Презентация. Элективный курс "Основы логики" ( 9 класс)

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 02.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Курс рассчитан на обучающихся 9 классов. Разработана программа на курс обучения. Методические комментарии и разработки помогут в работе каждого учителя. Предложены рекомендации по тому, как курс сделать наиболее интресным и какие для этого формы работы применить. Курс рассчитан на обучающихся заинтересованных математикой.
Иконка файла материала Презентация_работа.ppt

Элективный курс «Основы логики»
для учащихся 9 классов

В концепции профильного обучения согласно приказу Минобразования России от 18.07.2002 г. среди целей перехода к профильному обучению обозначено:

создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ,
создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования

Цели элективного курса
“Основы логики»



самоопределение своих интересов в сферах науки, подготовка к осознанному выбору профиля посредствам изучения курса основ математической логики.

С позиции актуальности для самих учащихся:


формирование у школьников целостного представления о математике в многообразии её межпредметных связей, позволяющее привести в систему ранее полученные знания о способах решения логических задач, увидеть широкие возможности применения математики в различных отраслях знаний и наоборот, увидеть уникальность, высокую абстрактность, и, вместе с тем, широту применения математических объектов.

С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности:

формирование логической культуры школьника

С позиции изучения элективного курса «Основы логики»

Задачи курса

способствовать формированию у школьников сферы научных, технических, профессиональных интересов, их самоопределение в выборе профиля;
показать возможности применения логики для анализа текстов литературных произведений, решения текстовых задач различных отраслей науки, практической направленности;
познакомить учащихся с основными понятиями и элементами курса алгебры логики: высказываниями, формулами и их видами, действиями над высказываниями, формулами и правилами алгебры логики, их свойствами и методами доказательства (таблицы истинности и применение свойств);

развивать умение школьников правильно и быстро совершать стандартные логические операции, принимать продуманное, взвешенное решение, правильно говорить о действиях своего и чужого мышления, находить ошибки в рассуждения оппонентов.
применять знания в нестандартных ситуациях (создание на занятиях игровых ситуаций).

введение нового материала в форме дискуссии на основе эвристического метода обучения, что возможно благодаря уже имеющимся у учащихся знаний по математике, литературе и другим школьным предметам, активизации и развитию интеллектуальных умений учащихся;
введение нового материала модуля по алгебре логики в форме лекций, что позволит учащимся гораздо быстрее применить законы логики , записанные в общем виде при решении частных задач;

Виды и формы деятельности:

Виды и формы деятельности:

уроки "общения", на которых еще раз разбираются важные, часто применяемые свойства, изученные на предыдущих занятиях. На таких занятиях каждый ученик побывает в роли учителя и ученика и оценит свой ответ и ответ соседа по парте;
решение заданий для самостоятельной работы в форме индивидуальной, групповой работы с последующим обсуждением;
самостоятельное выполнение отдельных заданий, включение учащихся в поисковую и творческую деятельность, предоставляя возможность осмыслить свойства и их доказательства, что даёт возможность развивать интуицию, без которой немыслимо творчество. "Интуиция гения более надежна, чем дедуктивное доказательство посредственности" (Клайн).

Поурочное планирование

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Элементы множества. Способы задания множеств

- анализ и обобщение знаний методом «мозгового штурма»
- работа с текстом лекции по вопросам темы

Операции над множествами

- участие в эвристической беседе с учителем
- работа по группам
- самостоятельная работа

Круги Эйлера

-работа в парах
-самостоятельная работа
самостоятельная работа в форме теста—
анализ работы в форме синквейна

Графы. Решение задач с помощью графов

-поисковая работа в группах
-самостоятельная работа

Олимпиада «Теория множеств в решении задач»

-участие в конкурсе «Лучшая задача»
-участие в олимпиаде

I модуль

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Высказывания. Высказывательные формы

Поисковая работа с текстом по заданным вопросам
Самостоятельная работа

Логические операции

-участие в эвристической беседе
-практическая работа на закрепление логических операций

Законы и правила логики высказываний

-редактирование текста, используя законы логики высказываний
-участие в экономической игре по теме занятия

Составление таблиц истинности

-исследовательская работа по составлению таблиц истинности

Решение логических задач методами алгебры высказываний

-участие в деловой игре «Детективное агенство»

Способы решения логических задач

-исследовательская работа учащихся по нахождению рациональных способов решения задач

Защита проекта «Логика в решении задач»

-обсуждение темы проекта
-определение цели и задач проекта
-определение плана действий
-выполнение действий
-анализ информации, оформление проекта
Защита проекта (участие в анализе работы ,оценка работы).
-оценка работы над проектом.

II модуль

I модуль

Деятельностная проба учащегося (на основе заданных инструкций)

Конкурс « Теория множеств в задачах»
Цель данного конкурса:
не только научить ребят решать конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.
Описание инструкций в занятие № 9
Результат работы каждого учащегося: создание учебного пособия , в котором будут собраны все задачи ,которые были найдены , прорешены учеником под контролем учителя, дополнены задачами ,которые понравились ученику и были предложены другими учащимися.

II модуль

Деятельностная проба (на основе индивидуальных проектов)

Проект «Всемогущая логика»
Цель проекта :
подобрать задачи , содержание которых будет связано с юриспруденцией, экономикой, спортом, информатикой.
Результат:
каждым учащимся был создан учебный комплекс, в который вошли лекции учителя по темам модуля 2 и подобранные задания с решениями по цели проекта.

- модульность

Принципы построения элективного курса

Модульность
Практическая направленность
Дифференцированный подход к обучению
Использование новых технологий

Методические рекомендации к созданию элективного курса «Основы логики»

Четко ответив на вопросы, вам станет понятно как лучше создать элективный курс
чем будет полезен ученику данный курс
(для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе, для оценки потенциала ученика с точки зрения образовательной перспективы)

Методические рекомендации к созданию элективного курса «Основы логики»

на каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу реализовать задачи предпрофильной подготовки
(использовать интересный по содержанию материал, в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные , проектные формы, деловые игры)

Методические рекомендации к созданию элективного курса «Основы логики»

четко представлять, чем содержание курса будет отличаться от базового курса
какими учебными материалами будет обеспечен данный курс
какова доля самостоятельности ученика в данном курсе
(доля самостоятельной работы учащихся в изучении курса должна быть максимальной, это придает интерес , стимул в работе)

Методические рекомендации к созданию элективного курса «Основы логики»

какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи ученика в изучении данного курса
каким образом в процессе курса будет фиксироваться динамика интереса к курсу, будущему профилю
чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности