Презентация "Использование современных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

  • Презентации учебные
  • docx
  • 08.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад по экологии.docx
(Слайд 1): Использование современных технологий по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста (Слайд   2):  Актуальность   темы:   В   настоящие   время   вопрос экологического воспитания дошкольников важный интересный и актуальный. Экологическое   воспитание   ­   это   новое   направление   дошкольной педагогике,   которое   отличается   от   традиционного   ознакомления   детей   с природой. Это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой   обитания   и   выработка   на   этой   основе   правильных   форм взаимодействия с ним. (Слайд 3):  Цель работы: формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств   и   экологической   деятельности,  определение   уровня   экологического воспитания   дошкольников,   развитие   у   детей   правильных   экологических оценок через ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости,   сострадания,   а   так   же   зачатки   экологического   идеала   с помощью загадок о животных, где добро побеждает зло. (Слайд 4): Задачи работы: 1. Воспитывать   гармонично   развитую   личность   через   экологическое развитие воспитанников. 2. Повышать   интеллектуальный   уровень   дошкольников   через   самостоятельную   мыслительную познавательную   активность, деятельность. 3. Развивать   творческие   способности   личности,   формировать   образное мышления, фантазии у воспитанников. 4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе. 5. Формировать   навыки   экологически   грамотного,   нравственного поведения в природе. 6. Обучать основам актерского мастерства.7. Поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов мимикой, жестами, телодвижением. 8. Закреплять представление детей о закономерной последовательности, сезонных изменениях в природе через устное народное творчество. 9. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно, чувство   прекрасного,   сострадание   к   природе,   желание   беречь   ее   и сохранять. (Слайд   5):  Эффективность   экологического   воспитания   целиком   и полностью   зависит   от   создания   и   правильного   использования   развивающей экологической среды. А так же от правильно подобранных традиционных и современных педагогических технологий. (Слайд 6):  Я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы работы,   которые   стимулируют   познавательную   деятельность   детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях: экскурсии по экологической тропе; виртуальные экскурсии в музеи;    прогулки на участке;  работа в огороде, на клумбе;  работа в уголке природы, включая огород на окне;  наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;  моделирование;  коллекционирование;  опытно   ­   экспериментальная   деятельность   в   экологической лаборатории;  чтение природоведческой, художественной литературы;  изобразительная деятельность;   прогнозирование   погоды   по   поведенческим   реакциям   животных   и экологические занятия; растений; экологические конкурсы, праздники, развлечения; составление экологических сказок; экологические выставки;     обсуждение   и   проигрывание   игровых   проблемных   ситуаций   на экологические темы; экологические   игры   (дидактические,   имитационные,   игры   ­ моделирование экосистем, игры – путешествия). (Слайд   7):  Для   работы   с   детьми   по   экологическому   воспитанию   я создала   развивающую   предметно   ­   пространственную   среду.   Для   этого   в нашей   группе   имеются   многочисленные   дидактические   пособия,   схемы, таблицы  для  занятий, множество   дидактических   и настольно­печатных  игр природоведческого   содержания,   природоведческая   литература,   большая подборка   экологических   игр,   экологическая   лаборатория   «Юные исследователи» полностью оснащенная оборудованием для опытов, собрана коллекция трав, семян, камней, гербарии, регулярно оформляются выставки: «Сохраним родную планету», (Слайд 8): «Неделя доброты»  и т.д. (Слайд 9):  Для природного уголка подобрано множество растений с   используется   изготовлен   календарь   погоды, различным   строением, разнообразное   оборудование   для   нетрадиционного   оформления   огорода   на окне. Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у каждого   ребенка   потребности   во   взаимодействии,   общении   с   предметами природы, ценностного отношения ко всему живому. Современные   педагогические   технологии   в   дошкольном   образовании направлены   на   реализацию   ФГОС   дошкольного   образования,   поэтому   я включаю в образовательную деятельность по экологическому воспитанию с детьми следующие педагогические технологии: (Слайд   10):  Личностно­ориентированная   технология.   Основным методом   моей   работы   с   детьми   является   педагогика   сотрудничества, равенства во взаимопонимании, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных». В общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним,   а   вместе!»   В   своей   работе   с   детьми   я   стараюсь   обеспечиватьпсихологический   комфорт,   ритмично   выстраивая   каждый   день   жизни детского коллектива. А если ребенок растет чутким и доброжелательным, он не навредит природе и окружающим его объектам. Моя цель ­ содействовать становлению ребенка как личности. Моя же задача – помочь детям самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы. Мы вместе с детьми изготавливаем игрушки, подарки к праздникам. (Панно «Белая береза под моим окном», подсвечник «Уточка», «Аленький цветочек», композиция «Божья коровка на листочке», «Змейка на пенечке», магнитики «Веселая обезьянка» и т. д.) Совместно с родителями и детьми готовим экологические праздники и развлечения: «День рождения леса», «Весенний праздник птиц», «Чудесный пенек в летний денек и веселый Колобок», лепим жаворонков на праздник Сороки. Растения, украшающие групповую комнату, игрушки, способствующие индивидуальным   экологическим   играм,   зимний   сад,   где   провожу образовательную   деятельность   с   детьми   по   экологическому   развитию дошкольника, центры по художественно­эстетическому воспитанию, где дети могут выбрать себе занятие по интересу и изготовить поделки из природного материала   ­   здесь   нет   принуждения,   все   это   способствует   всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в его творческие силы. Например,   в   центре   литературы   и   книгоиздательства   дети самостоятельно   создают   экологические   книги   «Хищные   животные», «Травоядные животные», «Животные жарких стран и Севера» и т. д. В центре «Природы и естествознания» дети с помощью аппликации из готовых картинок или вырезая из журналов, оформляют альбомы «Детеныши диких животных», «Кто, чем питается» и т. д. В центре конструирования дети с удовольствием выполняют объемную композицию с помощью веточек, салфеток «Дупло для белочки», «Яблонька в цвету» и т. д.В   центре   математики   и   настольных   игр   дети   решают   простейшие арифметические   задачи,   в   которых   вместо   цифр   нарисованы   домашние животные, перелетные птицы и т. д. Ребенок должен решить задачу, наклеив соответствующее число картинок снегирей, кошек, медведей и т. д. У ребенка ненавязчиво закрепляются знания по ФЭМП и расширяются представления о природе. Ребенок играет, не замечая того, что обучается. В результате этой технологии у детей стабильно повышается качество знаний   по   экологическому   воспитанию,   одновременно   ребенок   развивается как всесторонняя личность. (Слайд   11):  Опираясь   на   то,   что   ведущей   деятельностью   детей дошкольного   возраста   является   игра,   большую   роль   отвожу   применению игровых технологий. Целью использования игровых технологий считаю: повышение уровня познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной культуры. В   старшем   дошкольном   возрасте   использую   ролевые   игры,   которые основаны   на   моделировании   социального   содержания   экологической деятельности,   например,   «Времена   года»,   «Животные»,   «Строительство города».   В   ходе   игры   «Строительство   города»   у   детей   формируются представление о том, что строительство может осуществляться только при условии   соблюдения   экологических   норм   и   правил.   Так   дети   учатся заботиться   о   своем   родном   городе   и   осознавать   существующие   в   нем экологические проблемы. Пусть дети еще малы, но они уже задумываются, как можно помочь городу: куда отвести грязную воду, как сделать воздух чище. Конечно, идеи детей примитивны и порою нелепы, но я уверена, что мои воспитанники, когда вырастут, будут делать все возможное, чтобы город стал экологически чистым. Интересно   в   группе   проходят   соревновательные   игры,   такие,   как конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес». Они стимулируютактивность   детей   в   приобретении   и   демонстрации   экологических   знаний, навыков, умений. Мне   очень   нравится   использовать   такую   форму   работы,   как   игры­ путешествия, например, «Волшебная палочка», в которых дети с помощью мультимедийной презентации попадают на Северный полюс, на дно океана, в Африку,   на   другую   планету   и   т.   д.   Получается   виртуальная   экскурсия,   с помощью   которой   дети   могут   посетить   незнакомые   для   себя   места, познакомиться   с   природой   разных   материков,   побывать   на   необитаемом острове и представить мир во всем его многообразии, не выходя за пределы группы. В   работе   с   детьми   большое   значение   имеют   дидактические   игры экологического содержания: «Кто, где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении   животных   к   среде   обитания);   «У   кого   какой   дом»   (об экосистемах); «Живое ­ неживое», «Птицы­рыбы­звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах   поведения   в   природе)   и   т.   д.   Дидактические   игры   заставляют ребенка быть внимательным, логически мыслить, искать правильный ответ,   обобщать   и расширяют   представления   детей   о   мире   природы, классифицировать. И все это ненавязчиво ­ в форме игры. В   результате   игровых   технологий   у   детей   формируется   бережное отношение   ко   всему   живому   на   Земле,   навык   экологически   грамотного, нравственного поведения в природе. (Слайд   12):  Для   лучшего   усвоения   материала   использую информационно­коммуникативные технологии, которые помогают в игровой   способствуют   повышению форме   изучить   необходимый   материал, познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей, мотивируют   детей   к   действию,   обеспечивают   прочность   усвоения   знаний дошкольника.В   процессе   своей   работы   я   создала   мультимедийные   презентации экологической   тематики:   «Голоса   птиц»,   «Зеленая   аптека»,   «Насекомые   в загадках»,   «Чудо­овощи»,   «Удивительные   явления   природы»,   «Грибное царство», «Чтобы не было беды», «Птицы – наши друзья», «На бабушкином дворе»,   «Россия   –   Родина   моя»,   «Экологические   катастрофы»,   «Планеты Солнечной системы» и т. д. Использование современных   информационно­коммуникативных технологий   в   обучении   дошкольников   целесообразно.   Это   позволяет   за   незначительное   время,   отведённое   для   непосредственно   образовательной деятельности,   охватить   материал   шире,   представить   его   интереснее   и актуальнее.   К   тому   же   мультипликационный   и   видео   материалы воспринимаются   детьми   с   удовольствием,   усвоение   знаний   происходит   в непринуждённой форме. (Слайд 13):  Метод проектов. Он дает возможность ребенку работать над   проблемой   и   самостоятельно   получать   ответы   на   свои   вопросы   в результате деятельности. Мы вместе с ребятами реализовали экологические проекты: «Времена года», «Чудо  – овощи», «Зеленая  аптека», «Мастерская  природы», «Наши младшие   друзья»,   «Неизведанное   рядом»,   «Экологическая   тропа»,   «Мир природы и ребенок», «Чудесный пенек в летний денек и веселый Колобок», «Впустите в сердце доброту». В   результате   реализации   проектов   дети   научились   видеть   проблему, планировать свою деятельность, добывать знания (в книгах, у родителей, из компьютера и т. д., экспериментировать, синтезировать полученные знания. У детей   развиваются   творческие   способности   и   коммуникативные   навыки, ребята   учатся   взаимодействовать   со   взрослыми,   что   позволяет   успешно адаптироваться   к   окружающему   миру.   Например,   реализуя   социально­ личностный   проект   «Впустите   в   сердце   доброту»,   мы   решали   задачи экологического   воспитания:   вместе   с   детьми   и   родителями   организовалиптичью   столовую,   изготовили   кормушки   для   птиц,   посадили   на   участке дерево. Следовательно, экологическое воспитание помогает воспитать в детях нравственные качества: сострадание, чувство прекрасного, взаимопомощь и т. д. (Слайд 14):  Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние   ребенка,   он   настроен   на   познание   мира,   он   хочет   его   познать. Исследовать,   открыть,   изучить   ­   значит   сделать   шаг   в   неизведанное.   Это   искать, огромная   возможность   для   детей   думать,   пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В процессе поисково­ исследовательской   деятельности   идет   обогащение   памяти   ребенка, активизируются   его   мыслительные   процессы,  так   как   постоянно   возникает необходимость   совершать   операции   анализа   и   синтеза,   сравнения   и классификации, обобщения. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. В   процессе   экспериментирования   мои   дети   получают   возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями,   первооткрывателями.   Проводимые   эксперименты   с различными материалами и предметами (вода, снег, лед, песок, почва, стекло, воздух) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В   качестве   основного   вида   исследовательской   деятельности   Н.   Н. Поддьяков   выделяет   деятельность   экспериментирования,   как   истинно детскую   деятельность,   которая   является   ведущей   на   протяжении   всего дошкольного   возраста:   «Детское   экспериментирование   претендует   на   роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус», «Узнай по запаху», и т. д. (Слайд   15):  Я   считаю,   что   в   результате   проделанной   работы   есть положительные результаты:   сформированы начала экологической культуры у детей; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;  дети учатся практическим действиям по охране природы;  развиваются   умственные   способности   детей,   которые   проявляются   в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;  у   детей   появилось   желание   общаться   с   природой   и   отражать   свои впечатления через различные виды деятельности. (Слайд   16):  Экологическое   воспитание,   по   моему   мнению,   это   не только   воспитание   любви   к   природе,   ее   понимание.   Прежде   всего,   это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился,   живет.   Наша   задача   углубить   это   чувство,   помочь   растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края. (Слайд 17): Доклад окончен, спасибо за внимание!