(Слайд 1): Использование современных технологий по экологическому
воспитанию детей среднего дошкольного возраста
(Слайд   2):
 Актуальность   темы:   В   настоящие   время   вопрос
экологического воспитания дошкольников важный интересный и актуальный.
Экологическое   воспитание      это   новое   направление   дошкольной
педагогике,   которое   отличается   от   традиционного   ознакомления   детей   с
природой. Это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со
средой   обитания   и   выработка   на   этой   основе   правильных   форм
взаимодействия с ним.
(Слайд 3):  Цель работы: формирование экологической культуры, под
которой понимается совокупность экологического сознания, экологических
чувств   и   экологической   деятельности,  определение   уровня   экологического
воспитания   дошкольников,   развитие   у   детей   правильных   экологических
оценок через ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия,
отзывчивости,   сострадания,   а   так   же   зачатки   экологического   идеала   с
помощью загадок о животных, где добро побеждает зло.
(Слайд 4): Задачи работы:
1. Воспитывать   гармонично   развитую   личность   через   экологическое
развитие воспитанников.
2. Повышать   интеллектуальный   уровень   дошкольников   через
  самостоятельную   мыслительную
познавательную   активность,
деятельность.
3. Развивать   творческие   способности   личности,   формировать   образное
мышления, фантазии у воспитанников.
4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к
природе.
5. Формировать   навыки   экологически   грамотного,
  нравственного
поведения в природе.
6. Обучать основам актерского мастерства.7. Поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов
мимикой, жестами, телодвижением.
8. Закреплять представление детей о закономерной последовательности,
сезонных изменениях в природе через устное народное творчество.
9. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно,
чувство   прекрасного,   сострадание   к   природе,   желание   беречь   ее   и
сохранять.
(Слайд   5):  Эффективность   экологического   воспитания   целиком   и
полностью   зависит   от   создания   и   правильного   использования   развивающей
экологической среды. А так же от правильно подобранных традиционных и
современных педагогических технологий.
(Слайд 6):  Я стараюсь использовать разнообразные формы и приемы
работы,   которые   стимулируют   познавательную   деятельность   детей,
расширяют кругозор детей о природных явлениях:
экскурсии по экологической тропе;
виртуальные экскурсии в музеи;
 прогулки на участке;
 работа в огороде, на клумбе;
 работа в уголке природы, включая огород на окне;
 наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;
 моделирование;
 коллекционирование;
 опытно      экспериментальная   деятельность   в   экологической
лаборатории;
 чтение природоведческой, художественной литературы;
 изобразительная деятельность;
 прогнозирование   погоды   по   поведенческим   реакциям   животных   и
экологические занятия;
растений;
экологические конкурсы, праздники, развлечения;
составление экологических сказок;
экологические выставки;
 обсуждение   и   проигрывание   игровых   проблемных   ситуаций   на
экологические темы;
экологические   игры   (дидактические,
  имитационные,
  игры   
моделирование экосистем, игры – путешествия).
(Слайд   7):  Для   работы   с   детьми   по   экологическому   воспитанию   я
создала   развивающую   предметно      пространственную   среду.   Для   этого   в
нашей   группе   имеются   многочисленные   дидактические   пособия,   схемы,
таблицы  для  занятий, множество   дидактических   и настольнопечатных  игр
природоведческого   содержания,   природоведческая   литература,   большая
подборка   экологических   игр,
  экологическая   лаборатория   «Юные
исследователи» полностью оснащенная оборудованием для опытов, собрана
коллекция трав, семян, камней, гербарии, регулярно оформляются выставки:
«Сохраним родную планету», (Слайд 8): «Неделя доброты»  и т.д.
(Слайд 9):  Для природного уголка подобрано множество растений с
  используется
  изготовлен   календарь   погоды,
различным   строением,
разнообразное   оборудование   для   нетрадиционного   оформления   огорода   на
окне.
Считаю, что правильно организованная развивающая среда стимулирует
развитие ребенка, его познавательную активность, обеспечивает становление у
каждого   ребенка   потребности   во   взаимодействии,   общении   с   предметами
природы, ценностного отношения ко всему живому.
Современные   педагогические   технологии   в   дошкольном   образовании
направлены   на   реализацию   ФГОС   дошкольного   образования,   поэтому   я
включаю в образовательную деятельность по экологическому воспитанию с
детьми следующие педагогические технологии:
(Слайд   10):  Личностноориентированная   технология.   Основным
методом   моей   работы   с   детьми   является   педагогика   сотрудничества,
равенства во взаимопонимании, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на
равных». В общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над
ним,   а   вместе!»   В   своей   работе   с   детьми   я   стараюсь   обеспечиватьпсихологический   комфорт,   ритмично   выстраивая   каждый   день   жизни
детского коллектива. А если ребенок растет чутким и доброжелательным, он
не навредит природе и окружающим его объектам.
Моя цель  содействовать становлению ребенка как личности. Моя же
задача – помочь детям самостоятельно найти ответы на все интересующие их
вопросы. Мы вместе с детьми изготавливаем игрушки, подарки к праздникам.
(Панно «Белая береза под моим окном», подсвечник «Уточка», «Аленький
цветочек», композиция «Божья коровка на листочке», «Змейка на пенечке»,
магнитики «Веселая обезьянка» и т. д.)
Совместно с родителями и детьми готовим экологические праздники и
развлечения: «День рождения леса», «Весенний праздник птиц», «Чудесный
пенек в летний денек и веселый Колобок», лепим жаворонков на праздник
Сороки.
Растения, украшающие групповую комнату, игрушки, способствующие
индивидуальным   экологическим   играм,   зимний   сад,   где   провожу
образовательную   деятельность   с   детьми   по   экологическому   развитию
дошкольника, центры по художественноэстетическому воспитанию, где дети
могут выбрать себе занятие по интересу и изготовить поделки из природного
материала      здесь   нет   принуждения,   все   это   способствует   всестороннему
уважению и любви к ребенку, веру в его творческие силы.
Например,
  в   центре   литературы   и   книгоиздательства   дети
самостоятельно   создают   экологические   книги   «Хищные   животные»,
«Травоядные животные», «Животные жарких стран и Севера» и т. д.
В центре «Природы и естествознания» дети с помощью аппликации из
готовых картинок или вырезая из журналов, оформляют альбомы «Детеныши
диких животных», «Кто, чем питается» и т. д.
В центре конструирования дети с удовольствием выполняют объемную
композицию с помощью веточек, салфеток «Дупло для белочки», «Яблонька в
цвету» и т. д.В   центре   математики   и   настольных   игр   дети   решают   простейшие
арифметические   задачи,   в   которых   вместо   цифр   нарисованы   домашние
животные, перелетные птицы и т. д. Ребенок должен решить задачу, наклеив
соответствующее число картинок снегирей, кошек, медведей и т. д. У ребенка
ненавязчиво закрепляются знания по ФЭМП и расширяются представления о
природе. Ребенок играет, не замечая того, что обучается.
В результате этой технологии у детей стабильно повышается качество
знаний   по   экологическому   воспитанию,   одновременно   ребенок   развивается
как всесторонняя личность.
(Слайд   11):  Опираясь   на   то,   что   ведущей   деятельностью   детей
дошкольного   возраста   является   игра,   большую   роль   отвожу   применению
игровых технологий.
Целью использования игровых технологий считаю: повышение уровня
познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной
культуры.
В   старшем   дошкольном   возрасте   использую   ролевые   игры,   которые
основаны   на   моделировании   социального   содержания   экологической
деятельности,   например,   «Времена   года»,   «Животные»,   «Строительство
города».   В   ходе   игры   «Строительство   города»   у   детей   формируются
представление о том, что строительство может осуществляться только при
условии   соблюдения   экологических   норм   и   правил.   Так   дети   учатся
заботиться   о   своем   родном   городе   и   осознавать   существующие   в   нем
экологические проблемы. Пусть дети еще малы, но они уже задумываются,
как можно помочь городу: куда отвести грязную воду, как сделать воздух
чище. Конечно, идеи детей примитивны и порою нелепы, но я уверена, что мои
воспитанники, когда вырастут, будут делать все возможное, чтобы город стал
экологически чистым.
Интересно   в   группе   проходят   соревновательные   игры,   такие,   как
конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес». Они стимулируютактивность   детей   в   приобретении   и   демонстрации   экологических   знаний,
навыков, умений.
Мне   очень   нравится   использовать   такую   форму   работы,   как   игры
путешествия, например, «Волшебная палочка», в которых дети с помощью
мультимедийной презентации попадают на Северный полюс, на дно океана, в
Африку,   на   другую   планету   и   т.   д.   Получается   виртуальная   экскурсия,   с
помощью   которой   дети   могут   посетить   незнакомые   для   себя   места,
познакомиться   с   природой   разных   материков,   побывать   на   необитаемом
острове и представить мир во всем его многообразии, не выходя за пределы
группы.
В   работе   с   детьми   большое   значение   имеют   дидактические   игры
экологического содержания: «Кто, где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о
приспособлении   животных   к   среде   обитания);   «У   кого   какой   дом»   (об
экосистемах); «Живое  неживое», «Птицырыбызвери», «Что сначала, что
потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о
правилах   поведения   в   природе)   и   т.   д.   Дидактические   игры   заставляют
ребенка быть внимательным, логически мыслить, искать правильный ответ,
  обобщать   и
расширяют   представления   детей   о   мире   природы,
классифицировать. И все это ненавязчиво  в форме игры.
В   результате   игровых   технологий   у   детей   формируется   бережное
отношение   ко   всему   живому   на   Земле,   навык   экологически   грамотного,
нравственного поведения в природе.
(Слайд   12):
 Для   лучшего   усвоения   материала   использую
информационнокоммуникативные технологии, которые помогают в игровой
  способствуют   повышению
форме   изучить   необходимый   материал,
познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей,
мотивируют   детей   к   действию,   обеспечивают   прочность   усвоения   знаний
дошкольника.В   процессе   своей   работы   я   создала   мультимедийные   презентации
экологической   тематики:   «Голоса   птиц»,   «Зеленая   аптека»,   «Насекомые   в
загадках»,   «Чудоовощи»,   «Удивительные   явления   природы»,   «Грибное
царство», «Чтобы не было беды», «Птицы – наши друзья», «На бабушкином
дворе»,   «Россия   –   Родина   моя»,   «Экологические   катастрофы»,   «Планеты
Солнечной системы» и т. д.
Использование
современных   информационнокоммуникативных
технологий   в   обучении   дошкольников   целесообразно.   Это   позволяет   за
 
незначительное   время,   отведённое   для   непосредственно   образовательной
деятельности,   охватить   материал   шире,   представить   его   интереснее   и
актуальнее.   К   тому   же   мультипликационный   и   видео   материалы
воспринимаются   детьми   с   удовольствием,   усвоение   знаний   происходит   в
непринуждённой форме.
(Слайд 13):  Метод проектов. Он дает возможность ребенку работать
над   проблемой   и   самостоятельно   получать   ответы   на   свои   вопросы   в
результате деятельности.
Мы вместе с ребятами реализовали экологические проекты: «Времена
года», «Чудо  – овощи», «Зеленая  аптека», «Мастерская  природы», «Наши
младшие   друзья»,   «Неизведанное   рядом»,   «Экологическая   тропа»,   «Мир
природы и ребенок», «Чудесный пенек в летний денек и веселый Колобок»,
«Впустите в сердце доброту».
В   результате   реализации   проектов   дети   научились   видеть   проблему,
планировать свою деятельность, добывать знания (в книгах, у родителей, из
компьютера и т. д., экспериментировать, синтезировать полученные знания. У
детей   развиваются   творческие   способности   и   коммуникативные   навыки,
ребята   учатся   взаимодействовать   со   взрослыми,   что   позволяет   успешно
адаптироваться   к   окружающему   миру.   Например,   реализуя   социально
личностный   проект   «Впустите   в   сердце   доброту»,   мы   решали   задачи
экологического   воспитания:   вместе   с   детьми   и   родителями   организовалиптичью   столовую,   изготовили   кормушки   для   птиц,   посадили   на   участке
дерево. Следовательно, экологическое воспитание помогает воспитать в детях
нравственные качества: сострадание, чувство прекрасного, взаимопомощь и т.
д.
(Слайд 14):  Исследовательская, поисковая активность – естественное
состояние   ребенка,   он   настроен   на   познание   мира,   он   хочет   его   познать.
Исследовать,   открыть,   изучить      значит   сделать   шаг   в   неизведанное.   Это
  искать,
огромная   возможность   для   детей   думать,
  пробовать,
экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В процессе поисково
исследовательской   деятельности   идет   обогащение   памяти   ребенка,
активизируются   его   мыслительные   процессы,  так   как   постоянно   возникает
необходимость   совершать   операции   анализа   и   синтеза,   сравнения   и
классификации, обобщения.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я
запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все
крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.
В   процессе   экспериментирования   мои   дети   получают   возможность
удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными,
исследователями,   первооткрывателями.   Проводимые   эксперименты   с
различными материалами и предметами (вода, снег, лед, песок, почва, стекло,
воздух) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы
«как?» и «почему?».
В   качестве   основного   вида   исследовательской   деятельности   Н.   Н.
Поддьяков   выделяет   деятельность   экспериментирования,   как   истинно
детскую   деятельность,   которая   является   ведущей   на   протяжении   всего
дошкольного   возраста:   «Детское   экспериментирование   претендует   на   роль
ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в
«Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на
вкус», «Узнай по запаху», и т. д.
(Слайд   15):  Я   считаю,   что   в   результате   проделанной   работы   есть
положительные результаты:
сформированы начала экологической культуры у детей;
сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям
природы, экологическое мышление;
 дети учатся практическим действиям по охране природы;
 развиваются   умственные   способности   детей,   которые   проявляются   в
умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
 у   детей   появилось   желание   общаться   с   природой   и   отражать   свои
впечатления через различные виды деятельности.
(Слайд   16):  Экологическое   воспитание,   по   моему   мнению,   это   не
только   воспитание   любви   к   природе,   ее   понимание.   Прежде   всего,   это
воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и
к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны
быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он
родился,   живет.   Наша   задача   углубить   это   чувство,   помочь   растущему
человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем
окружении, в природе родного края.
(Слайд 17): Доклад окончен, спасибо за внимание!