Александр
Егорович
Варламов -
композитор
замечательного
мелодического
дарования
Александр Егорович Варламов родился 27 ноября
1801 года в Москве в семье отставного поручика,
скромного титулярного советника
Егора Ивановича Варламова.
Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано –
в любви к пению, к игре на скрипке и гитаре.
В девять лет Александр
был определен в
Петербургскую
придворную певческую
капеллу «малолетним
певчим». Отличный голос
и яркие способности
мальчика заинтересовали
знаменитого русского
композитора Д.С. Бортнянского –
директора капеллы, и он стал
заниматься с маленьким
певцом отдельно.
Д.С. Бортнянский
За годы обучения в капелле Александр обнаружил
не только незаурядные певческие, но и педагогичес
кие способности и был отмечен в 1819 году
переводом из капеллы на службу в Брюссель, ко двору
великой княгини Анны Павловны, ставшей супругой
наследного принца Вильгельма Оранского. После
коронации Вильгельма на голландский престол
Варламов переезжает в Гаагу, где становится
регентом в русской посольской церкви. Перед
восемнадцатилетним юношей открывается мир
новых впечатлений: он проникается строгой красотой
голландской живописи и архитектуры, знакомится с
французской и итальянской оперой, выступает
публично как певец и гитарист.
О его выступлениях
писали в газетах.
Брюссель
Гаага
Овладев разговорным французским, Варламов беседует
с иностранными музыкантами о вокальном искусстве.
Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито
учился теории музыки».
В Гааге Александр Егорович встречает свою будущую
жену – Анну Пахомовну Шматкову,
дочь камердинера при дворе
Анны Павловны.
В 1823 году Варламов возвращается в Россию, в Петербург.
Он преподаёт в петербургской Театральной школе,
занимается с певчими Преображенского и Семёновского
полков. В конце 1828 года молодой музыкант
стал хлопотать о вторичном поступлении в
певческую капеллу, причем поднёс императору
Николаю I две Херувимских песни – первые
известные нам его сочинения.
Расцвет композиторского дарования Варламова
приходится на московский период. В 1832 году он получает
приглашение на должность помощника главного
капельмейстера московских театров (Большого и Малого),
затем становится «композитором музыки».
Александр Егорович быстро вошел в круг московской
художественной интеллигенции:
Большой театр Малый театр
Немалую роль в жизни
начинающего композитора
сыграли встречи с М. Глинкой –
они способствовали
формированию взглядов
молодого музыканта на развитие
русского искусства.
М. Глинка
Среди знакомых А.Е. Варламова
Актёр
М. Щепкин
Композитор
А. Гурилев
Композитор
Актёр
А. Верстовский
П. Мочалов
Существуют свидетельства, указывающие на то, что в
Москве А. Варламов встречался с Пушкиным. Большой
интерес к творчеству А. Варламова проявляют известные
пианисты того времени – авторы фортепианных
обработок его романсов Ф. Лангер, А. Дюбюк и
знаменитый Дж. Фильд. Бытуют истории об интересе
к творчеству Варламова самого Ф. Листа.
Ф. Лист
«Музыке нужна душа, – писал Александр
Варламов, – а у русского она есть,
доказательство – наши народные песни».
В эти годы композитор сочиняет
свои самые известные романсы,
прославившие его имя –
например, «Красный сарафан».
Варламову достаточно было
написать одно это произведение,
так же как Алябьеву –
«Соловья», чтобы
навечно остаться в
истории русской
музыкальной
культуры.
Романсом «Красный сарафан восторгались
А. Даргомыжский
А.С. Пушкин
П. Виардо
Ф. Лист
В эти годы он сочиняет «Ох, болит, да щемит», «Что это
за сердце», «Не шумите, ветры буйные», «Что отуманилась,
зоренька ясная» и другие, вошедшие в «Музыкальный альбом
на 1833 год» и прославившие имя композитора. Работая в
театре, Варламов пишет музыку к драматическим постановкам
(«Двумужница» и «Рославлев» Шаховского — вторая по
роману М. Загоскина; «Князь Серебряный» по повести
«Наезды» БестужеваМарлинского; «Эсмеральда» по роману
«Собор парижской богоматери» Гюго, «Гамлет» Шекспира).
Постановка шекспировской трагедии была выдающимся
событием. О переводе Полевого, игре Мочалова
в роли Гамлета, о песне безумной Офелии
восторженно писал В. Белинский,
посетивший этот спектакль 7 раз...
Работая в театре, Варламов пишет музыку к драматическим
постановкам («Двумужница» и «Рославлев» Шаховского; «Князь
Серебряный» по повести «Наезды» БестужеваМарлинского;
«Эсмеральда» по роману «Собор Парижской Богоматери» Гюго,
«Гамлет» Шекспира). Постановка «Гамлета» стала выдающимся
событием культурной жизни Москвы. О переводе Полевого,
игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно
писал В. Белинский, посетивший этот спектакль семь раз...
В Москве Александр Варламов прожил до 1845 г. Здесь наиболее полно
раскрылось его дарование – как сочинительское, так и исполнительское.
Он часто выступал в концертах и всегда был желанным участником
музыкальнолитературных вечеров. Варламов обладал небольшим,
но очень красивым по тембру тенором. Пение его
отличалось редкой музыкальностью
и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал...
свои романсы», – писал один из его друзей.
Широко известен он был и как
вокальный педагог. Его «Полная
школа пения» (1840) – первая в
России работа в этой области –
и сейчас не утратила своего
значения.
Незадолго до смерти Варламов начал издавать
музыкальный журнал «Русский певец», содержанием
которого являлись обработки для голоса с фортепиано
скоротечной чахотки.
русских и украинских народных песен.
Скончался А. Варламов 27 октября 1848 года от
Александр Егорович Варламов – композитор с изменчивой творческой
судьбой: с одной стороны, признанный при жизни блистательным мастером
романса (как композитор, так и исполнитель), с другой – вскоре после
кончины преданный хуле, обвинениям в безвкусице и банальности
(в обиходе появилось даже обидное словцо «варламовщина»).
Но время расставляет всё на свои места.
И сегодня романсы А. Варламова продолжают звучать,
пленяя нас выразительностью мелодий и искренностью
переданного в них чувства.
Спасибо
за
внимание!
Автор презентации: Рябых Иван,
студент группы 31 МИ