В концепции профильного обучения согласно приказу Минобразования России от 18.07.2002 г. среди целей перехода к профильному обучению обозначено:
создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ,
создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования
формирование у школьников целостного представления о математике в многообразии её межпредметных связей, позволяющее привести в систему ранее полученные знания о способах решения логических задач, увидеть широкие возможности применения математики в различных отраслях знаний и наоборот, увидеть уникальность, высокую абстрактность, и, вместе с тем, широту применения математических объектов.
С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности:
способствовать формированию у школьников сферы научных, технических, профессиональных интересов, их самоопределение в выборе профиля;
показать возможности применения логики для анализа текстов литературных произведений, решения текстовых задач различных отраслей науки, практической направленности;
познакомить учащихся с основными понятиями и элементами курса алгебры логики: высказываниями, формулами и их видами, действиями над высказываниями, формулами и правилами алгебры логики, их свойствами и методами доказательства (таблицы истинности и применение свойств);
развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции, принимать продуманное, взвешенное решение, правильно говорить о действиях своего и чужого мышления, находить ошибки в рассуждения оппонентов.
применять знания в нестандартных ситуациях (создание на занятиях игровых ситуаций).
введение нового материала в форме дискуссии на основе эвристического метода обучения, что возможно благодаря уже имеющимся у учащихся знаний по математике, литературе и другим школьным предметам, активизации и развитию интеллектуальных умений учащихся;
введение нового материала модуля по алгебре логики в форме лекций, что позволит учащимся гораздо быстрее применить законы логики , записанные в общем виде при решении частных задач;
Виды и формы деятельности:
Виды и формы деятельности:
уроки "общения", на которых еще раз разбираются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. На таких занятиях каждый ученик побывает в роли учителя и ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте;
решение заданий для самостоятельной работы в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;
самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую и творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество. "Интуиция гения более надежна, чем дедуктивное доказательство посредственности" (Клайн).
Поурочное планирование
Тема занятия | Виды деятельности учащихся |
Элементы множества. Способы задания множеств | - анализ и обобщение знаний методом «мозгового штурма» |
Операции над множествами | - участие в эвристической беседе с учителем |
Круги Эйлера | -работа в парах |
Графы. Решение задач с помощью графов | -поисковая работа в группах |
Олимпиада «Теория множеств в решении задач» | -участие в конкурсе «Лучшая задача» |
I модуль
Тема занятия | Виды деятельности учащихся |
Высказывания. Высказывательные формы | Поисковая работа с текстом по заданным вопросам |
Логические операции | -участие в эвристической беседе |
Законы и правила логики высказываний | -редактирование текста, используя законы логики высказываний |
Составление таблиц истинности | -исследовательская работа по составлению таблиц истинности |
Решение логических задач методами алгебры высказываний | -участие в деловой игре «Детективное агенство» |
Способы решения логических задач | -исследовательская работа учащихся по нахождению рациональных способов решения задач |
Защита проекта «Логика в решении задач» | -обсуждение темы проекта |
II модуль
I модуль
Деятельностная проба учащегося(на основе заданных инструкций)
Конкурс « Теория множеств в задачах»
Цель данного конкурса:
не только научить ребят решать конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.
Описание инструкций в занятие № 9
Результат работы каждого учащегося: создание учебного пособия , в котором будут собраны все задачи ,которые были найдены , прорешены учеником под контролем учителя, дополнены задачами ,которые понравились ученику и были предложены другими учащимися.
II модуль
Деятельностная проба (на основе индивидуальных проектов)
Проект «Всемогущая логика»
Цель проекта :
подобрать задачи , содержание которых будет связано с юриспруденцией, экономикой, спортом, информатикой.
Результат:
каждым учащимся был создан учебный комплекс, в который вошли лекции учителя по темам модуля 2 и подобранные задания с решениями по цели проекта.
Методические рекомендации к созданию элективного курса «Основы логики»
Четко ответив на вопросы, вам станет понятно как лучше создать элективный курс
чем будет полезен ученику данный курс
(для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе, для оценки потенциала ученика с точки зрения образовательной перспективы)
Методические рекомендации к созданию элективного курса «Основы логики»
на каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу реализовать задачи предпрофильной подготовки
(использовать интересный по содержанию материал, в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные , проектные формы, деловые игры)
Методические рекомендации к созданию элективного курса «Основы логики»
четко представлять, чем содержание курса будет отличаться от базового курса
какими учебными материалами будет обеспечен данный курс
какова доля самостоятельности ученика в данном курсе
(доля самостоятельной работы учащихся в изучении курса должна быть максимальной, это придает интерес , стимул в работе)
Методические рекомендации к созданию элективного курса «Основы логики»
какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи ученика в изучении данного курса
каким образом в процессе курса будет фиксироваться динамика интереса к курсу, будущему профилю
чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.