Презентация "Древний мир" подготовлена для обучающихся 4 класса. В ней подробно разбирается, какие племена жили на нашей земле и почему они так назывались. Ребята узнают, что первые князья Рюриковичи правили на славянской земле семьсот лет. Презентация в иллюстрациях представляет "Песнь о Вещем Олеге".
ОТВЕТЬ НА
ВОПРОСЫ:
* По каким историческим
источникам мы можем узнать о
том, как жили наши предки?
(летописи, берестяные грамоты, археологические раскопки,
исторические памятники)
* Что помогало нашим
предкам защищаться от
врагов?
(дома старались устраивать на высоком берегу реки; селенья
огораживались, укреплялись стеной или валом, получались
городакрепости, племена объединялись)
* Какие племена жили на
нашей земле?
Восточно-славянские племена
словени
кривич
и
радимичи
поляне
дреговичи
и другие
15 племён
* Как произошли названия
славянских племен?
* Почему славянские племена
селились по берегам рек,
болот и озер, в лесах?
Хозяйство славян: земледелие,
скотоводство, охота, рыболовство,
бортничество, кузнечное и литейное
производство.
Общая оборонительная линия «Змиевы
валы»
Религия поклонение силам
природы
культ предков
Язычество (от церковнославянского языцы – народы, иноземцы)
– обозначение нехристианских политеистических (политеизм –
многобожие) религий
Поклонени
е явлениям
природы
Культ предков
Земледельческие
культы
Языческие боги
(новгородские словене, кривичи, финские племена)
* Какие племена
объединились первыми?
* В каком году племена
объединились?(в 862году)
* Какой город стал первой
столицей Древней Руси?
(Новгород)
* Кто был первым правителем
Древней Руси? (Рюрик)
Жили на берегу Балтийского моря князья Рюриковичи из
племени россов. Слышали славяне, что никаких ссор и воин у
них между собой не было. И тогда мудрые люди из
славянских племен решили: «Не можем мы управлять сами
всеми племенами. Нужен нам князь, чтобы судил всех по
праву». И отправили послов к князю Рюрику и его братьям.
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите
и правьте нами».
И отправили послов к князю Рюрику и его братьям. «Земля
наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и правьте
нами».
* Сколько лет правил на
славянской земле князь
(17 лет)
Рюрик?
* Сколько лет правили на
славянской земле
(700 лет)
Рюриковичи?
ВАРЯ
ГИ
ПЕЧЕН
ЕГИ
ХАЗА
РЫ
ВАРЯ
ГИ
Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь
Согласно «Повести временных лет» призван на княжение в 862 г.
Ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель
Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях
Перед смертью передал власть своему родственнику
(или старшему дружиннику) - Олегу
Князь – вождь племени,
правитель государства или
государственного образования
Возможная этимология
От болгарск. кнез –
старейшина
От финск. kuningas –
король
смерти Рюрика?
* Кому перешла власть после
В древнерусских летописях говорится, что,
умирая, первый правитель Руси Рюрик
передал власть родственнику своему Олегу,
так как сыну Рюрика, Игорю, было всего 2
года.
Сей опекун Игорев скоро прославился
своей отважностью, победами,
благоразумием и любовью подданных.
Он успешно правил 33 года.
За это время он покняжил в Новгороде,
занял Любеч и Смоленск, сделал Киев
столицей своего государства, покорил и
обложил данью ряд восточнославянских
племен, совершил удачный поход на
Византию и заключил с ней выгодные
торговые договоры.
Первый реальный правитель Древней
Руси,
объединивший земли славянских племен
вдоль пути «из варяг в греки»
В 882 г. захватил Киев и сделал его
столицей Древнерусского государства,
убив княживших там ранее Аскольда и
Дира
Подчинил себе племена древлян, северян,
радимичей
Упрочнил внешнеполитическое положение.
В 907 г. совершил успешный военный поход
на Константинополь, итогом которого стали
выгодные для Руси два мирных договора (907 и
911 гг.)
В 907г. киевский князь Олег привел
(морем и берегом) к столице Византии
многочисленное войско, в состав
которого, кроме киевской дружины,
вошли отряды воинов из зависимых от
Киева славянских союзов племенных
положение.
княжеств и наемники - варяги. В
результате похода были опустошены
окрестности Константинополя и в 911 г.
заключен выгодный для Руси мирный
договор. Согласно договору, русские,
приезжающие в Византию с торговыми
целями, имели привилегированное
До появления на берегах Днепра Вещего
Олега и его военной дружины
"неразумные хазары" абсолютно
безнаказанно собирали дань со всех
соседних славянских племен. Несколько
веков сосали они русскую кровь, а под
конец попытались даже насильно
навязать совершенно чуждую русскому
народу идеологию, религию
исповедуемую хазарами - иудаизм.
ПОХОД ОЛЕГА НА
ПОХОД ОЛЕГА НА
(КОНСТАНТИНОПОЛ
(КОНСТАНТИНОПОЛ
ЦАРЬГРАД
ЦАРЬГРАД
Ь)Ь)
«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков . . . на
конях и в кораблях; и было кораблей числом две
тысячи. И пришел к Царьграду; греки же
замкнули Суд, а город затворили. И
вышел Олег на берег, и начал воевать, и много
убийств сотворил в окрестностях города грекам,
и разбили множество палат, и церкви пожгли. А
тех, кого захватили в плен, одних иссекли,
других замучили, иных же застреляли, а
некоторых побросали в море, и много
другого зла сделали русские грекам, как обычно
делают враги». («Повесть временных лет»).
«Повесть временных лет» так рассказывает историю
о смерти Олега. Как-то Олег встретил волхвов и
кудесников и спросил, как он умрет. Один из волхвов
ответил, что причиной смерти будет любимый конь
князя. Слова эти «запали в душу Олегу», и приказал
он увести своего любимого коня, холить его и
лелеять, но никогда не подводить к нему. Приказание
его было выполнено. Через несколько лет Олег
вспомнил о предсказании, «призвал старейшину
конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я
кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег
посмеялся над кудесником, который сказал неправду.
И пожелал увидеть останки коня. «И приехал <Олег>
на то место, где лежали <коня> голые кости и череп
голый, . . . посмеялся и сказал: «От этого ли черепа
смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и
выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от
этого разболелся он и умер».
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседейврагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отрокидруги, возьмите коня
Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный
князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме
сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Агафонов С.В. История России в таблицах. – М.: Астрель, -
2007.
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История Отечества: С
древнейших времен до наших дней. – М.: Академия, 1999.
Знаменская Р.А. История России в таблицах и схемах. –
М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1997.
Казиев С. Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и
схемах.- М.: Лист, 2002.
Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и
таблицах. – М.: Эксмо, 2005.
Степанищев А. Т. История России: IX-XX вв.: Схемы. – М.:
Владос, 2001.
7. Обучающий CD-диск «Энциклопедия истории России».-
«Коминфо», zakaz@nd.ru