Презентация Франц Шуберт. Баллада «Лесной царь»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 29.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Особое место в песенном жанре занимает баллада. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В них нашли отражение народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, заповедном мире духов, фантастические, мистические обряды. Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. На рубеже XXVIII – XIX вв. этот старинный жанр был, как бы открыт заново в творчестве писателей и композиторов-романтиков.
Иконка файла материала ZwNhRSKybgc33Nqv-M0jwQ.pptx
ФРАНЦ ШУБЕРТ Лесной царь баллада
ОБЗОР БИОГРАФИИ Ф.ШУБЕРТА 1. Кто такой Ф.Шуберт? 2. Когда и где родился Ф.Шуберт? 3. Сколько лет было Ф.Шуберту, когда он начал сочинять музыку? 8. Представителем какого музыкального направления был Ф.Шуберт? 9. Когда к Ф.Шуберту пришел настоящий успех? 10. Какое творческое наследие оставил Ф.Шуберт? 11. Сколько лет прожил Ф.Шуберт? 4. Сколько песен написал Ф.Шуберт? 5. Как называются два вокальных цикла Ф.Шуберта? 6. Какой певец начал пропагандировать творчество 7. Как назывались музыкальные встречи Ф.Шуберта Ф.Шуберта? с друзьями?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ Баллада – сольное вокальное произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса.
ИОГАНН ГЕТЕ
ВОСПОМИНАНИЯ ДРУЗЕЙ «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшем по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге…» В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом.
ВАСИЛИЙ ЖУКОВСКИЙ
Кто скачет, кто мчится под хладною  мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка  приник; Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко  прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне  сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной  говорит: Он золото, перлы и радость сулит«» «О нет,  ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул  листы».
«Ко мне, мой младенец; в дубраве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой».. «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок подгоняет, ездок доскакал... В руках его младенец был мертв.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЛЛАДЫ Жанр – Композитор – Исполнитель – Темп – Динамика – Регистр – Музыкальный лад – Интонации – вокальная баллада Франц Шуберт солист и фортепиано быстрый, стремительный контрастная ( от P до F ) низкий и средний минорный (соль минор) изобразительные, выразительные, контраст интонаций движение, скачет всадник Аккомпанемент - Характер стремительная, взволнованная,
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА БАЛЛАДЫ Рассказчик – Отец – Сын – Лесной царь – взволнованный; встревоженный; испуганный; сладостно – завлекательный, потом угрожающий.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
ОБРАЗЫ, КРАСКИ, ЗВУКИ И ЧУВСТВА МИРА РЕАЛЬНОГО И ИРРЕАЛЬНОГО (ФАНТАСТИЧЕСКОГО) Фантастический мир Реальный мир Образы: отец, Образы: лесной царь, малютка, конь, лес, дочери лесного царя. ветлы. Краски: цветы Краски: темнота, ночь, бирюзовы, жемчужны мгла, туман, темные струи, чертоги. ветви. Звуки: сладкозвучные Звуки: шелест голоса. деревьев, тревожные Чувства: холод, голоса. видения, обещающие Чувства: теплота радость, покой. человеческой любви, тревога, страх, волнение.
СРАВНИТЕ ЯЗЫК ТРЕХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - ЛИТЕРАТУРНОГО, МУЗЫКАЛЬНОГО И ЖИВОПИСНОГО. Литература – Музыка – Живопись – слово звуки колорит
Ф. ШУБЕРТ «В ПУТЬ»
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ 1 вариант  В какой стране 2 вариант  Во сколько лет Ф.Шуберт написал балладу «Лесной царь» 1) 28 2) 18 3) 23 родился Ф.Шуберт? 1) Франция 2) Италия 3) Австрия
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ 1 вариант  Кто автор немецкого текста баллады «Лесной царь»? 2 вариант  Кто сделал лучший перевод баллады «Лесной царь»? 1) Шиллер 2) Гете 3) Шекспир 1) Пушкин 2) Лермонтов 3) Жуковский
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ 1 вариант  Сколько 2 вариант  Какой образ в характеров в балладе «Лесной царь»? балладе «Лесной царь»? 1) Лирический 2) Драматический 3) Эпический 1) 4 2) 5 3) 6
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ 1 вариант  Речь какого персонажа баллады звучит ласково, завлекательно? 2 вариант  Как звучит речь автора, отца и сына? 1) Отца 2) Лесного царя 3) Сына 1) Взволнованно 2) Завлекательно 3) Вкрадчиво
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ 1 вариант  Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ? 1) Пунктирный ритм 2) Ритм стремительной скачки 3) Ритм марша 2 вариант  Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия? 1) Сына 2) Отца 3) Лесного царя
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ 1 вариант  Какие образы повлияли на построение всего музыкального развития? 2 вариант  Какой характер имеет баллада в целом? 1) Любовь и ненависть 2) Война и мир 3) Жизнь и смерть 1) Тихий и спокойный 2) Взволнованный и тревожный 3) Веселый и озорной
ВЗАИМОПРОВЕРКА: 6 - «5»; 5 - «4»; 4 - «3»; 3 - «2». 1 вариант 1) 3 2) 2 3) 1 4) 2 5) 2 6) 3 2 вариант 1) 2 2) 3 3) 2 4) 1 5) 3 6) 2
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я приобрел… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выразительно читать балладу И.Гёте «Лесной царь», используя нужные интонации для передачи эмоционального состояния главных героев