Презентация для воспитателей «Использование художественного слова в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.Презентация для воспитателей «Использование художественного слова в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11» г. Пласта
Проект
«Использование художественного слова
в воспитании детей
младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Дёгтева Татьяна
Ивановна
2017г., г. Пласт
Вид проекта: творческоигровой, краткосрочный.
способности,
окружающий мир, формировать
Актуальность проекта: Важнейшей составной частью
образовательной среды являются игра и игрушка.
Игрушки для ребенка та «среда», которая позволяет
исследовать
и
реализовывать творческие
выражать
чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.
Подбор игрушек дело серьезное и ответственное. От
успешного решения этой проблемы зависят настроение
ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые
расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что
игрушки не используются, не подозревая, что он просто не
умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для
ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с
ними играть.
Цель:
формирование у детей социально нравственных качеств
через организацию разных видов деятельности: игровой,
познавательной, продуктивной;
овладение детьми игровыми действиями, отражающие
известные им жизненные ситуации;
накапливание и обогащение эмоционального опыта,
развитие речи, обогащение словаря;
развитие наглядно действенного мышления,
стимулирование поиска новых способов решения
практических задач при помощи различных предметов
(игрушек, предметов быта) .
Задачи:
Раскрыть сущность и особенности предметно
отобразительной игры детей младшего дошкольного
возраста”:
учить внимательно рассматривать игрушки, обогащать
словарный запас, развивать навыки фразовой и связной
речи, побуждать к высказываниям;
восприятие детей,
связи
восприятия со словом и дальнейшим действием; учить
детей использовать слова названия для более глубокого
восприятия различных качеств предмета;
развивать
способствовать
совершенствовать уровень накопленных практических
навыков: побуждать детей к использованию различных
способов для достижения цели, стимулировать к
дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям»;
речевые
способности,
Задачи:
продолжать развивать игровые, познавательные,
учитывая
сенсорные,
индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
прививать умение играть дружно, вместе, слажено;
формировать у детей эмоциональноэстетическое и бережное
отношение к игрушкам;
воспитывать желание беречь игрушку и заботиться о ней.
Предполагаемый результат:
усвоение понятия «игра», «игрушка», «художественное
слово»; понимание игровых зон в группе;
проявление интереса к экспериментированию с
различными игрушками;
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
помощь в формировании правильного отношения
родителей к развитию своего ребенка.
овладение знаниями о свойствах, качествах и
функциональном назначении игрушек;
бережное отношение к игрушкам;
активизируется речевая активность детей в различных
видах деятельности;
Реализация проекта: I этап подготовительный.
Изучение и подбор материала;
Разработка структуры проекта;
Составление тематического планирования
мероприятий;
Подбор дидактических игр.
Реализация проекта: II этап основной.
Беседы на темы «Что такое игра?», «Зачем нужны
игрушки? », «Моя любимая игрушка», «Такие разные
игрушки», «Магазин игрушек», «Из чего сделаны игрушки?»
Использование художественного слова в режимных
моментах, на прогулках.
Чтение и обыгрывание стихотворений для младших
дошкольников.
Проведение сюжетно – ролевых игр «Укладываем куклу Галю
спать», «Мамина помощница», «Семья» и др.
Проведение д / игр: «Узнай на ощупь», «Один много»,
«Найди по описанию», «Что изменилось?», «Найди игрушку
такого же цвета», «Чудесный мешочек», «Угадай, что
звучит».
Художественная литература сопровождает человека с первых лет
его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и
природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Известный российский ученый Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и
прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный,
обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека
интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но
и понимание понимание жизни, всех ее сложностей, служит
проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает
перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на
чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать
желание стать лучше, сделать чтото хорошее, помогает осознать
человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Игра – один из тех видов деятельности, которые
используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучения их различным действиям, способам и средствам
общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики,
от которых зависит, насколько впоследствии он будет
преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с
другими людьми; в игре же происходят существенные
преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся
фундаментом развития личности.
Источником накопления чувственного опыта в младшем
дошкольном возрасте является игрушка, так как именно на
игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства.
Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно
было организовать игру.
; технические
это не просто
Игрушка —
забава. Дарить игрушки было
распространенным обычаем подарок приносит ребенку здоровье и
благополучие.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике
назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель,
посуда)
(транспортные, конструкторы, технические
агрегаты) ; игрушки «орудия труда» (совочек, молоток, отвертка, щетка
для подметания, игрушечки грабли с лопаткой одним словом, игрушки,
имитирующие простейшие средства труда взрослых) ; игрушки —
забавы; театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех
возрастов. Крупногабаритные игрушки, с которыми ребенок играет не на
столе, не на ковре или диване, а на просторной площадке двора или в
большом зале для игр (самокаты, детские педальные автомобили,
трактора, большие легко трансформирующиеся конструкции для
строительства во дворе способствуют борьбе с гиподинамией, учат
ребенка движениям и ориентировке в пространстве.
В ежедневной работе с детьми младшего дошкольного возраста режимных
моментах, в беседах, в играх и при одевании детей на прогулку можно
использовать героев из сказки или рассказа.
Создание эмоционально благоприятной среды, поддерживающей ребенка во
время приема пищи, сопровождается такими словами: «Все собрались на
обед – и чего тут только нет».
Во время подготовки детей ко сну можно обыграть стихотворение: «А куда
поедем днем перед сном?»
После дневного сна помощник воспитателя может провести элементы
бодрящей гимнастики с внесением атрибутов.
Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и
быстрой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие то смешные
стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей
необычностью веселят детей.
Докучные сказочки у которых нет конца и которые можно обыгрывать
множество раз.
Детский фольклор также можно использовать в играх с детьми, так как
игра является основным видом деятельности детей. Игры дают
возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.
Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает
их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению
здоровья и лучшему духовному развитию.
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну,
привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность.
Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или
дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки
играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в
такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие
способности.
Использование художественного слова в режимных моментах.
Художественное слово и этикет.
Использование художественного слова при одевании на прогулку.
Рассматривание иллюстраций с
изображением игрушек,
рассматривание иллюстраций книг.
Рассматривание
иллюстраций книг.
Художественное творчество (рисование)
«В гостях у сказки » «Колобок»
Художественное творчество (рисование)
«В гостях у сказки » «Колобок»
Сюжетно – ролевая игра «Укладываем куклу Галю спать» с использованием художественного слова.
Сюжетно – ролевая игра «Мамина помощница» с использованием
художественного слова.
Мама очень устает.
Дома дел невпроворот.
Я одна у мамы дочь,
Постараюсь ей помочь.
Уберу свои игрушки:
Куклу, мишку и хлопушки,
Подмету в столовой пол,
Помогу накрыть на стол.
А приляжет на диван,
Я подушку ей подам.
Плед на ноги положу,
Тихо рядом посижу.
В кухне вымою посуду,
А шуметь совсем не буду.
Очень, очень я люблю
Маму милую мою!
Художественное слово и любимые игры и игрушки.
Художественное слово и любимые игры и
игрушки.
Консультации для родителей
« Роль книги в развитии ребенка», «Игрушки в жизни
ребёнка».
доказывает
необходимость
в
и
непосредственно
Ежедневная работа с детьми младшего дошкольного
возраста
и широкую
возможность использования художественного слова,
включения его как в повседневные бытовые ситуации,
так
организованную
образовательную деятельность.
Оно несёт большое
воспитательное
значение, помогает малышам ярче
познавать окружающий мир, а подход к использованию
художественного слова позволяет внести элементы
новизны и разнообразия, сделать любой режимный
момент или игровую деятельность интереснее и
динамичнее.