LOGO
СПОСОБЫ
СЖАТИЯ ТЕКСТА
Подготовка к экзамену в новой форме
9 класс
Цели и задачи
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Русская пословица
Обобщение знаний о способах
сжатия текста
Совершенствование навыков самостоятельной
работы над сжатием текста
Развитие речемыслительной
деятельности
Развитие навыков комплексного
анализа текста
исследовательской и самостоятельной
работы; развитие речи и культуры
Формирование навыков
общения
Сжатое изложение – задание №1
экзамена в новой форме
Передать основное содержание текста,
отразив все важные для его восприятия
микротемы, не допуская искажения фактов
и используя ключевые авторские слова
Использовать в работе способы сжатия
текста, определяя главное, отсекая
второстепенное, сохраняя композицию,
логическую последовательность, стиль и
тип речи исходного текста
Создать собственный текст, наполненный
смысловой цельностью, связностью и
последовательностью изложения
Цели и
задачи
сжатого
изложения
Цели и задачи сжатого изложенияПередать основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские словаИспользовать в работе способы сжатия текста, определяя главное, отсекая второстепенное, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста Создать собственный текст, наполненный смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения
Главная информация
основные
факты
и мысли
утверждения
автора
выводы
классификация
явлений
Важная информация, как правило, содержится в главной части
сложного предложения
Второстепенная информация
Убираем,
сокращаем
Детализирует
Разъясняет
Дополняет
Конкретизирует
Сжатие текста
Отказ
Сохранение
от
подробностей
однородных
членов
комментариев
пояснений
главной мысли
каждого абзаца
типа речи
логической
последователь-
ности событий
и выводов
стилевых
особенностей
Типы речи
Описание
признаки
•Общие впечатления и отдельные
•Одновременность
•Каков предмет, человек, природа?
Повествование
•Развитие событий, действий
•Последовательность
•Что происходит с предметом,
человеком, природой?
Рассуждение
•Тезис, аргументы, вывод
•Разные временные отношения
•Почему предмет, природа, человек
таковы?
•Каков предмет, человек, природа?•Одновременность•Общие впечатления и отдельные признакиОписание•Что происходит с предметом, человеком, природой?•Последовательность•Развитие событий, действийПовествование•Почему предмет, природа, человек таковы?•Разные временные отношения•Тезис, аргументы, выводРассуждение
Стили речи
обобщенность
смысловая точность
объективность
Научный
Публицистически
й логичность,
образность,
эмоциональность,
оценочность
Книжны
й
Официально-
деловой
допускающая иного
точность, не
толкования
выразительности
все средства
Художественный
Разговорный
эмоциональность
образность
конкретность
простота речи
Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую–
либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально–
деловые отношения, агитационно–массовую деятельность, науку,
словесно–художественное творчество.
Словарь
Главная мысль раскрывает цель текста,
его смысл, назначение; то, чему учит
текст
Тема – то, о чем
говорится в тексте,
круг событий и лиц,
составляющих
основу текста
Основные
понятия
Ключевые слова –
наиболее важные
для понимания
текста слова или
словосочетания
Абзац отступ в началь
ной строке текста. Ком
понент связного текста,
состоящий из одной или
нескольких фраз (предло
жений);
характеризует
ся
единством
относи
и
тельной законченностью
содержания. Абзац рас
крывает одну из микро
тем всего текста
Лаконизм – краткость и четкость
изложения
Абзац отступ в начальной строке текста. Компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз (предло жений); характеризует ся единством и относительной законченностью содержания. Абзац раскрывает одну из микротем всего текста
Приемы сжатия текста
• Выделяем в каждом предложении ключевые слова, обращаем внимание на
главную часть СПП, определяем главную мысль высказывания.
• Определяем смысловые отношения между предложениями (причина –
следствие, формулировка закона – пример). Анализируем союзы и
союзные слова, вводные конструкции.
• Отсекаем пояснения, детали, описание маловажных фактов, комментарии.
• Отбираем лексические и грамматические средства, способные связно и
кратко передать информацию.
Исключение
Выделяем в каждом предложении
ключевые слова, обращаем внима
ние на главную часть СПП.
Отсекаем
пояснения,
детали,
описание маловажных фактов,
комментарии.
Отбираем лексические и грамма
способные
передать
средства,
кратко
тические
связно
информацию.
и
Слияние
Замена
• однородных членов обобщающим
словом;
словосочетания одним словом;
фрагмента текста предложением;
придаточного предложения
словосочетанием;
сложного предложения простым;
части предложения местоимением
•
•
•
•
•
Кроссворд
1.
З
З А Х Л О П Н У Т Ь
2.
3.
4.
А
Ч А Х Л Ы Й
С Е М Е Н И Т Ь
М
Е
Н А П Е Р Е Б О Й
5.
Н А О Т М А Ш Ь
У Ю Т Н Ы Й
А
Н
6.
самостоятельно
замена выражения одним словом
Все
с немым удивлением
взглянули друг на
переглянулись
друга
самостоятельно
замена выражения одним словом
В жизни всегда есть место
героическим,
В жизни всегда есть место
подвигам
самоотверженным поступкам
самостоятельно
замена выражения одним словом
Долгое время он жил, как Робинзон, на
Долгое время он жил, как Робинзон,
необитаемом острове
на не заселенном людьми острове
самостоятельно
синтаксическая синонимия
В степи пестреют
цветы.
В степи ярко желтеет дрок,
скромно синеют
=
колокольчики, белеет
пахучая ромашка, горит
пунцовыми пятнами дикая
Степь пестреет
гвоздика.
цветами
Работа по группам
1
2
3
задание № 1
Заменить
придаточную
часть
сложноподчинен
ного предложения
существительным
с предлогом
задание № 2
Заменить придаточную
часть
сложноподчиненного
предложения
причастным оборотом.
Указать, в каких
конструкциях
определительные
значения выражены
сильнее. Объяснить
знаки препинания в
измененные
предложениях.
задание № 3
Заменить придаточную
часть СПП
деепричастным
оборотом. Указать, в
каких конструкциях
обстоятельственные
значения выражены
сильнее. Объяснить
знаки препинания в
измененные
предложениях.
При деепричастном обороте
субъект действия, обозначенный
глаголомсказуемым, и субъект
действия, обозначенный
деепричастием, должны
совпадать.
Проверка 1 группа
Если температура на Земле
повысится всего на несколько
градусов, повсюду изменится климат,
нарушится вся жизнь людей.
При повышении температуры на
несколько градусов повсюду изменится
климат, нарушится вся жизнь людей.
Проверка 2 группа
Багряная листва,
которая была
покрыта росой,
шуршала под
ногами.
Багряная листва, покрытая
росой, шуршала под
ногами.
Проверка 3 группа
Вы надолго запомните
красоту и необъятность
нашей Родины, когда
отправитесь путе-
шествовать по ней.
Вы надолго запомните красоту и
необъятность
Родины,
отправившись путешествовать по
ней.
нашей
Исключение
Альфред Нобель, известный шведский
писатель и бизнесмен, был человеком
контрастов: он был сыном банкрота, а
стал одним из самых богатых людей в
мире, он любил людей, но остался один
на всю жизнь, был патриотом, но умер
далеко от родины, в Италии, его
изобретения были известны во всех
странах мира, но сам он никогда не был
известен лично.
Альфред Нобель был человеком
контрастов.
LOGO
Вернейший способ узнать человека – его умственное
развитие, его моральный облик, его характер –
прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека –
точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
(Д.Лихачев)
Вернейший способ узнать
человека – прислушаться к
тому, как он говорит.
Язык человека – точный показатель его
человеческих качеств, его культуры.
LOGO
Слияние
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи
говорил, что наступит время, когда все ученые
будут художниками. Известно, что наука и
искусство ставят перед собой разные цели. Но
именно потому, что они разные, у них есть
основание объединиться для взаимной опоры. Ибо
то, чего не хватает художнику, он может
почерпнуть в науке, и, наоборот, исследователь
восполняет недостающее общением с искусством.
Леонардо да Винчи говорил, что у
науки и искусства есть основание
объединиться для взаимной опоры.
Обрати внимание
Конспектирование
Конспектирование
Аннотирование
Переложение
Text
Практическое
применение
способов сжатия
текста
Составление тезисов
Реферирование
Домашнее задание
Повторите еще раз все приемы
сжатия текста, типы и стили речи.
Сократите предложенный вам текст
(прил. 3), использовав приемы
сжатия текста, и запишите на
обратной стороне листа
получившийся вариант
LOGO
Спасибо!
Click to edit company slogan .