презентация для 7 класса по ИЗО по программе Шпикаловой по теме "Русская скульптура 18-начала 19 в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка", история возникновения скульптуры, виды, этапы работы над скульптурой, материалы, знаменитые русские скульптуры , которые высоко оценил А.С. Пушкин
7 а понед.pptx
Презентация для 7 класса по ИЗО
Русская скульптура 18-начала 19 в. в
пространстве города, дворянской
усадьбы и парка
Презентация для 7 класса по ИЗО
Какие объемные изображения
относятся к скульптуре?
Скульптура — это монументы
на площадях городов, статуи
в садах и парках, барельефы
на фасадах зданий, портреты
исторических деятелей и
наших современников в залах
музеев, изображения на
медалях и т. д.
Презентация для 7 класса по ИЗО
Из истории русской скульптуры.
Истоки русской скульптуры относятся
к древнейшим временам.
Всевозможные культовые фигурки,
идолы, выполненные из камня, глины и
металла, резная деревянная утварь и
причудливая резьба, украшавшая
жилища, бытовали еще среди
древнеславянских племен. Народная
резьба, орнаментальные рельефы
Киевской Руси, выполненные в камне,
получили затем особое развитие во
Владимиро-Суздальской Руси. К этому
времени наряду с плоским рельефом
появляется рельеф выпуклый, часто
переходящий в горельеф.
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
В конце XIV—XV в., когда Москва
становится центром русских земель,
наблюдается общий подъем русской
культуры, искусство горельефа, а затем
и барельефа получает дальнейшее
развитие. Великолепное творческое
мастерство резчиков, высокое развитие
сложного рельефа позволили русским
скульпторам решать сложные задачи,
поставленные в XVII в., который в общей
истории русской культуры является
переломным. Вместе с другими видами
изобразительного искусства скульптура
приобретает светский характер.
Сооружение новых зданий, разбивка
садов и парков дали мощный толчок
Презентация для 7 класса по ИЗО
Вплоть до XVII века в России
не было даже такого термина —
скульптура была запрещена для
установки в храмах, а о светской
скульптуре даже не было и речи.
Ситуация изменилась только
во времена правления Петра I.
Первого русский скульптор —
Федот Шубной, а после
поступления в Академию
художеств — Шубина, выходца
из среды поморских крестьян
Архангельской губернии,
который 19-летним подростком
прибыл в Петербург, чтобы
учиться в Академии художеств,
стал сначала Академиком,
а затем профессором. Шубин был
талантливейшим скульптором —
не идеализируя свою натуру,
трепетно сохраняя
индивидуальность черт,
передавая остроту характера
и тонкий психологизм, этот
Презентация для 7 класса по ИЗО
В Петровскую эпоху возникают и первые
проекты монументальных памятников.
На одной из центральных площадей
Петербурга предполагалось установить в
увековечение победы в Северной войне
Триумфальный столп по замыслу Б.-К.
Растрелли. Б.-К.
Растрелли (1675?-1744) явился собственно
первым мастером скульптуры в России.
Итальянец по происхождению, он переехал в
1716 году из Франции по приглашению Петра I
и нашел в России новую родину, так как лишь
в Петербурге получил широкие возможности
для творчества. Бартоломео-Карло Растрелли
исполнил многие произведения портретной,
декоративной и монументальной пластики.
Большой известностью пользуется его
бронзовый бюст Петра I (1723-1730, ил. 40), в
котором мастерски переданы не только
сходство, но и характер властного и
энергичного царя.
Б._К. Растрелли Бюст
Петра 1
1723-1730 г. Бронза
Презентация для 7 класса по ИЗО
Мастерство Растрелли-портретиста проявилось также в бюсте А.
Д. Меншикова, исполненном в 1716-1717 годах, в статуе Анны
Иоанновны с арапчонком (1741). Чувство монументальности и
прекрасное знание бронзы как материала отличают творчество
этого скульптора. В портрете Анны Иоанновны, медленно
шествующей в тяжелом расшитом драгоценными камнями
платье, Растрелли создал выразительный образ "престрашного
взора царицы", как ее называли современники.
Самое значительное произведение Растрелли - конный памятник
Петру I. В нем отразились впечатления скульптора от
монументов античности, Возрождения и XVII века. Петр
изображен триумфатором, торжественно восседающим на коне
в облачении римского императора.
Примечательна судьба этого памятника. Отлитый в 1745-1746
годах уже после смерти скульптора под руководством его сына,
архитектора Ф.-Б. Растрелли, он более полувека пролежал в
сарае всеми забытый. Только в 1800 году по приказу Павла I он
был установлен перед Инженерным замком в Петербурге,
органично войдя в архитектурный ансамбль.
Презентация для 7 класса по ИЗО
Александр
Меншиков.
Бюст работы
Растрелли
Презентация для 7 класса по ИЗО
«Анна Иоанновна с арапчонком» (1741).
Презентация для 7 класса по ИЗО
Б. К. Растрелли. Памятник Петру
I. 1716—1744 гг.
Презентация для 7 класса по ИЗО
Появляется круглая скульптура, новым
содержанием наполняется рельеф,
расцветает искусство скульптурного
портрета. Развитию портретного
искусства способствовало утвердившееся
в это время новое представление
о человеке как о созидателе и творце.
Бурное развитие русской скульптуры
в первой половине XVIII в. обусловило ее
расцвет во второй половине этого
столетия. В 1757 г. была основана
в Петербурге Академия художеств,
которая подготовила плеяду блестящих
мастеров. Среди ее выпускников были
такие замечательные скульпторы, как Ф.
И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос.
Презентация для 7 класса по ИЗО
Изображая, как правило, человека,
раскрывая его многогранную духовную
жизнь, скульптура как бы вписывается
в окружающую среду, посредством
постановки фигуры, позы, жеста, связывая
изображение с пейзажем и тем самым
передавая отношение человека к нему.
Ярким примером этого может служить
памятник К. Минину и Д. Пожарскому
в Москве работы И. П. Мартоса. Жестом
правой руки К. Минин не только призывает
князя Д. Пожарского на ратный подвиг, но и
одновременно указывает на Кремль,
олицетворяющий Русь, Отечество. Таким
образом, скульптор включает Кремль
в решение основной — патриотической —
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Наличие в садах мраморной скульптуры,
о чем упоминали руководства по
садоустройству, «определялось как
характером сельского дома, так и чином,
состоянием и богатством его хозяина».
Садовая скульптура в аллеях
регулярного сада располагалась
в определенном порядке, с учетом ее
сюжета, тематики, мифологической или
аллегорической символики. Чаще всего
это были многочисленные изображения
Аполлона, Геркулеса, Меркурия,
аллегории времен года и четырех
времен суток.
Позднее пейзажные парки пополнились
мраморной скульптурой историко-
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Заметки скульптора: процесс создания
скульптуры. Созданию скульптуры
любого вида и назначения предшествует
большая творческая работа. Свои
первые мысли по созданию будущего
произведения скульптор фиксирует
в рисунке. В поисках наиболее удачного
решения своего замысла он создает
целый ряд рисунков, различных по
композиции и по трактовке главного
образа, затем отбирает наиболее
удавшиеся и приступает к выполнению
эскиза в мягком материале — глине,
воске или пластилине. В эскизе
первоначальный замысел художника
воплощается в объемную форму.
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Эскиз служит основой для разработки
модели, которая может быть выполнена
сразу в намеченном размере. Если же
создается памятник, то сначала
выполняется маленькая модель, примерно
в 1/10 проектной величины, затем
исполняется модель в половину величины
и, наконец, в заданную величину. Причем
каждая модель видоизменяется под
творческой рукой скульптора и никогда не
увеличивается механически. Готовая
модель переводится в твердый
материал — гипс, бронзу, гранит и т. д.
Материал в создании художественного
скульптурного произведения играет
особую роль; дело не только в технике
Презентация для 7 класса по ИЗО
Наиболее долговечным и чаще всего
употребляемым материалом, особенно при
сооружении памятников, является бронза.
Благодаря вязкости и тягучести бронзы из нее
можно отлить фигуры в любом движении,
в любом повороте, создать сложные групповые
композиции. Кроме того, бронза способна
удержать большие тяжести на сравнительно
тонком и высоком основании, например всадника
на вздыбленном коне на двух точках опоры
(задние ноги коня). Такое композиционное
решение невозможно исполнить в мраморе,
граните или дереве. А мрамор благодаря белизне,
чистоте, разнообразию оттенков и плотной массе
придает скульптурам особое благородство и
красоту. Вместе с тем из-за своей хрупкости он
требует больше точек опоры, ограничивает
движение человеческой фигуры.
Презентация для 7 класса по ИЗО
Заметки историка: рассказы современников о воздействии
искусства скульптуры. Осенью 1836 г. А. С. Пушкин часто
посещал мастерские художников и скульпторов, выставки,
устраиваемые в Академии художеств. Поэт шел по залам,
радостно оглядывая работы молодых. И вдруг увидел, как
в скульптуре ожила старинная русская игра. Навстречу ему как бы
шагнул юноша, играющий в бабки. Пушкин остановился и
улыбнулся. «Слава Богу, — воскликнул он, — наконец и
скульптура в России появилась народная!» Алексей Николаевич
Оленин, президент Петербургской академии художеств и давний
друг Пушкина, представил ему автора — молодого скульптора
Николая Пименова. Поэт все всматривался в статую, потом достал
записную книжку и, быстро написав в ней карандашом, вырвал
лист с написанным стихотворением и отдал его смущенному
Юноша трижды шагнул,
скульптору. Пименов, волнуясь, прочел:
наклонился, рукой о колено
Бодро оперся, другой
поднял меткую кость.
Вот уж прицелился...
прочь! Раздайся, народ
любопытный, Враз
расступись, не мешай русской
удалой игре.
Презентация для 7 класса по ИЗО
«Изображая «Парня, играющего в
бабки»,— отмечает И. М. Шмидт,—
Н. С. Пименов стремился передать
прежде всего красоту и силу
русского человека. В фигуре
крестьянского парня, с увлечением
отдавшегося игре, чувствуется
действительно большая
внутренняя и физическая сила,
смелость и широта русской
натуры, отмеченные Пушкиным.
Презентация для 7 класса по ИЗО
Другое четверостишие поэт посвятил скульптуре
Александра Логановского «Мальчик, играющий в свайку».
Теперь в Русском музее обе статуи неразлучны как братья-
близнецы — их воспел Пушкин. Той же осенью поэт приехал
в мастерскую скульптора Бориса Ивановича Орловского и
увидел здесь модели статуй М. И. Кутузова и Б. Барклая-де-
Толли: статуи великих полководцев предназначались для
установки перед Казанским собором в Петербурге. Эти модели
сейчас хранятся в Русском музее. Радость, рожденная встречей
поэта с искусством, получила выражение в следующих строках:
Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:
Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе;
Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс-
громовержец,
Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир,
Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель
Кутузов.
Тут Аполлон — идеал, там Ниобея — печаль.
Весело мне...
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Гипс, камень, бронза оживали в воображении поэта и
волновали его пластикой движения, стремительностью линий.
«Всякий талант неизъясним, — писал Пушкин, — каким
образом ваятель в куске мрамора видит сокрытого
Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом
раздробляя оболочку? Почему мысль из головы поэта
выходит уже вооруженная четырьмя рифмами,
размеренная стройными, однообразными стопами?..» Эти
слова приоткрывают завесу над размышлениями поэта под
воздействием искусства.
Презентация для 7 класса по ИЗО
Опишите свое впечатление от скульптур, расскажите, что известно
о событиях, связанных с конкретными историческими лицами, чьи
портреты представлены в учебнике (с. 103—109), насколько понятен
замысел ваятеля ??
Отметьте, что многие мифологические сюжеты, которые сегодня
воспринимаются как отвлеченные, в прошлом, у современников
XIX в., ассоциировались с конкретными историческими событиями.
С этими аллегориями и мифологическими сюжетами можно было
в то время познакомиться благодаря переведенному на русский
язык античному произведению — «Метаморфозы» Овидия и изданию
времен Петра I «Символика и эмблематика».
Скульптура была непременным украшением дворянских
усадеб XVIII—XIX столетий, владельцы которых, заказывая и
приобретая скульптурные изображения, хорошо представляли
их назначение и роль в архитектурном, ландшафтном и
культурном пространстве своего поместья.
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Презентация для 7 класса по ИЗО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.