, истории и обществознанию).
Каждый блок включает в себя текст (тексты) с заданиями, направленным на оценку сформированности читательских умений.
Например, демонстрационный вариант для 5-го класса включал следующие блоки:
Наша страна (история и обществознание)
Слово в тексте (русский язык)
Мал золотник, да до́рог (математика)
Мусорное дело (естествознание)

Состав комплекта пособий 38 1.

Состав комплекта пособий 38 1.

Состав комплекта пособий

38

1. Книга для учителя,
содержащая методические рекомендации по проведению работы, а также приложение на CD c компьютерной программой для ввода и обработки результатов

2. Раздаточные материалы
в виде тетради с двумя вариантами комплексной работы (для учащихся)

Презентация "Читательская грамотность"

Презентация "Читательская грамотность"

Основное назначение КИМ должно соответствовать концепции метапредметности образовательных результатов и охватывать по содержанию основные предметные области, в рамках которых формируются метапредметные действия

Основное назначение КИМ должно соответствовать концепции метапредметности образовательных результатов и охватывать по содержанию основные предметные области, в рамках которых формируются метапредметные действия

1. Основное назначение КИМ должно соответствовать концепции метапредметности образовательных результатов и охватывать по содержанию основные предметные области, в рамках которых формируются метапредметные действия.
2. Структура умений, для оценки которых разрабатываются измерительные материалы, должна интегрировать основные читательские умения, необходимые для осознанного чтения, а также учитывать задачи текущего этапа обучения, в котором чтение рассматривается как основа для обучения. Это означает, что одним из направлений измерения должна быть оценка способности использовать информацию, полученную из прочитанного текста, для решения учебных и познавательных задач.
3. Качество разрабатываемых измерительных материалов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к стандартизированным измерительным материалам (структура работы, число заданий, а также количество баллов по каждой предметной области или каждой группе умений, по которым проводится оценка, должны позволять выстраивать надёжную шкалу как в целом по объединённому конструкту «смысловое чтение и работа с текстами», так и по отдельным показателям, по которым представляются результаты. При разработке измерительных материалов должны быть выявлены и подтверждены надёжные корреляционные связи между выделенными группами заданий.
4. В качестве основы для разработки измерительных материалов используются научно-популярные или информационные тексты.

Требования к измерительным материалам

Особенности комплексной работы 41

Особенности комплексной работы 41

Особенности комплексной работы

41

В работе оценивается сформированность трёх групп умений:
Первая группа умений включает в себя работу с текстом: общее понимание текста и ориентацию в нём.
Пример: «О чём говорится в тексте?»
Вторая группа умений включает в себя также работу с текстом: более глубокое понимание текста и выявление детальной информации.
Пример: «Как ты понял следующие слова из текста «... .»?»
Третья группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей
Пример: «Проанализируй предложенную ситуацию и объясни поведение людей, ответив на вопрос: Почему?»

Акцент на 5 класс! Потенциал начальной школы

Акцент на 5 класс! Потенциал начальной школы

Акцент на 5 класс!

Потенциал начальной школы
Переход на более «взрослую» ступень
Новые учителя
Еще есть желание учиться
Учебный материал – начинается с повторения
Новые учебники, в которых много текстов

Тематика текстов по математике в комплексной работе: 5 класс: «От умных пчел к красивым паркетам», «Мал золотник, да дорог», «Кристаллы», «Египетские дроби» 6 класс: «Палочки

Тематика текстов по математике в комплексной работе: 5 класс: «От умных пчел к красивым паркетам», «Мал золотник, да дорог», «Кристаллы», «Египетские дроби» 6 класс: «Палочки

Тематика текстов по математике в комплексной работе:

5 класс: «От умных пчел к красивым паркетам», «Мал золотник, да дорог», «Кристаллы», «Египетские дроби»
6 класс: «Палочки Непера», «Римские цифры», «В худшем случае», «Григорианский календарь»
7 класс: «Треугольник Паскаля», Обводим линии и строим мосты», «Фигуры постоянной ширины», Системы счисления»
8 класс: «В высших кругах … математики», «История чертового колеса», «Что связывает мертвые языки с пляшущими человечками», «Золотое сечение»
9 класс: «Диофантовы уравнения», «Формула гириха», «Лабиринтами Инь-Ян», «Враг моего врага»

Примеры заданий: история, текст «Царскосельская железная дорога», группа 1

Примеры заданий: история, текст «Царскосельская железная дорога», группа 1

Примеры заданий: история, текст «Царскосельская железная дорога», группа 1

Напишите рекламный текст, посвящённый празднику открытия первой железной дороги в Царском Селе. Текст должен содержать не менее двух фактов, которые могли бы убедить людей прийти на открытие железной дороги. Текст может сопровождаться иллюстрациями.

Примеры заданий: математика, текст «В худшем случае», группа 2

Примеры заданий: математика, текст «В худшем случае», группа 2

Примеры заданий: математика, текст «В худшем случае», группа 2

Прочитай задачу:
«В кармане лежат одинаковые на ощупь карамельки: 6 яблочных и 2 вишнёвые. Сколько карамелек надо вынуть из кармана не глядя, чтобы среди них обязательно была хотя бы одна яблочная карамелька и хотя бы одна вишнёвая?»
Соответствует ли эта задача какой-либо из задач, описанных в тексте? Обведи номер ответа.
1) соответствует только Задаче 1
2) соответствует только Задаче 2
3) соответствует и Задаче 1, и Задаче 2
4) не соответствует ни одной из них

Прочитай задачу:
«В кармане лежат одинаковые на ощупь карамельки: 6 яблочных и 2 вишнёвые. Сколько карамелек надо вынуть из кармана не глядя, чтобы среди них обязательно была хотя бы одна яблочная карамелька и хотя бы одна вишнёвая?»

А) Соответствует ли эта задача какой-либо из задач, описанных в тексте? Обведи номер ответа.
1) соответствует только Задаче 1
2) соответствует только Задаче 2
3) соответствует и Задаче 1, и Задаче 2
4) не соответствует ни одной из них

Примеры заданий: история, текст «Судебный поединок», группа 3

Примеры заданий: история, текст «Судебный поединок», группа 3

Примеры заданий: история, текст «Судебный поединок», группа 3

Рома считает, что судебный поединок свидетельствует о том, что в средние века люди больше доверяли Божьему суду, чем закону.
Таня считает, что в средние века законов было мало, поэтому приходилось прибегать к судебному поединку.
Чью точку зрения ты разделяешь? Отметь свой ответ знаком и обоснуй его, используя текст.
Обоснование:

Интерпретация и использование результатов оценки читательской грамотности

Интерпретация и использование результатов оценки читательской грамотности

4. Интерпретация и использование результатов оценки читательской грамотности

Основные показатели, по которым представляются результаты

Основные показатели, по которым представляются результаты

Основные показатели, по которым представляются результаты


Успешность сформированности читательской грамотности

Успешность сформированности отдельных групп умений работать с текстом: общее понимание текста, ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей.




Формы представления результатов выполнения комплексной работы

Формы представления результатов выполнения комплексной работы

49

Формы представления результатов выполнения комплексной работы

Форма 1. Результаты выполнения комплексной работы по классу

Форма 1. Результаты выполнения комплексной работы по классу

50

Форма 1. Результаты выполнения комплексной работы по классу

Форма 2. Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по комплексной работе

Форма 2. Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по комплексной работе

51

Форма 2. Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по комплексной работе

Форма 3. Результаты выполнения комплексной работы по отдельным заданиям

Форма 3. Результаты выполнения комплексной работы по отдельным заданиям

52

Форма 3. Результаты выполнения комплексной работы по отдельным заданиям

Форма 4. Результаты оценки индивидуальных достижений учащегося по комплексной по отдельным заданиям

Форма 4. Результаты оценки индивидуальных достижений учащегося по комплексной по отдельным заданиям

53

Форма 4. Результаты оценки индивидуальных достижений учащегося по комплексной по отдельным заданиям

Оценка сформированности читательской грамотности по отдельным образовательным организациям 54

Оценка сформированности читательской грамотности по отдельным образовательным организациям 54

Оценка сформированности читательской грамотности по отдельным образовательным организациям

54

Основная масса классов (около 60%-70%), участвовавших в обследовании, продемонстрировали результаты, статистически значимо не отличающие от средних результатов по всем регионам и удовлетворяющие критерию достижения базового уровня подготовки (не менее 50% учащихся). Зоны 4-7.
15-20% классов можно отнести к успешным в реализации ФГОС, их средние результаты статистически значимо выше средних результатов по всем классам-участникам. Зона 10.
К классам группы риска можно отнести 10%-25% классов. В среднем учащиеся данных классов выполнили менее половины заданий базового уровня (зона 3).

Интерпретация и использование результатов по группам учащихся с разным уровнем читательской грамотности (из отчета (ФГОС

Интерпретация и использование результатов по группам учащихся с разным уровнем читательской грамотности (из отчета (ФГОС

Интерпретация и использование результатов по группам учащихся с разным уровнем читательской грамотности (из отчета (ФГОС НО, Л.А. Рябинина, Т.Ю.Чабан)

55

Представленные данные о выполнении итоговой работы по читательской грамотности (в том числе данные, предоставленные каждой образовательной организации) дают возможность учителям основной школы уже на старте получить представление о том, какие читательские умения уже сформированы у каждого ученика (соответственно, на них можно опираться в процессе обучения), а какие умения ещё требуют специальной работы.

Повышенный уровень читательской грамотности (39,9%, 4 класс, 2015 г

Повышенный уровень читательской грамотности (39,9%, 4 класс, 2015 г

Повышенный уровень читательской грамотности (39,9%, 4 класс, 2015 г.)

Достижение повышенного уровня означает, что ученик может :
находить в тексте конкретные сведения, представленные как в явном, так и в неявном виде;
связывать информацию из разных частей текста, в том числе визуальную (фотографии, рисунки) в целостное сообщение;
устанавливать последовательность событий; причинно-следственные связи;
интерпретировать информацию из текста;
использовать текст для доказательства своего мнения;
понимать иносказательный смысл сообщения;
выделять главное, определять основную мысль и тему высказывания;
соотносить прочитанный текст с определенным кругом литературы;
использовать информацию из текста для размышления о других ситуациях, в том числе связанных с личным опытом.
Трудности: Ученики, показавшие повышенный уровень, испытывают трудности при выполнении отдельных заданий, как правило, связанных
с соотнесением информации, представленной в разной форме,
с формулированием гипотезы,
с вычитыванием неявной информации и соотнесением её с личным опытом.

56

Базовый уровень читательской грамотности (51,8%, 4 класс, 2015 г

Базовый уровень читательской грамотности (51,8%, 4 класс, 2015 г

Базовый уровень читательской грамотности (51,8%, 4 класс, 2015 г.)

Ученики, достигшие только базового уровня, умеют:
извлекать из текста явную информацию, а также неявную информацию, которую можно получить путем прямых умозаключений;
выделять основную мысль и тему высказывания;
связывать информацию из разных частей текста, в том числе визуальную (фотографии, рисунки) в целостное сообщение;
соотносить текст с тем или иным кругом литературы.
 Им трудно
определить последовательность событий;
удерживать детали, связывать их с основными событиями и действующими лицами;
устанавливать причинно-следственные связи;
различать буквальный и иносказательный смысл сообщения, понимать метафоры;
связывать информацию из текста с другой ситуацией, современной жизнью, личным опытом;
письменно выражать и обосновывать свое мнение.

57

Пониженный уровень читательской грамотности (6,1%, 4 класс, 2015 г

Пониженный уровень читательской грамотности (6,1%, 4 класс, 2015 г

Пониженный уровень читательской грамотности (6,1%, 4 класс, 2015 г.)

Ученики, показавшие пониженный уровень смыслового чтения и работы с информацией, умеют:
находить и извлекать информацию, сформулированную в тексте явно,
понимают главную мысль и тему текста,
понимают на основе контекста значение незнакомых слов и слов из пассивного запаса.
Этим ученикам трудно
связать информацию из текста с другими ситуациями и своим опытом;
соединять разрозненные сведения, о которых они прочитали, в целостную картину;
устанавливать последовательность событий;
соотносить детали с событиями и действующими лицами;
письменно выражать и обосновывать свое мнение (они неуспешны практически во всех заданиях, где нужно дать развернутый ответ).

58

Недостаточный (для дальнейшего обучения) уровень читательской грамотности (2,1%, 4 класс, 2015 г

Недостаточный (для дальнейшего обучения) уровень читательской грамотности (2,1%, 4 класс, 2015 г

Недостаточный (для дальнейшего обучения) уровень читательской грамотности (2,1%, 4 класс, 2015 г.)

Ученики с недостаточным уровнем чтения и работы с информацией могут вычитать из текста отдельную фактологическую информацию, которая сообщается в явном виде.

59

Использование результатов В основной школе главной задачей администрации и команды учителей-предметников, работающих с классом, является выстраивание такой работы с текстами, которая не будет все время…

Использование результатов В основной школе главной задачей администрации и команды учителей-предметников, работающих с классом, является выстраивание такой работы с текстами, которая не будет все время…

Использование результатов

В основной школе главной задачей администрации и команды учителей-предметников, работающих с классом, является выстраивание такой работы с текстами, которая не будет все время возвращать ученика, с одной стороны, к тому, что им уже освоено, а с другой – к закрепившимся проблемам. Это новая ступень, с новыми учителями и новой системой взаимоотношений, которая дает слабому ученику шанс «начать с чистого листа». Безусловно, в основной ступени скорректировать дефициты начальной школы очень трудно. Но возможно.
Первое условие для этого – поддержка учебной мотивации, создание ситуаций успеха для учеников.
Например, можно:
- задавать вопросы по тексту, на которые ребенок способен дать краткий ответ;
- давать задания на поиск явной информации;
- включать в работу группы, где ребёнок может проявить себя,
- организовать участие в обсуждении и получить признание и помощь одноклассников и т.п.

Второе – дифференцированный подбор способов обучения и самих учебных задач, чтобы сделать продвижение в предмете возможным.

60

Для учеников, перешедших в 5 класс с пониженным или недостаточным уровнем чтения

Для учеников, перешедших в 5 класс с пониженным или недостаточным уровнем чтения

Для учеников, перешедших в 5 класс с пониженным или недостаточным уровнем чтения

Их нельзя просить читать вслух перед всем классом.
Дети этих групп должны быть активно вовлечены в совместную работу по вычитыванию из текста информации, которая сообщается в явном виде.
Ученики должны получать задания с учётом своих интересов и способностей: если класс работает с большим текстом, например, параграфом по истории, им нужно поручать работу с текстом меньшего объема, возможно, одной из частей параграфа, при этом задание должно отличаться и по форме. Это может быть подготовка хронологической таблицы, подчеркивание ключевой информации в тексте и т.п.
Необходимо регулярно просить ученика переформулировать задание, вопрос, чтобы увидеть, что он понимает верно, а что неточно.
Этим ученикам нужна помощь в понимании логики текста. Это могут быть специальные вопросы, с помощью которых ученик увидит и удержит причинно-следственную цепь, а также работа в группе с одноклассниками, с которыми ученик психологически совместим, где бы он мог выстраивать учебное сотрудничество, видеть способы работы других, получать советы и практическую поддержку.
Каждый успех учеников необходимо отмечать, акцентировать, чтобы менялась их самооценка и отношение к ним одноклассников.

61

Для учащихся с базовым и повышенным уровнями читательской грамотности

Для учащихся с базовым и повышенным уровнями читательской грамотности

Для учащихся с базовым и повышенным уровнями читательской грамотности

У учеников с базовым уровнем, как правило, трудности связаны с каким-то отдельным умением: у кого-то проблемы в обобщении прочитанного; кто-то не может работать с информацией в таблицах; у кого-то проблемы с письменной речью. В связи с этим необходимо тщательно планировать адресную поддержку таких учеников на уроке.
Индивидуальные траектории обучения учащихся, демонстрирующих повышенный уровень, целесообразно формировать с учетом интересов этих учащихся, включать в план урока задания исследовательского типа, задания, когда прочитанную информацию нужно перенести на новую ситуацию, предложить разные гипотезы, разные варианты решения проблем.
Для учеников с базовым и повышенным уровнем подготовки необходимы такие формы работы и такие тексты, которые требовали бы развития читательских умений, находящихся в стадии формирования. Это означает обращение к текстам, в которых нужно следить за авторской мыслью, и вопросы, ответ на которые не исчерпывается поиском и воспроизведением фактологической информации.

62

Для развития каждого учащегося

Для развития каждого учащегося

Для развития каждого учащегося

При планировании уроков необходимо учитывать, какое количество детей с базовым, повышенным, пониженным и недостаточным уровнем смыслового чтения и работы с информацией обучается в классе. Урок должен быть организован как пространство такого сотрудничества, которое открывает возможности для проявления своих достижений и задает зону ближайшего развития каждого учащегося.

63

Состав комплекта пособий 1. Книга для учителя, содержащая методические рекомендации по проведению работы, а также приложение на

Состав комплекта пособий 1. Книга для учителя, содержащая методические рекомендации по проведению работы, а также приложение на

64

Состав комплекта пособий

1. Книга для учителя,
содержащая методические рекомендации по проведению работы, а также приложение на CD c компьютерной программой для ввода и обработки результатов

2. Раздаточные материалы
в виде тетради с вариантами итоговой/комплексной работы для учащихся

Издательство «Просвещение»
Серия «ФГОС: Оценка образовательных достижений»

По имеющимся вопросам обращайтесь:

По имеющимся вопросам обращайтесь:

По имеющимся вопросам обращайтесь:

Издательство «Просвещение»
127521, г. Москва, 3-й пр. Марьиной Рощи, 41
http://prosv.ru

Научно-образовательный центр
Телефон: (495) 789-3040 (доб. 4693)
E-mail: [email protected]

65

Спасибо за внимание! Ковалева

Спасибо за внимание! Ковалева

Спасибо за внимание!

Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО
e-mail: [email protected] сайты: www.centeroko.ru

66

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017