В презентации подробно рассматривается игровая педагогическая технология. Ведь игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
рассмотрена структура игры как деятельность и как процесс. дано понятие игровой технологии.
«Игровые
«Игровые
педагогические
педагогические
технологии»
технологии»
Консультация для педагогов
Воспитатель: Чагина Марина Михайловна
Игра – это вид деятельности в
условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного
опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление
поведением.
В человеческой практике игровая деятельность
выполняет функции:
- развлекательную ( это основная функция игры – развлечь,
доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную – великолепное средство для общения;
- самореализации служит средством для достижения
- игротерапевтическую: преодоление различных
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного
- функция коррекции: внесение позитивных изменений в
- межнациональная коммуникация: усвоение единых для
- функция социализации: включение в систему
желаний и реализации возможностей;
трудностей, возникающих в других видах деятельности;
поведения, самопознание в процессе игры;
структуру личностных показателей;
всех людей социально-культурных ценностей;
общественных отношений, усвоение норм человеческого
общежития;
напряжение;
хватает.
- Релаксационная функция – снижает излишнее
- Компенсаторная функция – даёт человеку то, что ему не
• творческий, в значительной мере
Четыре главные черты присущие игре.
• Свободная развивающая деятельность,
предпринимаемая лишь по желанию ребенка,
ради удовольствия от самого процесса
деятельности, а не только от результата
(процедурное удовольствие);
импровизационный, очень активный характер
этой деятельности («поле творчества»);
деятельности, соперничество,
состязательность, конкуренция, аттракция и
т.П. (Чувственная природа игры, «эмоцио
нальное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил,
отражающих содержание игры, логическую и
временную последовательность ее развития.
• эмоциональная приподнятость
Структура игры как
деятельности :
-. Целеполагание;
- планирование;
- реализация цели;
- анализ результатов, в
которых личность
полностью реализует себя
как субъект.
Структура игры как процесс :
А) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство
реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов,
т.е. замещение реальных вещей
игровыми, условными;
г) реальные отношения между
играющими;
д) сюжет (содержание) — область
действительности, условно
воспроизводимая в игре.
Понятие «игровые педагогические
технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса
в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая
игра обладает существенным признаком
— четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной
направленностью.
Реализация игровых приёмов и ситуаций в
разных формах непосредственно
образовательной деятельности
происходит по таким основным
направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми
в форме игровой задачи;
- познавательная деятельность подчиняется
правилам игры; учебно – наглядный материал
используется в качестве её средств, в
познавательную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую; успешное
выполнение дидактического задания
связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой
технологии в
образовательном процессе,
сочетание элементов игры
и обучения во многом
зависят от понимания
педагогом функций и
классификации
педагогических игр.
Игры по виду
деятельности на:
-физические
(двигательные);
- интеллектуальные
(умственные);
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
По характеру педагогического
процесса выделяются следующие
группы игр:
А) обучающие, тренировочные,
контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные,
развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные,
творческие;
г) коммуникативные, диагностические,
профориентационные,
психотехнические и др.
Типология педагогических игр по
характеру игровой методике.
предметные, сюжетные, ролевые,
деловые, имитационные игры-
драматизации специфику игровой
технологии в значительной степени
определяет игровая среда: различают
игры с предметами и без предметов,
настольные, комнатные, уличные, на
местности, компьютерные и с ТСО, а
также с различны ми средствами
передвижения.
Специфика игровой технологии.
Игровая среда: игры с предметами и без предметов,
Игровая технология. строится как целостное образование,
настольные, комнатные, уличные, на местности,
компьютерные с ТСО, с различными средствами
передвижения.
охватывающее определенную часть учебного процесса и
объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. в
нее включаются последовательно игры и упражнения,
формирующие умение выделять основные, характерные
признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы
игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается
умение отличать реальные явления от нереальных; группы
игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту
реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При
этом игровой сюжет развивается параллельно основному
содержанию обучения, помогает активизировать учебный
процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление
игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота
каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть
интересным, занимательным, но не
развлекательным. Для реализации такого
подхода необходимо, чтобы образовательные
технологии, разрабатываемые для обучения
дошкольников, содержали четко обозначенную
и пошагово описанную систему игровых
заданий и различных игр с тем чтобы,
используя эту систему, педагог мог быть
уверенным в том, что в результате он получит
гарантированный уровень усвоения ребенком
того или иного предметного содержания.
Безусловно, этот уровень достижений ребенка
должен диагностироваться, а используемая
педагогом технология должна обеспечивать
эту диагностику соответствующими
материалами.
Педагогическая технология
развивающих игр
Б.П.Никитина:
Технология развивающих игр
направлена на развитие
творческих способностей
детей дошкольного возраста
и создаёт условия для
опережающего развития
способностей детей.
Направление: формирование у
ребёнка готовности к общественно –
значимым и общественно –
оцениваемым видам деятельности.
Цель- развитие воображения и
символической функции сознания,
позволяющей переносить свойства
одних вещей на другие.
Задачи:
Ознакомить ребёнка с
различными способами
получения и передачи
информации.
Развивать творческие
способности, воображение
детей.
Книга «Сказочные лабиринты
игры» представляет собой методическое
сопровождение к развивающим играм
Воскобовича.
Эти игры-сказки имеют множество преимуществ.
1. Многофункциональность. В каждой игре можно
решать большое количество образовательных и
воспитательных задач. Незаметно для себя малыш
осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает
цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук;
совершенствует речь, мышление, внимание,
память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр.
В одну и ту же игру могут играть дети и трех, и
семи лет, а иногда даже ученики средней школы.
Это возможно потому, что в ней есть как простые
упражнения для малышей, так и сложные
многоступенчатые задачи для старших детей.
4. Творческий потенциал. Игры дают ребенку возможность
3. Сказочная «огранка». Сказочный сюжет для детей – это и
дополнительная мотивация, и модель опосредованного
обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами,
треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками
Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не
осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе
с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное
всегда привлекает внимание малышей и лучше
запоминается.
воплощать задуманное в действительность. Много
интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок»,
разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового
квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы,
рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают
возможность проявлять творчество не только детям, но и
взрослым.
отличается своеобразными конструктивными элементами. В
«Геоконте» это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате»
- жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном
квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в
«Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.
5. Необычные конструктивные элементы. Каждая игра
Основным принципом
педагогической технологии
«Сказочные лабиринты
игры» является развитие
детей в игре, с помощью
которой реально
выстраивается почти весь
процесс обучения ребенка-
дошкольника.
В дошкольной педагогике существует
множество разнообразных мето
дических материалов: методик,
технологий, которые обеспечивают
интеллек туальное развитие детей.
Наиболее эффективным пособием
являются логи ческие блоки
Дьенеша.
Определены задачи использования логических блоков в
работе с детьми:
Развивать логическое мышление. Развивать представление о множе
стве, операции над множествами (сравнение, разбиение1,
классификация2, абстрагирование). Формировать представления о
математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование
информации, кодирование со зна ком отрицания).
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адек
ватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по
одно му, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов,
обосновывать свои рассуждения.
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятель ного
решения учебных и практических задач.
Воспитывать самостоятельность, инициативу,
настойчивость в дости жении цели,
преодолении трудностей.
Развивать познавательные процессы,
мыслительные операции.
Развивать творческие способности,
воображение, фантазию, спо собности к
моделированию и конструированию.
Развивать психические функции, связанные с
речевой деятельнос тью.
Палочки Кюизенера – дидактический
материал в виде счетных палочек,
предложенный бельгийским математиком
Х. Кюизенера.
Каждая палочка – это число, выраженное
цветом и величиной. Цвет и величина,
моделируя число, подводят детей к
пониманию различных абстрактных
математических понятий, таких как:
«цифра», «сложение», «умножение» и
другое.
Задачи игрового набора:
введение ребенка в мир математики;
обучение моделированию;
развитие мышления.
Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация
Для этих авторов характерна следующая
сюжетной игры в детском саду.
позиция: игре необходимо учить, сама по
себе игра и ребенок в игре без
руководства развиваться не будут.
Самое сложное и важное для педагога
– обдумать задачи и приемы воспитания
детей в игре: как способствовать
объединению детей, как научить
распределять роли, доводить до конца
задуманное. При этом ставятся задачи как ко
всему коллективу и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства
играми – умение наблюдать детей, понимать
их игровые замыслы, их переживания.
Основными принципами концепции поэтапного
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями,
формирования способов игры были следующие:
взрослому следует играть вместе с ними, т.е. сменить
позицию «учителя» на позицию «играющего партнёра».
Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе
дошкольного детства при формировании у ребенка игровых
умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с
партнером-сверстником, «обеспечивать» способами
согласования действий с партнерами.
Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего
дошкольного периода, должен на каждом из его этапов
развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал»
и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся
способы построения того или иного вида игры.
направлены на формирование у детей игровых способов,
умений, которые позволяет им
развертывать самостоятельную игру в соответствии с их
собственными желаниями интересами.
Выявленные принципы организации сюжетной игры