(Слайд 1): Использование современных технологий по экологическому
воспитанию детей среднего дошкольного возраста
(Слайд 2):
Актуальность темы: В настоящие время вопрос
экологического воспитания дошкольников важный интересный и актуальный.
Экологическое воспитание это новое направление дошкольной
педагогике, которое отличается от традиционного ознакомления детей с
природой. Это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со
средой обитания и выработка на этой основе правильных форм
взаимодействия с ним.
(Слайд 3): Цель работы: формирование экологической культуры, под
которой понимается совокупность экологического сознания, экологических
чувств и экологической деятельности, определение уровня экологического
воспитания дошкольников, развитие у детей правильных экологических
оценок через ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия,
отзывчивости, сострадания, а так же зачатки экологического идеала с
помощью загадок о животных, где добро побеждает зло.
(Слайд 4): Задачи работы:
1. Воспитывать гармонично развитую личность через экологическое
развитие воспитанников.
2. Повышать интеллектуальный уровень дошкольников через
самостоятельную мыслительную
познавательную активность,
деятельность.
3. Развивать творческие способности личности, формировать образное
мышления, фантазии у воспитанников.
4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к
природе.
5. Формировать навыки экологически грамотного,
нравственного
поведения в природе.
6. Обучать основам актерского мастерства.7. Поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов
мимикой, жестами, телодвижением.
8. Закреплять представление детей о закономерной последовательности,
сезонных изменениях в природе через устное народное творчество.
9. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно,
чувство прекрасного, сострадание к природе, желание беречь ее и
сохранять.
(Слайд 5): Эффективность экологического воспитания целиком и
полностью зависит от создания и правильного использования развивающей
экологической среды. А так же от правильно подобранных традиционных и
современных педагогических технологий.
(Слайд 6): Я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы
работы, которые стимулируют познавательную деятельность детей,
расширяют кругозор детей о природных явлениях:
экскурсии по экологической тропе;
виртуальные экскурсии в музеи;
прогулки на участке;
работа в огороде, на клумбе;
работа в уголке природы, включая огород на окне;
наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;
моделирование;
коллекционирование;
опытно экспериментальная деятельность в экологической
лаборатории;
чтение природоведческой, художественной литературы;
изобразительная деятельность;
прогнозирование погоды по поведенческим реакциям животных и
экологические занятия;
растений;
экологические конкурсы, праздники, развлечения;
составление экологических сказок;
экологические выставки;
обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на
экологические темы;
экологические игры (дидактические,
имитационные,
игры
моделирование экосистем, игры – путешествия).
(Слайд 7): Для работы с детьми по экологическому воспитанию я
создала развивающую предметно пространственную среду. Для этого в
нашей группе имеются многочисленные дидактические пособия, схемы,
таблицы для занятий, множество дидактических и настольнопечатных игр
природоведческого содержания, природоведческая литература, большая
подборка экологических игр,
экологическая лаборатория «Юные
исследователи» полностью оснащенная оборудованием для опытов, собрана
коллекция трав, семян, камней, гербарии, регулярно оформляются выставки:
«Сохраним родную планету», (Слайд 8): «Неделя доброты» и т.д.
(Слайд 9): Для природного уголка подобрано множество растений с
используется
изготовлен календарь погоды,
различным строением,
разнообразное оборудование для нетрадиционного оформления огорода на
окне.
Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует
развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у
каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами
природы, ценностного отношения ко всему живому.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены на реализацию ФГОС дошкольного образования, поэтому я
включаю в образовательную деятельность по экологическому воспитанию с
детьми следующие педагогические технологии:
(Слайд 10): Личностноориентированная технология. Основным
методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества,
равенства во взаимопонимании, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на
равных». В общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над
ним, а вместе!» В своей работе с детьми я стараюсь обеспечиватьпсихологический комфорт, ритмично выстраивая каждый день жизни
детского коллектива. А если ребенок растет чутким и доброжелательным, он
не навредит природе и окружающим его объектам.
Моя цель содействовать становлению ребенка как личности. Моя же
задача – помочь детям самостоятельно найти ответы на все интересующие их
вопросы. Мы вместе с детьми изготавливаем игрушки, подарки к праздникам.
(Панно «Белая береза под моим окном», подсвечник «Уточка», «Аленький
цветочек», композиция «Божья коровка на листочке», «Змейка на пенечке»,
магнитики «Веселая обезьянка» и т. д.)
Совместно с родителями и детьми готовим экологические праздники и
развлечения: «День рождения леса», «Весенний праздник птиц», «Чудесный
пенек в летний денек и веселый Колобок», лепим жаворонков на праздник
Сороки.
Растения, украшающие групповую комнату, игрушки, способствующие
индивидуальным экологическим играм, зимний сад, где провожу
образовательную деятельность с детьми по экологическому развитию
дошкольника, центры по художественноэстетическому воспитанию, где дети
могут выбрать себе занятие по интересу и изготовить поделки из природного
материала здесь нет принуждения, все это способствует всестороннему
уважению и любви к ребенку, веру в его творческие силы.
Например,
в центре литературы и книгоиздательства дети
самостоятельно создают экологические книги «Хищные животные»,
«Травоядные животные», «Животные жарких стран и Севера» и т. д.
В центре «Природы и естествознания» дети с помощью аппликации из
готовых картинок или вырезая из журналов, оформляют альбомы «Детеныши
диких животных», «Кто, чем питается» и т. д.
В центре конструирования дети с удовольствием выполняют объемную
композицию с помощью веточек, салфеток «Дупло для белочки», «Яблонька в
цвету» и т. д.В центре математики и настольных игр дети решают простейшие
арифметические задачи, в которых вместо цифр нарисованы домашние
животные, перелетные птицы и т. д. Ребенок должен решить задачу, наклеив
соответствующее число картинок снегирей, кошек, медведей и т. д. У ребенка
ненавязчиво закрепляются знания по ФЭМП и расширяются представления о
природе. Ребенок играет, не замечая того, что обучается.
В результате этой технологии у детей стабильно повышается качество
знаний по экологическому воспитанию, одновременно ребенок развивается
как всесторонняя личность.
(Слайд 11): Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей
дошкольного возраста является игра, большую роль отвожу применению
игровых технологий.
Целью использования игровых технологий считаю: повышение уровня
познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной
культуры.
В старшем дошкольном возрасте использую ролевые игры, которые
основаны на моделировании социального содержания экологической
деятельности, например, «Времена года», «Животные», «Строительство
города». В ходе игры «Строительство города» у детей формируются
представление о том, что строительство может осуществляться только при
условии соблюдения экологических норм и правил. Так дети учатся
заботиться о своем родном городе и осознавать существующие в нем
экологические проблемы. Пусть дети еще малы, но они уже задумываются,
как можно помочь городу: куда отвести грязную воду, как сделать воздух
чище. Конечно, идеи детей примитивны и порою нелепы, но я уверена, что мои
воспитанники, когда вырастут, будут делать все возможное, чтобы город стал
экологически чистым.
Интересно в группе проходят соревновательные игры, такие, как
конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес». Они стимулируютактивность детей в приобретении и демонстрации экологических знаний,
навыков, умений.
Мне очень нравится использовать такую форму работы, как игры
путешествия, например, «Волшебная палочка», в которых дети с помощью
мультимедийной презентации попадают на Северный полюс, на дно океана, в
Африку, на другую планету и т. д. Получается виртуальная экскурсия, с
помощью которой дети могут посетить незнакомые для себя места,
познакомиться с природой разных материков, побывать на необитаемом
острове и представить мир во всем его многообразии, не выходя за пределы
группы.
В работе с детьми большое значение имеют дидактические игры
экологического содержания: «Кто, где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о
приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об
экосистемах); «Живое неживое», «Птицырыбызвери», «Что сначала, что
потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о
правилах поведения в природе) и т. д. Дидактические игры заставляют
ребенка быть внимательным, логически мыслить, искать правильный ответ,
обобщать и
расширяют представления детей о мире природы,
классифицировать. И все это ненавязчиво в форме игры.
В результате игровых технологий у детей формируется бережное
отношение ко всему живому на Земле, навык экологически грамотного,
нравственного поведения в природе.
(Слайд 12):
Для лучшего усвоения материала использую
информационнокоммуникативные технологии, которые помогают в игровой
способствуют повышению
форме изучить необходимый материал,
познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей,
мотивируют детей к действию, обеспечивают прочность усвоения знаний
дошкольника.В процессе своей работы я создала мультимедийные презентации
экологической тематики: «Голоса птиц», «Зеленая аптека», «Насекомые в
загадках», «Чудоовощи», «Удивительные явления природы», «Грибное
царство», «Чтобы не было беды», «Птицы – наши друзья», «На бабушкином
дворе», «Россия – Родина моя», «Экологические катастрофы», «Планеты
Солнечной системы» и т. д.
Использование
современных информационнокоммуникативных
технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за
незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной
деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и
актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы
воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в
непринуждённой форме.
(Слайд 13): Метод проектов. Он дает возможность ребенку работать
над проблемой и самостоятельно получать ответы на свои вопросы в
результате деятельности.
Мы вместе с ребятами реализовали экологические проекты: «Времена
года», «Чудо – овощи», «Зеленая аптека», «Мастерская природы», «Наши
младшие друзья», «Неизведанное рядом», «Экологическая тропа», «Мир
природы и ребенок», «Чудесный пенек в летний денек и веселый Колобок»,
«Впустите в сердце доброту».
В результате реализации проектов дети научились видеть проблему,
планировать свою деятельность, добывать знания (в книгах, у родителей, из
компьютера и т. д., экспериментировать, синтезировать полученные знания. У
детей развиваются творческие способности и коммуникативные навыки,
ребята учатся взаимодействовать со взрослыми, что позволяет успешно
адаптироваться к окружающему миру. Например, реализуя социально
личностный проект «Впустите в сердце доброту», мы решали задачи
экологического воспитания: вместе с детьми и родителями организовалиптичью столовую, изготовили кормушки для птиц, посадили на участке
дерево. Следовательно, экологическое воспитание помогает воспитать в детях
нравственные качества: сострадание, чувство прекрасного, взаимопомощь и т.
д.
(Слайд 14): Исследовательская, поисковая активность – естественное
состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.
Исследовать, открыть, изучить значит сделать шаг в неизведанное. Это
искать,
огромная возможность для детей думать,
пробовать,
экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В процессе поисково
исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я
запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все
крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.
В процессе экспериментирования мои дети получают возможность
удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными,
исследователями, первооткрывателями. Проводимые эксперименты с
различными материалами и предметами (вода, снег, лед, песок, почва, стекло,
воздух) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы
«как?» и «почему?».
В качестве основного вида исследовательской деятельности Н. Н.
Поддьяков выделяет деятельность экспериментирования, как истинно
детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего
дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль
ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в
«Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на
вкус», «Узнай по запаху», и т. д.
(Слайд 15): Я считаю, что в результате проделанной работы есть
положительные результаты:
сформированы начала экологической культуры у детей;
сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям
природы, экологическое мышление;
дети учатся практическим действиям по охране природы;
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в
умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои
впечатления через различные виды деятельности.
(Слайд 16): Экологическое воспитание, по моему мнению, это не
только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это
воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и
к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны
быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он
родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему
человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем
окружении, в природе родного края.
(Слайд 17): Доклад окончен, спасибо за внимание!