Дисграфия связана с нарушением фонематического принципа письма.
Типы дисграфических ошибок:
1). Замены и смешения букв.
2). Оптико - моторные ошибки.
3). Оптико - пространственные ошибки.
4). Моторные ошибки.
5). Ошибки звукового анализа и синтеза.
Предлагаются различные упражнения на устранение недостатков письменной речи, которые должны проводиться регулярно на каждом уроке.
Дисграфия
Дисграфия
Всегда связана с
нарушением
фонематического
принципа письма
Типы дисграфических
ошибок
• Звонких и глухих согласных, включая
их мягкие пары (гладкой–кладкой,
озере – осере)
• Твердых и мягких согласных,
отражающихся в смешениях гласных
букв по вертикали: (стебелок, радом)
• Замены и смешения свистящих и
шипящих
(чудешный, подснезники)
• Аффрикатов и их компонентов:
(расчвели, цудесные, светок
• Заднеязычных согласных (к-х, г-х):
прибехают, черемука
• Сонорных согласных (класив,
корабрики)
• Гласных букв по горизонтали
(цветоми, тарилками)
• Согласных по способу образования:
п-к, с-х, т-к,
• Согласных по месту образования:
п-м, т-н, н-л
• Ошибки кинетического запуска:
д-б, п-т, и-у, ч-ъ, х-ж,
• Графический поиск при написании
букв:
• Лишние элементы при написании:
и-ш, к-к
• Недописывание отдельных
элементов
ё-е, й-и
(ё учитывается, если учитель требует писать точки)
• Персеверации:
- Согласных: стебелёл
- Гласных: аавгуст
- Слогов: словновно
- Неоднократные правильные
обводки букв
мак
• Смешения оптически сходных
букв:
Они – очи, цветами - дветами
• Неточность передачи
графического образа буквы:
• Неадекватное начертание:
• Пропуски букв:
Согласных: парных глухих
и звонких:цеток вместо
цветок, тебельке вместо
стебельке
Непарных глухих и
звонких: касивыми
вместо красивыми
Гласных: стебльке вместо
стебельке, лстьев вместо
листьев
•Вставки букв
Согласных: парных звонких и глухих:
расцветли вместо расцвели, будтоны
вместо бутоны
Непарных глухих и звонких
согласных:
Повеляло вместо повеяло,
Гласных:
Пылывут вместо плывут, расцевели
вместо расцвели
• Перестановки букв
Хаотичные: отцевли вместо отцвели
Реверсия (зеркальная перестановка)
букв в слоге: чуседные вместо
чудесные
плувут вместо плывут
Реверсия букв в слове: ему вместо уме
• Антиципация букв:
Согласных: с лесной вместо к лесной,
из звонкие вместо их звонкие
Гласных: чедесные вместо чудесные,
«Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО
важ-ны-Й прИ-Ём»
(ведь на самом деле мы
произносим что-то вроде
«ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА
ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»).
Пример проще: «НА стОле стОЯл
куВшин С мОлОком»
(НА СТАЛЕ СТАЯЛ КУФШИН С
МАЛАКОМ).
Упражнения на устранение
недостатков письменной
речи
«П/Т», «П/Р», «М/Л» (СХОДСТВО
НАПИСАНИЯ);
«Г/Д», «У/Ю», «Д/Б» (В
ПОСЛЕДНЕМ СЛУЧАЕ РЕБЕНОК
ЗАБЫВАЕТ, ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ
НАПРАВЛЕН ХВОСТИК ОТ
КРУЖКА)
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ
ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ
ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК