Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время, когда наступил век полной компьютеризации, на первый план выходят проблемы общего развития личности. Более актуальным становится проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы в нашей школе является проведение олимпиад по предметам: русский язык и математика.Олимпиада - это и соревнование, и праздник. Ученики 1 ступени - это самые благодарные слушатели и участники учебного процесса, они с энтузиазмом принимают участие в различных викторинах и конкурсах, публичных выступлениях и марафонах.Практика показывает, что использование на занятиях по математике элементов из её истории способствует развитию интереса у учащихся к предмету, а также имеет познавательное и воспитательное значение.
XII Региональный
научно-педагогический симпозиум
«Характер» решения
олимпиадных задач
Василькова С.Г.
Учитель нач.
классов
Развитие интереса
к математике через
решение олимпиадных
заданий
Успешное овладение знаниями в начальных
классах общеобразовательной школы невозможно
без интереса детей к учёбе. Как известно, основной
формой обучения в школе является урок. В
настоящее время, когда наступил век полной
компьютеризации, на первый план выходят
проблемы общего развития личности. Более
актуальным становится проведение внеурочных
мероприятий, призванных систематизировать и
углублять знания школьников. Одна из форм
внеклассной работы в нашей школе является
проведение олимпиад по предметам: русский язык
и математика.
С 2007 года в 3-4 классах я провожу кружки
«Открой в себе гения» (русский язык) и «Х-
педиция на Математический полюс»
(математика), которые
прививают любовь к
предмету, учат
самостоятельно добывать
знания, логически и
нестандартно мыслить.
Это является моей
задачей при подготовке
детей к участию в
олимпиадах не только
в собственной школе,
но и районного уровня.
Олимпиада - это и соревнование, и
праздник. Ученики 1 ступени - это самые
благодарные слушатели и участники
учебного процесса, они с энтузиазмом
принимают участие в различных
викторинах и конкурсах, публичных
выступлениях и марафонах.
Практика показывает, что использование
на занятиях по математике элементов из
её истории способствует развитию
интереса у учащихся к предмету, а также
имеет познавательное и воспитательное
значение.
Однако освещать историю развития
изучаемых в начальных классах
математических понятий на уроках не
представляется возможным. Речь может
задач.
идти только о сообщении детям
некоторых сведений из истории
математики. Одним из эффективным
методов проведения такой работы служит
решение на занятиях кружка «Х- педиция
на Математический полюс» старинных
Разделы программы
Задания
геометрическо
го характера
Задания
занимательной
формы
(расшифруй
записи,
математическ
ие ребусы и …)
Задания,
направленные
на развитие
критического и
творческого
мышления,
логического
размышления,
умение делать
умозаключение
Предлагаемый ряд задач, взятых из
старинных русских рукописей и
«Арифметики» Л.Магницкого. Их
решение требует от учащихся не только
математических знаний, но и
сообразительности и умения логически
мыслить, искать нетрадиционные пути
решения. Кроме того, эти задачи дают
возможность проводить небольшие
экскурсы в историю развития
математики в России, рассказывать о
составителях этих задач, о тех, кем
сегодня гордиться русский народ.
Задача 1
Спросил некто учителя: «Скажи,
сколько у тебя в классе учеников, так
как хочу отдать к тебе в учение своего
сына». Учитель ответил: «Коли придет
еще учеников столько же, сколь ко я
имею, и полстолько и четверть столько
и твой сын, то будет у меня учеников
100». Сколько учеников в классе?
Решение
1. Осмысление задачи и
нахождение
самостоятельного пути решения.
2. Моделируем связи и отношения
между данными при помощи
отрезка.
3. Получаем схему.
100 учеников
4. Из схемы легко найти
решение:
(100-1): 11-9
9 • 4 = 36
Ответ: в классе 36 учеников.
5. Проверка
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
9
36
36
18
9
99 + сын = 100
учеников
Задания геометрического
характера
Перед вами лист бумаги формата
А4. Одним разрезом ножниц
вырежьте вот такой крест.
Задания занимательной формы
Игра «Распутай клубок».
Замени цифрами буквы и вычисли
результат
РЕШЕНИЕ
ОТВЕТЫ
А=
Б=
В=
Г=
Д=
Е=
А+А=А
Б2=Г
В+В=Б
Г+В=Д
9Г=Е
2+Б=8
ВЕАА+ББА=
ЕБАГ+ГДВ=
ДБДЕАГ=
РЕШЕНИЕ
ОТВЕТЫ
А=0
Б=6
В=3
Г=4
Д=7
Е=5
А+А=А
Б2=Г
В+В=Б
Г+В=Д
9Г=Е
2+Б=8
ВЕАА+ББА=
ЕБАГ+ГДВ=
ДБДЕАГ=
Желаю побед
на олимпиадах!