презентация для 7 класса по ИЗО

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 14.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация для 7 класса по ИЗО по программе Шпикаловой по теме "Русская скульптура 18-начала 19 в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка", история возникновения скульптуры, виды, этапы работы над скульптурой, материалы, знаменитые русские скульптуры , которые высоко оценил А.С. Пушкин
Иконка файла материала 7 а понед.pptx
Русская скульптура 18-начала 19 в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка
Какие объемные изображения относятся к скульптуре? Скульптура — это монументы на площадях городов, статуи в садах и парках, барельефы на фасадах зданий, портреты исторических деятелей и наших современников в залах музеев, изображения на медалях и т. д.
Из истории русской скульптуры. Истоки русской скульптуры относятся к древнейшим временам. Всевозможные культовые фигурки, идолы, выполненные из камня, глины и металла, резная деревянная утварь и причудливая резьба, украшавшая жилища, бытовали еще среди древнеславянских племен. Народная резьба, орнаментальные рельефы Киевской Руси, выполненные в камне, получили затем особое развитие во Владимиро-Суздальской Руси. К этому времени наряду с плоским рельефом появляется рельеф выпуклый, часто переходящий в горельеф.
В конце XIV—XV в., когда Москва становится центром русских земель, наблюдается общий подъем русской культуры, искусство горельефа, а затем и барельефа получает дальнейшее развитие. Великолепное творческое мастерство резчиков, высокое развитие сложного рельефа позволили русским скульпторам решать сложные задачи, поставленные в XVII в., который в общей истории русской культуры является переломным. Вместе с другими видами изобразительного искусства скульптура приобретает светский характер.       Сооружение новых зданий, разбивка садов и парков дали мощный толчок
Вплоть до XVII века в России не было даже такого термина — скульптура была запрещена для установки в храмах, а о светской скульптуре даже не было и речи. Ситуация изменилась только во времена правления Петра  I. Первого русский скульптор — Федот Шубной, а после поступления в Академию художеств — Шубина, выходца из среды поморских крестьян Архангельской губернии, который 19-летним подростком прибыл в Петербург, чтобы учиться в Академии художеств, стал сначала Академиком, а затем профессором. Шубин был талантливейшим скульптором — не идеализируя свою натуру, трепетно сохраняя индивидуальность черт, передавая остроту характера и тонкий психологизм, этот
В Петровскую эпоху возникают и первые проекты монументальных памятников. На одной из центральных площадей Петербурга предполагалось установить в увековечение победы в Северной войне Триумфальный столп по замыслу Б.-К. Растрелли. Б.-К. Растрелли (1675?-1744) явился собственно первым мастером скульптуры в России. Итальянец по происхождению, он переехал в 1716 году из Франции по приглашению Петра I и нашел в России новую родину, так как лишь в Петербурге получил широкие возможности для творчества. Бартоломео-Карло Растрелли исполнил многие произведения портретной, декоративной и монументальной пластики. Большой известностью пользуется его бронзовый бюст Петра I (1723-1730, ил. 40), в котором мастерски переданы не только сходство, но и характер властного и энергичного царя. Б._К. Растрелли Бюст Петра 1 1723-1730 г. Бронза
Мастерство Растрелли-портретиста проявилось также в бюсте А. Д. Меншикова, исполненном в 1716-1717 годах, в статуе Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Чувство монументальности и прекрасное знание бронзы как материала отличают творчество этого скульптора. В портрете Анны Иоанновны, медленно шествующей в тяжелом расшитом драгоценными камнями платье, Растрелли создал выразительный образ "престрашного взора царицы", как ее называли современники. Самое значительное произведение Растрелли - конный памятник Петру I. В нем отразились впечатления скульптора от монументов античности, Возрождения и XVII века. Петр изображен триумфатором, торжественно восседающим на коне в облачении римского императора. Примечательна судьба этого памятника. Отлитый в 1745-1746 годах уже после смерти скульптора под руководством его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, он более полувека пролежал в сарае всеми забытый. Только в 1800 году по приказу Павла I он был установлен перед Инженерным замком в Петербурге, органично войдя в архитектурный ансамбль.
Александр Меншиков. Бюст работы Растрелли
«Анна Иоанновна с арапчонком» (1741).
Б. К. Растрелли. Памятник Петру I. 1716—1744 гг.
Появляется круглая скульптура, новым содержанием наполняется рельеф, расцветает искусство скульптурного портрета. Развитию портретного искусства способствовало утвердившееся в это время новое представление о человеке как о созидателе и творце.       Бурное развитие русской скульптуры в первой половине XVIII в. обусловило ее расцвет во второй половине этого столетия. В 1757 г. была основана в Петербурге Академия художеств, которая подготовила плеяду блестящих мастеров. Среди ее выпускников были такие замечательные скульпторы, как Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос.
Изображая, как правило, человека, раскрывая его многогранную духовную жизнь, скульптура как бы вписывается в окружающую среду, посредством постановки фигуры, позы, жеста, связывая изображение с пейзажем и тем самым передавая отношение человека к нему. Ярким примером этого может служить памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса. Жестом правой руки К. Минин не только призывает князя Д. Пожарского на ратный подвиг, но и одновременно указывает на Кремль, олицетворяющий Русь, Отечество. Таким образом, скульптор включает Кремль в решение основной — патриотической —
Наличие в садах мраморной скульптуры, о чем упоминали руководства по садоустройству, «определялось как характером сельского дома, так и чином, состоянием и богатством его хозяина». Садовая скульптура в аллеях регулярного сада располагалась в определенном порядке, с учетом ее сюжета, тематики, мифологической или аллегорической символики. Чаще всего это были многочисленные изображения Аполлона, Геркулеса, Меркурия, аллегории времен года и четырех времен суток. Позднее пейзажные парки пополнились мраморной скульптурой историко-
Заметки скульптора: процесс создания скульптуры. Созданию скульптуры любого вида и назначения предшествует большая творческая работа. Свои первые мысли по созданию будущего произведения скульптор фиксирует в рисунке. В поисках наиболее удачного решения своего замысла он создает целый ряд рисунков, различных по композиции и по трактовке главного образа, затем отбирает наиболее удавшиеся и приступает к выполнению эскиза в мягком материале — глине, воске или пластилине. В эскизе первоначальный замысел художника воплощается в объемную форму.
Эскиз служит основой для разработки модели, которая может быть выполнена сразу в намеченном размере. Если же создается памятник, то сначала выполняется маленькая модель, примерно в 1/10 проектной величины, затем исполняется модель в половину величины и, наконец, в заданную величину. Причем каждая модель видоизменяется под творческой рукой скульптора и никогда не увеличивается механически. Готовая модель переводится в твердый материал — гипс, бронзу, гранит и т. д. Материал в создании художественного скульптурного произведения играет особую роль; дело не только в технике
Наиболее долговечным и чаще всего употребляемым материалом, особенно при сооружении памятников, является бронза. Благодаря вязкости и тягучести бронзы из нее можно отлить фигуры в любом движении, в любом повороте, создать сложные групповые композиции. Кроме того, бронза способна удержать большие тяжести на сравнительно тонком и высоком основании, например всадника на вздыбленном коне на двух точках опоры (задние ноги коня). Такое композиционное решение невозможно исполнить в мраморе, граните или дереве. А мрамор благодаря белизне, чистоте, разнообразию оттенков и плотной массе придает скульптурам особое благородство и красоту. Вместе с тем из-за своей хрупкости он требует больше точек опоры, ограничивает движение человеческой фигуры.
Заметки историка: рассказы современников о воздействии искусства скульптуры. Осенью 1836 г. А. С. Пушкин часто посещал мастерские художников и скульпторов, выставки, устраиваемые в Академии художеств. Поэт шел по залам, радостно оглядывая работы молодых. И вдруг увидел, как в скульптуре ожила старинная русская игра. Навстречу ему как бы шагнул юноша, играющий в бабки. Пушкин остановился и улыбнулся. «Слава Богу, — воскликнул он, — наконец и скульптура в России появилась народная!» Алексей Николаевич Оленин, президент Петербургской академии художеств и давний друг Пушкина, представил ему автора — молодого скульптора Николая Пименова. Поэт все всматривался в статую, потом достал записную книжку и, быстро написав в ней карандашом, вырвал лист с написанным стихотворением и отдал его смущенному Юноша трижды шагнул, скульптору. Пименов, волнуясь, прочел: наклонился, рукой о колено                   Бодро оперся, другой поднял меткую кость.                   Вот уж прицелился... прочь! Раздайся, народ любопытный,                  Враз расступись, не мешай русской удалой игре.
«Изображая «Парня, играющего в бабки»,— отмечает И. М. Шмидт,— Н. С. Пименов стремился передать прежде всего красоту и силу русского человека. В фигуре крестьянского парня, с увлечением отдавшегося игре, чувствуется действительно большая внутренняя и физическая сила, смелость и широта русской натуры, отмеченные Пушкиным.
Другое четверостишие поэт посвятил скульптуре Александра Логановского «Мальчик, играющий в свайку». Теперь в Русском музее обе статуи неразлучны как братья- близнецы — их воспел Пушкин. Той же осенью поэт приехал в мастерскую скульптора Бориса Ивановича Орловского и увидел здесь модели статуй М. И. Кутузова и Б. Барклая-де- Толли: статуи великих полководцев предназначались для установки перед Казанским собором в Петербурге. Эти модели сейчас хранятся в Русском музее. Радость, рожденная встречей поэта с искусством, получила выражение в следующих строках:                   Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:                         Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе;                   Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс- громовержец,                         Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир,                   Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.                         Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль.                   Весело мне...
Гипс, камень, бронза оживали в воображении поэта и волновали его пластикой движения, стремительностью линий. «Всякий талант неизъясним, — писал Пушкин, — каким образом ваятель в куске мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными, однообразными стопами?..» Эти слова приоткрывают завесу над размышлениями поэта под воздействием искусства.
Опишите свое впечатление от скульптур, расскажите, что известно о событиях, связанных с конкретными историческими лицами, чьи портреты представлены в учебнике (с. 103—109), насколько понятен замысел ваятеля ?? Отметьте, что многие мифологические сюжеты, которые сегодня воспринимаются как отвлеченные, в прошлом, у современников XIX в., ассоциировались с конкретными историческими событиями. С этими аллегориями и мифологическими сюжетами можно было в то время познакомиться благодаря переведенному на русский язык античному произведению — «Метаморфозы» Овидия и изданию времен Петра I «Символика и эмблематика». Скульптура была непременным украшением дворянских усадеб XVIII—XIX столетий, владельцы которых, заказывая и приобретая скульптурные изображения, хорошо представляли их назначение и роль в архитектурном, ландшафтном и культурном пространстве своего поместья.