Сегодня у нас интегрированный урок (биология + химия). Он необычен тем, что сегодня будет повторение пройденных тем, изученных по программам 9, 10 и 11 классов, и тем, что сегодня в классе присутствуют гости - педагоги из разных школ У вас уже достаточно большой багаж знаний, который, несомненно, пригодиться вам в будущем. Уверена в том, что знания и умения, приобретенные сегодня на уроке останутся на долго в вашей светлой голове.
Урок проведем в игровой форме, участвуют две команды.
Приглашаю капитанов команд для жеребьевки названия команд. Сегодня соревнуются команды химиков и биологов. Для плодотворного сотрудничества понадобится тетрадь, ручка. На столах у вас находятся необходимые информационные материалы, содержимым которых вы можете воспользоваться, пакет заданий, оборудование и реактивы для проведения лабораторных работ.
Почему же я так уверена в том, что
изучаемая тема жизненно необходима и о
чем же пойдет речь на уроке?
Первый гейм: «Пойми меня»
1. В организме человека их около 5
миллионов
2. Их в два раза больше в животной клетке,
чем в растительной.
3. Это органические вещества.
связать
Эпиграфы урока:
Мыслящий ум не чувствует себя
счастливым, пока ему не
воедино
удастся
разрозненные факты»
Г.
Хевеши.
«Жизнь есть способ существования
белковых тел...»
Ф. Энгельс
Второй гейм «Строение белковых молекул
Карточка №1
1. По мнению ученых белки состоят из………………………………….
2. Назовите химические элементы, входящие в состав молекул белка…......
3. Внимательно посмотрите на химические формулы аминокислот,
назовите сходство и отличие в формулах.
4. Какими свойствами обладают:
Аминогруппа………………………………………………………………
Карбоксильная ……………………………………………………………
5. Как называем вещества, обладающие и основными и кислотными
свойствами одновременно…………………………………………………
Я даю время, чтобы вы сделали соответствующие записи. Ответ
озвучивает член команды, которая закончит первой.
Правильные ответы на задания
1. По мнению ученых белки состоят из аминокислот.
2. Назовите химические элементы, входящие в состав
молекул белка С,Н,О,N, S.
3. Внимательно посмотрите на химические формулы
аминокислот, назовите сходство и отличие в формулах.
Сходство: аминогруппа, карбоксильная группа.
Отличие: разный радикал.
4. Какими свойствами обладают:
Аминогруппа основными свойствами.
Карбоксильная кислотными.
5. Как называем вещества, обладающие и основными и
кислотными свойствами одновременно амфотерные.
Третий гейм « Пространственные структуры
белковых молекул»
Перед вами изображены пространственные структуры белковых
Карточка №2
молекул.
1. Соотнесите предложенные белки к пространственным
структурам, к которым они принадлежат.
2. Определите,
какие
связи
удерживают
остатки
аминокислот в разных структурах белковых молекул.
Правильные ответы на задания
Пространственные структуры:
I первичная
II вторичная
III третичная
IV четвертичная
Связи, удерживающие остатки
аминокислот в белковой молекуле
I пептидные (ковалентные прочные) связи
II – пептидные и водородные (непрочные) между
витками
III, IV пептидные, водородные, дисульфидные,
ионные и гидрофобного взаимодействия.
Правильные ответы на задание
Функции
Белки
Амилаза фермент
Гемоглобин
Коллаген, кератин
Антитела,
иммуноглобулины,
интерферон
фибриноген, тромбин
Актин и миозин
Родопсин
–
фоторецептор сетчатки
глаз
Белки семян бобовых
растений и яйцеклеток
животных организмов
Гормон инсулин
Ферментативная или каталитическая функция. Ферменты
биологические катализаторы химических реакций организма.
Транспортная функция. Перенос молекул или ионов по тканям и
органам.
Структурная функция. Белки строительный материал почти
всех тканей: мышечных, опорных, покровных.
Защитная функция. Белки, нейтрализующие бактерии и яды,
участвующие в выработке иммунитета и свертывании крови
Двигательная функция. Белки, входящие в состав мышечных
волокон и обеспечивающие их сокращение и передвижение.
Сигнальная функция. Белки – рецепторы воспринимают и
передают сигналы, поступающие из соседних клеток или
окружающей среды.
Запасающая или энергетическая функция. Эти особые белки
служат строительным материалам и обеспечивают энергией
развитие новых организмов.
Регуляторная функция. Гормоны — вещества, обеспечивающие
наряду с нервной системой гуморальную регуляцию функций
организма
Пятый гейм «Биосинтез белка»
Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите
соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке.
Карточка №4
Термин
1. ДНК
2. РНК
3. Триплет
4. Транскрипция
5. Трансляция
Определение
трех
последовательно
А. Сочетание
расположенных
нуклеотидов в молекуле ДНК или иРНК, определяющее
положение определенной аминокислоты в полипептидной цепи.
Б. Двухцепочечный биологический полимер, мономерами
которого являются нуклеотиды, содержащие дезоксирибозу.
В. Одноцепочечный, линейный биологический полимер,
мономерами которого являются нуклеотиды, содержащие
рибозу.
Г. Перевод из последовательности кодонов иРНК в
последовательность аминокислот полипептидной цепи.
Д. Перевод наследственной информации из последовательности
кодонов ДНК
кодонов иРНК.
Осуществляется путем матричного синтеза иРНК на одной из
цепей ДНК.
в последовательность
Шестой гейм « Закрепление знаний»
Задание 1
Давайте выясним, сколько нам нужно употреблять белка для
жизнедеятельности организма? Как же рассчитать суточную норму белка?
Сначала нужно выбрать группу людей, к которой вы относитесь.
1. Для людей, не занимающихся спортом и физическим трудом необходимо
1,2 г. белка на кг. нормальной массы тела.
2. Люди, занимающиеся спортом 12 раза в неделю необходимо 1,6 г. белка
на кг. нормальной массы тела.
3. Люди, занимающиеся спортом 3 раза в неделю необходимо 1,8 г. белка на
кг. нормальной массы тела.
4. Люди, сидящие на низкокалорийной диете – 2 г. на кг.
Чтобы определить количество белка, нужно знать массу тела.
Задание № 2
Сейчас много говорят о различных биодобавках для наращивания
мышечной массы спортсменам, «кормовые белки» ферментов для быстрого
роста животных (кур, свиней). Насколько это полезно для организма? Какие
белки лучше употреблять: натуральные или биодобавки? Что произойдет,
если заменить в белковой молекуле одну из аминокислот на другую?
Седьмой гейм «Лабораторный практикум»
Опыт № 1 «Расщепление перекиси водорода
ферментом каталазой»
1. В одну пробирку помещают ломтики сырого картофеля, в
другую – вареного (в третью и четвертую пробирки можно положить
кусочки сырого и вареного мяса, соответственно).
2. В каждую пробирку с помощью пипетки приливают 0,5 мл 3%
ного раствора перекиси водорода.
Опыт №2 «Свертывание белков при нагревании»
В пробирку поместите 5 капель раствора яичного белка и нагрейте
до кипения. Содержимое пробирки охладите и попытайтесь
растворить в воде.
Ответьте на вопросы:
Какие изменения происходят в структуре белка при нагревании?
Меняется ли первичная структура?
Опыт № 1 «Расщепление перекиси водорода
ферментом каталазой»
природы,
ускоряющие
белковой
Вывод: В живых клетках содержатся ферменты –
вещества
ход
биохимических реакций за счет снижения энергии
активации. В этом опыте можно определить
наличие в сырых продуктах фермента каталазы – в
клетках животных (или пероксидазы – в клетках
растений).
Опыт №2 «Свертывание белков при нагревании»
денатурация,
Вывод: Происходит
изменение
структуры белка.
Некоторые белки могут
восстанавливать свою структуру. Этот процесс
называется ренатурацией.
В данном опыте
денатурация необратимая.
Вывод по уроку:
Итак, мы действительно убедились в том, что
белки представляют собой структуру, состоящую из
множество структурных звеньев (АК), разного уровня
сложности, имеющие разное строение и свойства,
выполняющие
по
количеству которых можно судить о первостепенной
важности данных органических веществ.
многочисленные функции,
Домашнее задание
Воспроизвести в тетради схему по многомерной
технологии Штейнберга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.