ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. ФГОС написан для всех участников образовательного процесса (педагогов, воспитанников, их родителей (законных представителей), социальных партнеров, общественности). ФГОС ДО рекомендует планировать образовательную работу, охватывая следующие образовательные области: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие
Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного
образования
Елена Петровна Горбачева
Ст.воспитатель
МБОУ «Подужемская СОШ»
Утвержден
приказом
Министерства
образования и
1155
науки
Российской
Федерации
от 17 октября
2013 г. №
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
совокупность
обязательных требований к
дошкольному
образованию.
ФГОС написан для всех
участников образовательного
процесса (педагогов,
воспитанников, их родителей
(законных представителей),
социальных партнеров,
общественности)
Стандарт разработан на основе :
Конвенции ООН о правах ребёнка
Конституции РФ
Законодательства РФ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.8. Стандарт включает
в себя требования к:
структуре Программы
и ее объему;
условиям реализации
Программы;
результатам освоения
Программы.
я к
Требовани
структуре
Программ
ы и её
объёму
ия к
Требован
условиям
реализац
Программ
ии
ы
ия к
ам
Требован
результат
освоения
Программ
ы
ФГОС
ДО
Требования к структуре Программы и её объёмуТребования к условиям реализации ПрограммыТребования к результатам освоения ПрограммыФГОС ДО
Социально-
коммуникатив
ное развитие
Речевое
развитие
ФГОС ДО рекомендует
планировать
образовательную работу,
охватывая следующие
образовательные области:
Художественн
о-
эстетическое
развитие
Познавательн
ое развитие
Физическое
развитие
Что является отличительной особенностью
ФГОС ДО?
• Стандарт ДО не допускает переноса учебнодисциплинарной
модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный
подход к ребенку через игру, где происходит сохранение
самоценности дошкольного детства и сохраняется сама
видами детской
природа дошкольника. Ведущими
деятельности
игровая,
коммуникативная,
двигательная,
познавательноисследовательская,
продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду
детской деятельности соответствуют определенные формы
работы с детьми.
станут:
• Изменяется и способ организации детских видов деятельности:
не руководство взрослого, а совместная (партнерская)
деятельность взрослого и ребенка – это наиболее
естественный и эффективный контекст развития в
дошкольном детстве.
Каково участие родителей? (взаимодействие)
Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «Родители обязаны
обеспечить получение детьми общего образования. Родители
обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка».
Родители должны участвовать в реализации программы, в
создании условий для полноценного и своевременного развития
ребенка в дошкольном возрасте.
Родители должны быть активными участниками
образовательного процесса, участниками всех проектов,
независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не
просто сторонними
наблюдателями.
Любой стандарт предполагает какой то результат,
то есть если вводится стандарт, то предполагается,
что этот стандарт чтото изменит
в системе воспитания и мы получим тот или иной
планируемый результат.
Так вот таким результатом, подчеркивают
разработчики, должна стать социализация детей.
Не образовательный результат, а
именно формирование у
ребенка жизненно важных
базовых ценностей культуры
мира.
В стандарте четко определено, что развитие ребенка не
является объектом измерения и оценки.
Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того
вектора развития, которым идет ребенок, а не какогото
конечного результата, которого необходимо добиться.
Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о
личностных результатах.
В этой связи допускается мониторинг динамики развития
ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а
для выявления тех способов, с помощью которых
педагог может дать ребенку развиться, открыть какие
то способности, преодолеть проблемы.
В отличие от других стандартов, ФГОС
дошкольного образования не является
основой оценки соответствия
установленным требованиям
образовательной деятельности и
подготовки детей. Освоение дошкольных
образовательных программ не
сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации
обучающихся.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
IV. Требования к результатам освоения основной
образовательной программы дошкольного образования
• 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования,
социально
нормативные
возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования.
которые представляют
возрастные
собой
характеристики
• 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются
основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей.
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к
школе?
Разработчики стандарта красной нитью проводят
утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов
к школе, а школа должна быть готова к ребенку».
•
Они указывают на то, что все родители должны знать о том,
что для успешной адаптации к школьной жизни ребенку
нужны психологическая стабильность, высокая
самооценка, вера в свои силы и социальные способности,
это все гораздо важнее, чем умение читать и считать.
• Все эти психологические характеристики лежат в основе
высокой мотивации детей к обучению в школе.
Именно поэтому они обозначены в стандарте
как целевые ориентиры для всех участников
образовательных отношений.
• Целевые ориентиры представляют собой социально
нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения дошкольного
образования.
• Целевые ориентиры выступают основаниями для
преемственности дошкольного и начального школьного
образования.
• Они предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок учебной деятельности на этапе
завершения ими дошкольного образования.
Соотношение результатов
ФГОС НОО
предметные
ФГОС ДО
образования детей
Направления развития и
Овладевший
необходимыми
умениями и
навыками
ФГОС НОО
метапредметные
ФГОС ДО
Целевые ориентиры
Ребенок проявляет любознательность, задает
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинноследственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей, склонный
наблюдать, экспериментировать.
познавательные
УУД
Обладает начальными знаниями о себе,
природном и социальном мире, в котором он
живет.
Знаком с произведениями детской литературы,
обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории
и т.д.
Ребенок способен договариваться.
Учитывать интересы и чувства
других, адекватно проявлять чувства,
в том числе чувство веры в себя,
старается адекватно разрешать
конфликты.
коммуникативные
УУД
Ребенок достаточно хорошо
владеет устной речью, может
выражать свои мысли и
желания.
регулятивные
УУД
Ребенок может
контролировать свои
движения и управлять ими.
Умеет подчиняться
правилам и социальным
нормам.
Способен к волевым усилиям.
Может следовать социальным
нормам поведения и правилам
в разных видах деятельности.
Во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила
безопасного поведения.
ФГОС ДО
У ребенка развита крупная
и мелкая моторика, он
подвижен, вынослив.
Владеет основными
движениями.
Обладает развитым
воображением,
которое реализуется в
разных видах
деятельности и,
прежде всего, в игре.
ФГОС НОО
личностные
Способен к принятию
собственных решений,
опираясь на свои знания
и умения.
Имеет первичные
представления о себе,
семье, обществе,
государстве, мире и
природе
Сравнение ФГОС НОО и ФГОС ДО показывает наличие
предпосылок для реализации преемственности
дошкольного и школьного образования.
Есть необходимость на данном переходном этапе:
конкретизировать целевые ориентиры в «Портрет
выпускника ДОУ»
сохранить накопленный опыт работы по
преемственности ДОУ и школы
для того чтобы:
• уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы,
которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и
работали над ними;
начальная школа имела достаточно информации о
ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.
•
Социальный портрет выпускника ДОУ
Настойчивы
й
Социализированны
й
Аккуратный
Дружелюбн
ый
Внимательны
й
Здоровы
й
Физически
развитый
Коммуникативны
й
Толерантный
Волевой
Самостоятельны
й
Активны
й
Инициативн
ый
Жизнерадостн
ый
Правдивы
й
Совестлив
ый
Сообразительн
ый
Любознательны
й
Креативны
й
Книголюб
Осведомленны
й