Данная презентация необходима учителю литературы, чтобы показать внутренний мир своего героя через различные жизненные перипетии, которые он пытается обойти. Не всегда всё получается. В презентации отображены главные моменты произведения: жизнь, одиночество героини, мечты, отношение людей, мир лжи и фальши, который решает порой многие проблемы в жизни людей, любовьпрезентация
Анна Каренина – знаменитый роман Льва
Анна Каренина – знаменитый роман Льва
Толстого, над которым он работал с 1873 по 1877
Толстого, над которым он работал с 1873 по 1877
годы. Начиная с 1875 роман печатался по частям
годы. Начиная с 1875 роман печатался по частям
в московском «Русском вестнике».
в московском «Русском вестнике».
Центральные персонажи
Центральные
персонажи
• Анна Каренина.
• Алексей Александрович Каренин, муж Анны.
• Граф Алексей Кириллович Вронский, незаконный
муж Анны.
• Константин Дмитриевич Лёвин,
• Екатерина Александровна Щербацкая (Кити), позже
— жена Левина.
• Сергей Иванович Кознышев, писатель, брат Левина.
• Степан Аркадьевич Облонский (Стива), брат Анны.
• Дарья Александровна Облонская (Долли), жена
Степана Аркадьевича.
Художественное своеобразие романа «Анна Каренина»
Художественное своеобразие романа «Анна Каренина»
((Сюжет и композиция романа)
Сюжет и композиция романа)
Толстой назвал «Анну Каренину» «романом широким и
свободным», воспользовавшись термином Пушкина
«свободный роман». Это ясное указание на жанровые
истоки произведения. «Широкий и свободный роман»
Толстого отличен от «свободного романа» Пушкина. В
«Анне Карениной» нет, например, лирических,
философских или публицистических авторских
отступлений. Но между романом Пушкина и романом
Толстого есть несомненная преемственная связь, которая
проявляется и в жанре, и в сюжете, и в композиции.
В романе Толстого искали фабулу и не находили ее. Одни
утверждали, что роман уже окончен, другие уверяли, что
его можно продолжать до бесконечности. В «Анне
Карениной» сюжет и фабула не совпадают. Фабульные
положения, даже будучи исчерпанными, не мешают
дальнейшему развитию сюжета, который имеет свою
собственную художественную завершенность и движется
от возникновения к разрешению конфликта.
Своеобразие «широкого и свободного романа» проявляется не только в том, как
строится сюжет, но и в том, какую архитектуру, какую композицию избирает
писатель.
Необычность композиции романа «Анна
Каренина» многим казалась особенно
странной. Отсутствие логически
завершенной фабулы делало и композицию
романа непривычной. В 1878 г. проф. С. А.
Рачинский писал Толстому: «Последняя
часть произвела впечатление охлаждающее
не потому, чтобы она была слабее других
(напротив, она исполнена глубины и
тонкости), но по коренному недостатку в
построении всего романа. В нем нет
архитектуры. В нем развиваются рядом, и
развиваются великолепно, две темы, ничем
не связанные. Как обрадовался я знакомству
Левина с Анною Карениной. Согласитесь,
что это один из лучших эпизодов романа.
Тут представлялся случай связать все нити
рассказа и обеспечить за ними целостный
финал. Но вы не захотели бог с вами.
«Анна Каренина» всетаки остается
лучшим из современных романов, а вы
первым из современных писателей».
СюжетСюжет
Роман начинается с измены Стивы
Облонского. В этот же день к
Облонским приезжает сестра Стивы —
Анна Каренина. Решающее значение
имеет сцена со служащим вокзала,
раздавленным составом. В этот же день
Анна знакомится с Вронским.
Константин Левин делает предложение
Кити Щербацкой, но получает отказ, так
как Кити увлечена Вронским. Затем
Вронский и Анна понимают, что не
могут жить друг без друга. Анна
беременеет, бросает своего законного
мужа, Алексея Каренина, но не требует
развода. Алексей Каренин лишает её
возможности встречаться с сыном. У
Анны рождается дочь, тоже Анна. Мать
при смерти, просит у мужа прощения,
но выздоровев, она забывает о нём.
Левин повторно делает предложение
Кити, и на этот раз она соглашается.
Они играют свадьбу, и с этого времени
начинается их счастливая совместная
жизнь. Отношения между Анной и
Вронским начинают портиться. Ей
мнится, что он намеревается жениться
на княжне Сорокиной. Анна, не
выдержав измены, вспоминает
служащего, раздавленного составом и
бросается под поезд. У Левина и Кити
рождается ребёнок и, в целом,
продолжается та же счастливая жизнь.
Своеобразие жанра
Своеобразие жанра
Своеобразие жанра «Анны Карениной» состоит в том, что в романе этом
объединены черты, свойственные нескольким видам романного творчества. Он
заключает в себе прежде всего особенности, характеризующие семейный роман.
История нескольких семей, семейные отношения и конфликты выдвинуты здесь на
первый план. Не случайно Толстой подчеркивал, что при создании «Анны
Карениной» им владела мысль семейная, в то время как, работая над «Войной и
миром», он хотел воплотить мысль народную. Но вместе с тем «Анна Каренина»
это не только семейный роман, но и роман социальный, психологический,
произведение, в котором история семейных отношений тесно соединяется с
изображением сложных общественных процессов, а обрисовка судеб героев
неотделима от глубокого раскрытия их внутреннего мира. Показывая движение
времени, характеризуя становление нового социального порядка, образ жизни и
психологию различных слоев общества, Толстой придавал своему роману черты
эпопеи.
Роман “Анна Каренина” начал печататься в журнале “Русский вестник” с января 1875
года и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных
мнений и отзывов от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и
даже возмущения.
“Всякая глава “Анны Каренины” подымала все общество на дыбы, и не было конца
толкам, восторгам и пересудам, как будто дело шло о вопросе, каждому лично
близком”, писала двоюродная тетка Льва Толстого фрейлина Александра Андреевна
Толстая. Даже известным писателям и критикам достать книжки, журналы было не
просто. Взгляд на “Анну Каренину” как на роман пустой и бессодержательный
разделяло часть молодых, прогрессивно настроенных читателей. Когда в марте 1876
года в газете “Новое время” ее редактор А. С. Суворин опубликовал положительную
рецензию на роман, он получил сердитое письмо от гимназистоввосьмиклассников,
возмущенных снисходительностью либерального журналиста к “пустому
бессодержательному” роману Толстого.
Читатели романа сразу разделились на две “партии” “защитников” и “судей” Анны.
Сторонники женской эмансипации ни минуты не сомневались в правоте Анны и были
не довольны трагическим концом романа. “Толстой очень жестоко поступил с Анной,
заставив ее умереть под вагоном, не могла же она всю жизнь сидеть с этой кислятиной
«Анна Каренина» не получила достойной оценки в критике 70х годов; идейно
Алексеем Александровичем”, говорили некоторые девушкикурсистки.
образная система романа осталась не раскрытой, так же как и его
удивительная художественная сила. «Анна Каренина» не только
изумительный по своему художественному величию памятник русской
литературы и культуры, но и живое явление современности. Роман Толстого
до сих пор воспринимается как острое, злободневное произведение.
Толстой называл «Анну
Каренину» «романом
широким, свободным».В
основе этого определения
пушкинский термин
«свободный роман». В
«Анне Каренине» нет
лирических, философских
или публицистических
отступлений. Но между
романом Пушкина и романом
Толстого есть несомненная
связь, которая проявляется в
жанре, в сюжете и в
композиции. Не фабульная
завершенность положений, а
«творческая концепция»
определяет в «Анне
Карениной» выбор материала
и открывает простор для
развития сюжетных линий.
Новаторство Толстого воспринималось как отклонение от нормы. В 1878 году в
журнале М. М. Стасюлевича «Вестник Европы» была напечатана статья «Каренина и
Левин». Автором этой статьи был А. В. Станкевич, брат известного философа и поэта
Н. В. Станкевича. Он доказывал, что Толстой написал вместо одного два романа. Как
«человек сороковых годов», Станкевич откровенно придерживался старозаветных
понятий о «правильном» жанре.
Он иронически называл «Анну Каренину»
романом «широкого дыхания», сравнивая его
со средневековыми многотомными
повествованиями, которые некогда находили
«многочисленных и благодарных читателей».
С тех пор философский и литературный вкус
«очистился» настолько, что были созданы
«непререкаемые нормы», нарушение которых
не проходит даром для писателя.
В 2004 году в Театре оперы и балета Санкт
Петербургской Консерватории состоялась российская
премьера большого драматического мюзикла
известного петербургского композитора Владислава
Успенского "Анна Каренина" .Режиссерпостановщик
Ирина Тайманова, дирижерпостановщик Александр
Сладковский, среди исполнителей главных партий :
Анна Ольга Виноградова, Вронский Сергей Муравьев,
Каренин Александр Пахмутов, Левин Вячеслав
Утехин, Китти Екатерина Центер, Стива Алексей
Афанасьев, Долли Ольга Яковлева, Сережа Николай
Ирви.