Данный материал представлен в виде презентации к исследовательской работе. Этот исследовательский проект, выполнялся на протяжении двух учебных лет ученицей 8 - 9 класса при некоторой помощи учеников 7 класса. Работа акцентирует внимание на важнейшей в настоящее время проблеме: тяжести ранца и его влиянии на осанку учащихся и как следствие возникновение многих заболеваний на протяжении школьных лет. В работе подробнейшим образом рассматриваются все вопросы, касающиеся этой проблемы.
«ОСЁЛ ЛИ УЧЕНИК?!
Подготовили работу:
Запорожцева Надежда, 89 класс
Нагорная Ульяна, 7 класс
Цибульская Ксения, 7 класс
Руководитель: Запорожцева О. И., учитель
физики
1
Цель работы: Узнать, как
тяжесть ранца на
влияет
осанку школьника, выяснить
правила
ношения
ранца.
выбора,
Объект исследования:
школьный ранец с одной
стороны и осанка – с другой
2
учащихся
Актуальность работы:
За последние 3 года, по данным
диспансеризации
практически в 2 раза вырос
процент заболеваний, связанных
с нарушением осанки, которые
могут привести к различным
тяжелым болезням и даже к
инвалидности.
Исследование состояния опорно
- двигательной системы одно из
исследований,
важнейших
которое
нужно
можно
проводить в школе
и
3
Практическая значимость работы
её можно использования на
уроках:
- «Окружающий мир»;
- «Биологии»;
- при составлении расписания в
школе;
- а также на родительских
ознакомлении
собраниях при
родителей
вопросам
правильного выбора ранца.
по
4
ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ
Ученики были во все
времена,
а история
портфеля насчитывает
чуть больше столетия.
на
Давным-давно люди
писали
табличках.
В какой же портфель
можно их поместить?
глиняных
5
ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ
Когда в Древнем Египте изобрели папирус, его можно
было склеивать в свитки и помещать в пенал, который
носили на шнурке у пояса
6
ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ
Китайцы изобрели бумагу, а в Европе
была изобретена сумка для её ношения –
портфель.
7
Ранец – пришел к нам вместе с наемными
немецкими солдатами - походный заплечный
мешок
После первой мировой войны
ученики собирали книжки и
тетрадки в портфели
Старшеклассники 80–х
обзавелись «дипломатами»
8
В конце 80–х – в 90–х
в моду вошли
сумки. Младшие
школьники носили
портфели.
Сегодня школы
пестрят ранцами
всевозможных
расцветок и форм.
Сейчас ученые разрабатывают
электронные школьные ранцы.
9
Исследования учёных
мира
Американская академия педиатрии не рекомендует
детям носить грузы, превышающие 10- 20% веса тела.
Министерство образования Австрии приняло решение
об ограничении максимального
веса школьных
портфелей и рюкзаков 10% от веса тела школьника
Московская область: вес ранца с учебниками у
учеников начальной школы достигает 5-6 кг, что в 2,5-
3 раза превышает допустимые гигиенические нормы!!!
10
РАНЕЦ И ОСАНКА
Ученые
ранцев
специальными датчиками и контролировали
поклажу
оснастили
лямки
ВЫВОД:
1.Чем
тяжелее ноша,
тем выраженнее
становились боли в спине.
2.Начиная с 20% (от веса ребёнка) давление в
2-3 раза больше предельного давления, что
приводит к нарушению кровообращения в
организме!
3.Средний вес школьного ранца превышает
11
22% веса ученика!!!
ОСАНКА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ
«Правильная осанка – залог
здоровья» (Павлов)
При неправильной осанке:
- движения человека становятся
неловкими;
- внутренние органы смещаются,
что приводит к нарушению их
деятельности;
- возникают боли в суставах,
мышцах, стопах, пояснице.
12
ВЫБОР РАНЦА на «5»
1.Специальная ортопедическая спинка,
соответствующая линии позвоночника.
2.Из легкого, водоотталкивающего
материала с
«дышащей» спинкой.
3.Регулируемые
уплотненные лямки с
шириной не уже 8 см с
ремнями для пояса.
4.Наличие катафотов
5.Верх ранца не должен находиться выше линии
плеч, а низ ниже бёдер.
13
ПРАВИЛА УПАКОВКИ НА «5»
1.Брать только
необходимое
3.Полностью
загруженный
ранец весит не
более 15% от
массы тела – это
предел!!!
2.Книги и прочие
тяжёлые плоские
предметы
укладывать
параллельно спине
4.Самый тяжёлый предмет должен располагаться внизу
и ближе всего к спине
14
Вес учебного издания не должен превышать для
учащихся:
1-4 классов – 300 г
5-6 классов – 400 г
7-9 классов – 500 г10-11 классов – 600 г.
превышать:
Ранец пустой для школьников не должен
ЧТО ПОВЕДАЛ САНПИН
- младших классов 600 г,
- для старшеклассников 1 кг.
Ранец в полном оснащении
16
1.Влияет ли ранец на осанку человека? (нач шк)
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
80
40
да
50
7
нет
14
10
затрудняюсь ответить
дети
родители
2.Ранец и заболевания сердца и сосудов (нач шк)
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
79
26
да
17
54
16
20
5
нет
затрудняюсь ответить
дети
родители
3.Как уменьшить вес ранца? (нач шк)
80
70
67
60
54
64
46
80
14
6
16
27
10
18
14
20
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
дети
родители
18
1.Влияет ли ранец на осанку? (5-9 кл)
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
90
23
6
2
4
3
да
нет
дети родители
затрудняюсь ответить
2.Ранец и заболевания сердца и сосудов (5-9 кл)
60
50
40
30
20
10
0
53
11
да
35
6
нет
12
3
затрудняюсь ответить
дети
родители
19
3.Как уменьшить вес ранца? (5-9 кл)
70
60
50
40
30
20
10
0
30
14
21
11
37
29
33
18
35
36
18
18
38
32
65
61
дети
родители
20
95
90
1.Влияет ли ранец на осанку? (10-11 кл)
100
80
60
40
20
0
5
5
5
нет
да
затрудняюсь ответить
0
дети родители
2.Ранец и заболевания сердца и сосудов (10-11 кл)
60
50
40
30
20
10
0
48
29
52
33
14
14
да
нет
затрудняюсь ответить
дети
родители
21
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
33
5
95
57
38
47
28
28
3.Как уменьшить вес ранца? (10-11 кл)
76
48
67
76
48
14
14
14
дети
родители
22
ВЫВОДЫ
1. Влияет ли ранец на осанку?
Дети – понимают, осознают, чем старше становятся, но
избавиться от НЕГО не могут
Родители – понимают изначально, носят ЕГО исправно, когда
носить становится стыдно, огорчаются, что ничто нельзя
изменить.
2. Влияет ли ранец на возникновение сердечно-сосудистых
заболеваний?
Дети – с возрастом, перетаскивая ежедневно тяжеленные ранцы,
сумки, сумочки…, осознают всё больше и больше, но
«перетаскивать нельзя остановиться»
Родители - сначала подозревают, потом надеются на чудо,
потом лечат своих детей, но уже поздно….
3. Как снизить вес ранца?
Дети – мечтают об электронном, но надеются сначала на
товарища, затем ходят с пакетом
Родители – во всём поддерживают своих детей – они одно
целое
23
120
100
80
60
40
20
0
Осанка 2016 2017 гг
98
88
78
ДАННЫЕ МЕДОСМОТРОВ
ПО ШКОЛЕ
17
10
1
1
2
5
нормальная, % предрасположенность, % искривление, %
начальное
среднее
старшее
120
100
80
60
40
20
0
Осанка 2017 2018 гг
96.5
85
75
20
12
1.5
2
3
5
нормальная, % предрасположенность, % искривление, %
начальное
среднее
старшее
24
ГОРЬКАЯ ПРАВДА ИССЛЕДОВАНИЙ
Расчёт давления, оказываемого лямками ранца на плечи
P давление,
F – сила,
S – площадь опоры
P = F / S
1 Па = 1 Н/ м2
Площадь лямок
Вид сумок
Ранцы
Длина лямок Ширина лямок S=ab или S=2ab
0,25 м
0,06 м
S=2*0,25м*0,06м=2*0,015м2=0,03 м2
Сумки дамская с
ручкой
0,1 м
0,02 м
S=0,1 м*0,02 м=0,002 м2
Сумки ручкой
0,25 м
0,06 м
S=0,25 м*0,06 м=0,015 м2 = 0,02 м2
25
4
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
2 класс
3.4
3.28
3.2
3.3
2.78
2.78
2.74
1.5
1.5
1.5
3.59
2.81
1.5
2.2
1.5
понед
вторн
шестидневка
среда
пятидневка
четв
норма
пятн
26
4
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
3.5
3.4
3 класс
3.3
3.2
3.69
3.46
3.8
3.4
3.3
3.2
2
2
2
2
2
понед
вторн
шестидневка
среда
пятидневка
четв
норма
пятн
27
4
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
3.58
3.49
4 класс
3.28
3.15
3.69
3.39
3.28
3.2
3.19
2.85
2
2
2
2
2
понед
вторн
шестидневка
среда
пятидневка
четв
норма
пятн
28
5
4.5
4
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
5 класс
3.84
3.88
3.59
3.65
3.7
3.66
4.54
4.09
3.58
3.44
3.29
2.5
2.5
2.5
2.5
2.5
2.5
понед
вторн
среда
шестидневка
четв
пятидневка
пятн
норма
0
субб
29
5
4.5
4
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
6 класс
4.54
4.54
3.67
3.67
3.84
3.42
3.65
3.65
2.5
2.5
2.5
2.5
3.66
3.21
2.5
3.04
2.5
понед
вторн
среда
шестидневка
четв
пятидневка
пятн
норма
0
субб
30
6
5
4
3
2
1
0
5.26
5.24
4.51
3.83
3.5
3.5
7 класс
5.31
5.05
4.83
4.05
3.5
3.8
3.6
3.5
3.55
3.5
3.5
понед
вторн
среда
шестидневка
четв
пятидневка
пятн
норма
0
субб
31
7
6
5
4
3
2
1
0
8 класс
4.56
4.56
5.16
4.71
5.87
5.25
5.16
5.27
3.5
3.5
3.5
3.5
4.7
3.95
3.5
3.86
3.5
понед
вторн
среда
шестидневка
четв
пятидневка
пятн
норма
0
субб
32
6
5
4
3
2
1
0
5.04
4.25
4
5.56
4.76
4
5.12
5.06
9 класс
4.92
4
4.35
4
4.86
4.52
4
4.13
4
понед
вторн
среда
шестидневка
четв
пятидневка
пятн
норма
33
0
субб
6
5
4
3
2
1
0
10 класс
5.1
5.1
4.34
4
4.8
4
5.6
5.4
4
5
4
4.2
5.6
4.5
4
4.5
4
понед
вторн
среда
шестидневка
четв
пятидневка
пятн
норма
0
субб
34
7
6
5
4
3
2
1
0
5.47
4.9
4
5.5
4.99
4
11 класс
5.65
5.2
5.8
4
4.1
4
5.1
4.8
4
4.4
4
понед
вторн
среда
шестидневка
четв
пятидневка
пятн
норма
0
субб
35
Рекомендации
школьной
администрации при
составлении
расписания
36
В Тайване создана группа, цель которой -
способствовать распространению в стране и за
рубежом
электронных школьных ранцев,
которые должны объединить в себе школьные
учебники, тетради, дневники и все другое,
необходимое школьнику для учебы
Эти устройства постепенно заменят традиционные
печатные книги
37
Преимущест
ва
1.Малый вес (10-дюймовый планшетный ПК имеет
массу
лишь чуть больше 1 кг)
2.Новая среда обучения:
-хранение несколько десятков учебников
-индивидуальные задания
-централизованная проверка работ учащихся и
раздача заданий
-передача лекций через электронную доску
-быстрый обмен информацией
Будем ждать и мы чудо-ранец
38
А пока хотелось бы сформулировать следующие
рекомендации, которые помогут в данный момент
снизить вес школьного ранца, а значит избежать
достаточно многих заболеваний,
с
нарушением осанки.
связанных
Эти рекомендации следуют из выводов по результатам
нашего исследования и опроса, проведённого среди
родителей и учащихся нашей школы
39
1.«Умное расписание» для всей школы- которое учитывает
нормы САНПИН по массе школьного ранца на каждый день
(интерактивное расписание в приложении на CD-диске)
2.Хранение сменной обуви и спортивных принадлежностей в
школе (для всех учащихся)
3.Хранение принадлежностей для ИЗО и технологии в школе
(для начальной школы)
(для всех учащихся)
4.«Умные учебники», прошедшие гигиеническую экспертизу
5.Договор между учащимися: «тетради – все, учебники пополам
с товарищем по парте» (средняя и старшая школа)
6.Два комплекта учебников – один дома, другой хранится в
школе (для всех учащихся)
40
Мы сформулировали данные рекомендации по
мере их важности (по результатам опроса) и
возможности выполнения в наших непростых
жизненных условиях.
При их выполнении можно будет реально
снизить заболеваемость от «ранца нашей
в
мечты»,
которая может
«здоровье нашей мечты».
превратиться
41