Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативуДетская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.
Самодеятельная, спонтанная игра
– один из факторов полноценного
развития ребёнкадошкольника
Презентация "Инициатива в игре"
Для развития детской инициативы
•давать простые, интересные, затрагивающие личные предпочтения, задания
1. Игровая мотивация – «Помоги игрушке» *Медведь разрушил теремок зверей.
Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами
построить им домики (из кубиков, напольного строителя, модулей). Ребёнок
достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
2. Помощь взрослому «Помоги мне» *Ребята, я хочу угостить наших кукол
печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь?
После согласия детей распределяются поручения. Давайте слепим печенья из
теста. Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность
получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно
выполнять вместе.
3.«Научи меня» *«Научим наших гостей здороваться и прощаться», «Покажем
Лунтику, как принимать гостей», «Поздравим Каркушу с днем рождения»,
«Научи меня заплетать косички», «Сервировать стол».
4. «Создание предметов своими руками для себя»– ( деньги, изготовленные
детьми, альбом с разными видами тканей, шляпки для игры в ателье, коробочки
для сока, кошельки из бумаги в игры магазин, таблетки, бланки рецептов для
игры в больницу, использовать детские рисунки для атрибута телевизор)
•поддерживать инициативу (при планировании ПДИ в игре в календарном
плане)
Презентация "Инициатива в игре"
Примерные формулировки ПДИ в игре
Предложить подобрать необходимое оборудование, атрибуты для с/р игры
«Больница», «Семья», «Шофер»
Побуждать детей играть в д/игры: «Лото», «Кто, где живёт?», игры Воскобовича
«Соты», «Крестики»
Поддерживать детей в стремлении самостоятельного выбора игры по интересам
Создавать в группе игровую ситуацию «Инсценировка с игрушками – подскажи
решение» подключающие детей к поиску правильного решения. («Научим наших кукол
здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим
Ксюшу с днем рождения».)
Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных
при восприятии окружающего, из литературных произведений и телепередач,
экскурсий, выставок, путешествий, походов.
Побуждать детей посвоему обустраивать собственную игру, самостоятельно
подбирать и создавать недостающие для игры предметы, детали (овощи и фрукты для
игры в магазин, угощения для игры в семью, билеты для игры в театр, деньги для
разных игр)
Поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять
игровую обстановку недостающими предметами и игрушками
Презентация "Инициатива в игре"
ПДИ В ИГРЕ
Вика принесла фотоальбом о летнем отдыхе,
рассказала о том, что она побывала в Египте.
Воспитатель предлагает Вике организовать в с/игру
«Путешествие» и взять на себя роль экскурсовода.
Егор увлекательно рассказывал о своих путешествиях,
что детям тоже захотелось где –нибудь побывать.
Воспитатель предлагает отправится в путешествие и
построить транспорт, а Егору определить роль
капитана ( пилота, машиниста, летчика, шофера), в
зависимости от того на каком виде транспорта они
отправятся путешествовать.
Презентация "Инициатива в игре"
Проблемные ситуации
в сюжетноролевой игре
«День рождения»
У куклы сегодня вечером будет день рождения. Она хочет
пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать?
(Обзвонить всех своих друзей и отпросить их у родителей, написать и
разослать приглашения)
Нужно приготовить вкусное угощение для друзей и накрыть на стол.
Как это сделать? (Составление меню, приготовление угощения,
оформление праздничного стола. Рано подошедшие гости помогают
в этом имениннице).
Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник. Один
гость забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему
поздравить теперь именинницу? (Кукла встречает гостей.
Рассаживает их за столом. Забывчивому гостю можно
посоветовать сказать приятные, красивые слова об имениннике,
исполнить какойто музыкальный номер. Советы дают все
присутствующие на празднике)
Презентация "Инициатива в игре"
Проблемные ситуации
в сюжетноролевой игре
«Больница»
Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и
кричать. Как его отвлечь? (Беседа с ребёнком, развлечь его чтением
стихотворений, сказок, рассказов, показать фото на телефоне о
проведенных веселых выходных, празднике, прогулке в парке…);
«Зоопарк»
Некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у
которых висит табличка, запрещающая это делать. Как быть?
(попросить подойти служащего зоопарка, попросить его рассказать о
правилах посещения зоопарка, о штрафах в случае их несоблюдения, о
животных обитателях этого зоопарка).
Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя,
плавающего в бассейне. Как поступить? (можно подойти к радиорубке и
сделать объявление для этого мальчика, громко произносить его имя
всем детям)
Презентация "Инициатива в игре"
Проблемные ситуации
в сюжетноролевой игре
«Магазин»
В магазине у покупателя закружилась голова. Что делать?
(Вызов скорой помощи)
Житель другого района не знает, где ближайший магазин.
Как быть? (Спросить у прохожих)
Мама хочет купить продукты к дню рождения дочки. Где
их взять? (Купить в магазине, на рынке)
Шофер везет полную машину продуктов: как проехать в
магазин? (Спросить близкий путь у прохожих,
полицейского)
Презентация "Инициатива в игре"
Организация развивающей предметно
пространственной развивающей среды для
поддержки детской инициативы
С/Р игра
«Туристическая
фирма»
Атрибуты
Туристические проспекты, «база данных»
на карточках, модель компьютера
«Рекламное агенство»
«Телевидение»
Рекламные проспекты, сделанные самими
детьми: вырезанные из разных журналов,
наклеенные в определенном порядке
образцы различных товаров.
Игрушечный микрофон, макет телекамеры
или игрушкателекамера, кофр для
телекамеры
Презентация "Инициатива в игре"
Условия развития детской игровой
инициативы
• формирование установок «Я могу», «Я
сумею»
• создание ситуации успеха для каждого
ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»
предвосхищающая положительная оценка
•
« (Ты – молодец! "Умница моя, у тебя
получится хорошая работа", "Я уверена, ты
это знаешь",
"Ты вежливая и поэтому не забудешь
поблагодарить!" )»
Презентация "Инициатива в игре"
ВЫВОДЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТ
Ь
ПООЩРЕНИЕ
ПОХВАЛА
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
НЕ КРИТИКОВАТЬ
ПОДДЕРЖКА
ИНТЕРЕСА
СТИМУЛИРОВАНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Презентация "Инициатива в игре"
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.